Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
01-04-2013 12:23
 
ИНТЕРВЬЮ: Епископ Петроградский и Гдовский РПАЦ ГРИГОРИЙ (Лурье) об аресте в Нижнем Новгороде схимонаха Серафима, изменениях в Суздале и ценностях «зарубежности» для двух «осколков» РПЦЗ

"Портал-Credo.Ru": 26 марта в Нижнем Новгороде поймали молодого человека, у которого якобы были при себе наркотики. Он оказался схимонахом РПАЦ. Можете ли Вы как человек, имеющий отношение к РПАЦ, это прокомментировать?

Епископ Григорий: Об обстоятельствах конкретного уголовного дела я ничего не знаю и комментировать это не могу. Тут самое главное, извините за каламбур, ясно и без наркотиков: РПАЦ приняла из МП секту, а попавшийся сейчас схимонах — ее лидер. Это видно даже из вполне апологетических публикаций в пользу этой группы, появлявшихся в интернете в течение последних десяти лет.

Там у людей богатая духовная жизнь вокруг духовного старца, призванного к старческому служению в возрасте 20 лет. Сейчас ему 30 с небольшим. В 2010 году, когда эта секта была еще в МП, ее лидер попал в аналогичный скандал, и после этого их группа перешла в РПАЦ. Схимонах (кто только его постригал?) просился в священники. Митрополит Валентин отказал ему как инвалиду, но предложил представить другого кандидата от их группы. Кандидат приехал в Суздаль, но потом так и уехал, не рукоположенный. Причин я не знаю.

Как бы то ни было, принимать эту группу было грубой ошибкой. Нельзя путать хорошее и плохое – распространение Православия (это хорошее) с раздуванием собственной церковной организации даже отнюдь не за счет воздуха, как мыльный пузырь, а чего похуже…

— Но это дела минувшие. Митрополита Валентина уже с нами нет. А как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Суздале?

- Хорошо. По-моему, Митрополит Феодор проявляет разумную осторожность. Фактически все еще действует мораторий на какие-либо активные действия, и это правильно. Даже один год после смерти прежнего Митрополита — еще не достаточный срок.

В течение всего первого года после кончины Митрополита Валентина мы наблюдали процесс по изъятию мощей. Закончился он, слава Богу, благополучно. А в чем была причина процесса? Почему владимирские областные власти решили напасть на РПАЦ именно в январе 2012 года? Ответ очевиден: потому что умер Митрополит Валентин. Для РПАЦ это очень радикальная перестройка и, можно сказать, поначалу это была открытая рана. В нее тут же попала инфекция (этих владимирских чиновников нужно сравнить с паразитической микрофлорой или бактериями), начался сепсис. К счастью, лечение было проведено и оказалось успешным. Но потребовался год. Теперь, надеюсь, открытой раны больше нет, и подобное инфицирование чиновниками невозможно. Конечно, жаль, что нельзя во Владимирской области включить какую-нибудь кварцевую лампу, которая бы оздоровила атмосферу в региональных органах власти.

— Вы считаете главными виновниками трудностей в жизни РПАЦ светских чиновников? А как же гонения от РПЦ МП?

— Тут, думаю, РПЦ МП – это труп татарина, которым размахивают чиновники, вообразившие себя Ильей Муромцем. Она и ведет себя как труп или кукла: за нее говорят, что ей надо требовать, а сама бы она и не подумала – или подумала бы, но не посмела.

— То есть Вы не видите активной роли РПЦ МП в гонениях на РПАЦ в Суздале?

— Не вижу. Вижу только пассивную, роль кочерги, которой чиновники (но только самые глупые из них и лишь по глухим провинциям) тыкают в РПАЦ. Самой РПЦ МП это не доставляет большого комфорта. Ее клирики по природе своей мирные и ленивые.

— А происходит ли сейчас что-нибудь значимое в других русских ИПЦ?

— Происходит очень интересный процесс объединения части РПЦЗ(В-В) с РПЦЗ(А) Митрополита Агафангела. Честно говоря, РПЦЗ(В-В), как она оформилась в 2008 году, представляет собой недоразумение. Там был один настоящий епископ, Анастасий Владивостокский, и одно недоразумение где-то в Америке, а вскоре их противоестественный союз породил целый выводок епископов-недоразумений. Но пора как бы и опомниться, пока еще не вся паства разбежалась. А опомниться нужно серьезно. Я тут говорю именно об РПЦЗ(В-В), так как РПЦЗ(А) вполне опомнившаяся. Пора бы напомнить самим себе, во что мы веруем. И тут, надо быть реалистами, не будет общего для всей РПЦЗ(В-В) решения. Кто-то (возможно, большинство) веруют в "зарубежность". "Зарубежность" – это великая ценность, чадам МП не понять. Мне, правда, тоже не понять. Но те, кто ее ценят, сейчас, наконец, заметили, что именно Митрополит Агафангел создал и возглавил церковную организацию, которая по-настоящему хранит традиции исторической РПЦЗ. Я не думаю, что тем, кто действительно верит в правоту исторического пути РПЦЗ, можно быть в разделении с Митрополитом Агафангелом.

— Значит, Вы позитивно оцениваете миссию Митрополита Агафангела?

— А почему бы так не оценивать, когда есть за что? Я констатирую некоторые факты. А мое отношение к этим фактам – это совсем другое дело. И оно отрицательное. Я не считаю, что исторический путь РПЦЗ был православным. РПЦЗ была православной, скорее, вопреки тому, что ей управляли такие епископы, которые у нее были. Святой Митрополит Филарет среди них — белая ворона, и он-то как раз резко свернул с "традиционного пути РПЦЗ". Только РПЦЗ за ним не пошла, даже и при его жизни, а особенно после смерти.

Православие навязывалось РПЦЗ Бостонским Преображенским монастырем и Митрополитом Филаретом, но не очень успешно. Идеология Истинно-Православной Церкви так и осталась для РПЦЗ чуждой. РПЦЗ в целом всегда понимала себя как часть "мирового православия", и даже не прерывала канонического общения с Иерусалимским и Сербским патриархатами, вошедшими в ВСЦ. Но если бы моя вера была в русле мейнстрима РПЦЗ, как у Митрополита Агафангела, я бы ничего не придумал лучше того, что делает он. Поэтому я отдаю ему должное. Я не могу не полюбоваться профессионализмом.

Беседовал Иван Воробьев,

для "Портала-Credo.Ru"

 


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]