Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
23-11-2009 14:53
 
Александр Дианин-Хавард. НРАВСТВЕННОЕ ЛИДЕРСТВО. ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. – М. Лидерпром, 2008, – 187 с. 3000 экз. ISBN 978-59901538-1-3

В последнее время в мире можно отметить очевидный всплеск интереса к проблеме лидерства. И это вполне понятно. Углубление и развитие демократического и гражданского общества делает её актуальной не только для узкой группы людей, призванных быть политическими и духовными вождями для всей остальной массы общества, но для самого широкого круга людей. В условиях свободы предпринимательства и ассоциаций потребность в людях, имеющих лидерские качества, способных мобилизовать вокруг себя других людей, существует на разных уровнях – от ларька и мастерской до крупной корпорации и государства. Проблемой лидерства интересуются в религиозных кругах, причем  преимущественно в США, в протестантских объединениях, а также в новых религиозных движениях (НРД). Причем, как показывают наблюдения автора этих строк, такой "англо-саксонско-протестантский взгляд" на лидерство, в общем, мало отличается от, условно говоря, секулярного. Точно так же лидер рассматривается как некий локомотив, обладающий присущим только ему талантом вести за собой послушных ему людей-"вагончиков" в нужном направлении.

Книгу юриста и выпускника школы бизнеса IESE, выходца из Франции с русскими корнями Александра Дианина-Хаварда "Нравственное лидерство", выдержавшую уже несколько изданий на разных языках, а теперь вышедшую и на русском, можно обозначить как христианское видение проблемы лидерства. И хотя, безусловно, работа суммирует некий исследовательский и личный опыт её автора, но учитывая, что её автор, с одной стороны, занят в такой сугубо практичной сфере, как юриспруденция, а с другой – является практикующим христианином, представителем молодого и среднего поколения, то можно утверждать, что такой личный опыт является достаточно "репрезентативным" и обобщающим.

Уже с первых страниц обнаруживаешь, что понимание автором лидерства резко и в чём-то даже парадоксально отличается от того, которое можно назвать уже общепринятым и устоявшимся. Лидерство, по мнению Александра Хаварда, не есть привилегия отдельных особо одаренных личностей. Лидерство доступно всем! И оно заключается в воспитании в характере, прежде всего, таких его черт, как благоразумие, справедливость, мужество, самообладание. Это так называемые кардинальные добродетели.

Существуют также и фундаментальные добродетели, такие, как великодушие и смирение. Это не просто личностные черты, но некие динамические силы, и если в них упражняются регулярно, то постепенно увеличивается способность человека к действию. Недаром, как указывает Александр Хавард, первоначально слово virtus (добродетель) в латинском языке означало силу или энергию. На основе личного опыта, а также примеров из жизни выдающихся деятелей культуры, политики и бизнеса, автор показывает, как подобный подход к понятию лидерства приносит не только положительные результаты духовного и нравственного порядка, но и вполне осязаемые дивиденды в такой совершенно, казалось бы, далекой от любого идеалистического прекраснодушия сфере, как бизнес. Перед нами проходит галерея таких разных людей, как французский промышленник Франсуа Мишлен и президент США Рональд Рейган, отец "единой Европы" Роббер Шуман и лидер "Солидарности" Лех Валенса, Папа Иоанн Павел II и президент Филиппин Корасон Акино. Объединяет всех этих людей то, что волею судьбы оказавшись на позициях лидеров разного масштаба, они руководствовались в своей практике мотивами и принципами высокого нравственного уровня

О том, каковы принципы нравственного лидерства и как их применить в реальной жизни и делах, подробно рассказывается в книге, а также на семинарах института лидерства Александра Дианина-Хаварда в разных странах мира. Нужно сказать, что по объему содержание этих семинаров несколько превышает то, что изложено в данной книге

Коротко и схематично изложенную концепцию нравственного лидерства можно представить следующим образом: это не столько руководство людьми, сколько служение им. При этом, чтобы полноценно нести служение как делу, так и лицам, лидер должен обладать высокими нравственными качествами и учитывать личности и интересы идущих за ним. В нравственном лидерстве нет места эгоизму, характерному для традиционного понимания лидерства, где именно эгоистическая мотивация играет не последнюю роль в формировании у человека качеств лидера.. Наконец, в нравственном лидерстве не имеет значения сама по себе пресловутая "харизма" как наличие определенного рода психофизических качеств, позволяющих лидеру влиять на людей, вести их за собой. Без наличия фундаментальных добродетелей наличие такой харизмы приводит к деградации и разрушению как общества, так и его лидеров.

Хотя возможность стать нравственным лидером существует как для верующих, так и неверующих, автор всё же проводит мысль о том, что нравственное лидерство в изначальной своей сути - явление религиозное. На страницах, посвященных "тупикам нормативной этики", Александр Хавард указывает, что само по себе следование этическим нормам как своду правил дает позитивный эффект, однако он может оказаться слабым и непрочным. В пример приводятся представители коммунистической номенклатуры, в свое время придерживавшиеся морального кодекса строителя коммунизма, но с легкостью с ним расставшиеся, превратившись в "либералов" и даже антикоммунистов, как только прежняя политическая система рухнула.

В своей книге Александр Хавард, на наш взгляд, умело подводит читателя к мысли о том, что именно наличие Бога как надмирного первоначала и высшего мерила нравственности, высшей цели, к которой стремится человек, и делает нравственное лидерство не просто прекраснодушными рассуждениями, но реальным, действенным и жизнеспособным инструментом как совершенствования личности, так и мира сего. В новое и новейшее время во многих "старых" и "новых" религиозных движениях появились направления, сакрализирующие повседневную жизнь и труды человека. Автор, будучи католиком по вероисповеданию, иллюстрирует многие свои идеи высказываниями и мыслями основателя подобного движения внутри католической Церкви, именуемого "Opus Dei" – св. Хосемариа-Эскрива де Балагера. Этот испанский священник в первой половине XX века произвел самую настоящую революцию в Церкви провозглашением идеи о том, что не просто результатов и самоусовершенствования можно достигнуть в праведной жизни и труде, но также и подлинной святости, её самого высокого уровня.

В заключительной части книги даются практические рекомендации по воспитанию (точнее даже самовоспитанию ) в себе качеств нравственного лидера. И хотя автор указывает, что его советы адресованы, прежде всего, христианам, однако с определенной корректировкой они могут быть использованы и представителями других религий. Эти принципы просты: постоянная самопроверка или испытание совести, духовное руководство и наставничество, а также формирование четкого плана для личной жизни и деятельности.

Думается, книга будет интересна, особенно тем, кто считает, что нравственность и лидерство, карьера – несовместимые вещи. Это не так – аргументировано доказывает книга Александра Дианина-Хаварда.

Валерий Емельянов
для "Портала-
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]