Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
18-12-2012 16:42
 
РЕПОРТАЖ: Антиклерикализм, светскость и религиозная свобода. За минувшую неделю в Москве прошли сразу три форума, связанных с 14-й статьей Конституции РФ

За минувшую неделю в Москве прошли сразу три интересные мероприятия, посвященные теме, чрезвычайно важной для современной духовной жизни России.
Первое - круглый стол "Эффективные методы борьбы по защите 14 статьи Конституции РФ" - было организовано партией "Россия без мракобесия" с участием Фонда "Здравомыслие" и многих гражданских активистов, в том числе бывших клириков РПЦ МП. Круглый стол состоялся 11 декабря в Сахаровском центре.

Вот официальный список его участников:
- Кирилл Ганин, председатель оргкомитета партии "Россия без мракобесия";
- Сергей Иванеев, доцент кафедры ВУНЦ СВ "Общевойсковая академия ВСРФ", подполковник юстиции запаса, профессор Академии военных наук;

- Станислав Липин, член Российского философского общества Российской академии наук;
- Елена Милова, вице-президент Фонда "Здравомыслие", член совета актива Российского трансгуманистического движения;
- Михаил (Григорий) Баранов, бывший монах РПЦ МП;
- Роман Зайцев (иеромонах Иларион), заштатный клирик РПЦ МП;
Также в списке участников были заявлены Александр Никонов, Игорь Дудинский, Екатерина Костриченко, Виолетта Волкова, но они не смогли прийти. Последняя отказалась от участия во встрече потому, что на круглый стол пришли операторы НТВ, ищущие материалы для новой "Анатомии протеста".
Выступавшие на круглом столе касались разных тем: светскости государства, внедрения РПЦ МП в армию, нарушения прав человека, в том числе детей, в религиозных учреждениях, разработки плана противостояния активной клерикализации России. В рамках этого плана было предложено создать правозащитный реабилитационный центр для пострадавших от РПЦ МП с психологической помощью для их вхождения в жизнь "в миру". Также были озвучены требования партии "Россия без мракобесия", выдвинутые еще на антиклерикальном митинге 14 октября в адрес Генеральной прокуратуры РФ:

"1. Просим провести экспертизу публичных выступлений граждан РФ Владимира Михайловича Гундяева, Всеволода Анатольевича Чаплина, Андрея Вячеславовича Кураева на предмет разжигания ими религиозной розни, экстремизма и призыва несоблюдения законов и Конституции РФ (в особенности статьи 14 Конституции РФ).
2. Просим взять под особый контроль дела, связанные с хулиганскими действиями так называемых "православных активистов". При необходимости детальный список преступлений, копии заявлений граждан, пострадавших по этим преступлениям, поданные в отделения полиции, мы Вам можем представить в любое время по первому вашему требованию.
Заявляем, что все действия, противоречащие статье 14 Конституции РФ или пренебрегающие этой статьей, ведут к обострению социальной напряженности в обществе, стравливанию одной части общества с другой (верующих с неверующими, православных с мусульманами, не думающих о религии вообще с теми, кто о ней думает). Все это может закончиться холодной гражданской войной и, в пределе, грозит расколом страны".

Прокуратора Москвы, сдержанно, но вполне положительно ответила на письмо, предложив заявителям "конкретизировать требования, восполнить недостающую информацию, изложить факты противоправной деятельности указанных лиц".
***

Второе мероприятие из этого ряда - Всероссийская научно-практическая конференция "Секуляризм и религиозная свобода – противостояние или партнерство" - прошло 13 декабря в Институте Европы РАН. Конференция была организована Общероссийской общественной организацией содействия защите свободы совести (МАРС) и Институтом Европы РАН при информационной поддержке информационно-аналитического портала "Религия и право" и одноименного журнала, редактируемых г-ном Лункиным. Форум был приурочен к 20-летию начала деятельности Международной ассоциации религиозной свободы в России и посвящен актуальным вопросам государственно-конфессиональных отношений.

Надо сказать, что название конференции многим ее участникам показалось неточным, его можно трактовать по-разному - "светскость и клерикализм" или "клерикализм и духовная свобода".
Конференция шла целый день, было много интересных выступлений религиоведов, представителей разных конфессий. Вот как выглядит программа форума:
"10:00 – Открытие конференции, приветствия гостей и организаторов:

Гончаров О.Ю.; Красиков А.А.; Мельников С.А., Игнатенко А.А.; Крганов А.Р.; Гайнутдин Р.И.; Ряховский С.В.; Ряховский В.В.

10:30 – Первое пленарное заседание

1. "Идеология воинствующего секуляризма как угроза развитию общества", Медведко С.В.;

2. "Взаимоотношения Церкви и государства в исторической перспективе: мифы и реальность", Титушкин А.;

3.  "Анализ законодательных инициатив в сфере свободы совести", Пчелинцев А.В.;

4. "Россия в статусе светского государства: приобретения и утраты; аксиология светскости и состояние массового сознания",  Жеребятьев М.А.;

5.  "Стратегии религиозных организаций в России: клерикальность и секулярность" Смирнов М.Ю.;

6. "Либеральная концепция свободы религии в Италии: истоки и современность", Язькова В.Е. (…)

12:15 – Второе пленарное заседание

1. "Формирование иммунитета российского общества и государства к антикультизму как необходимое условие соблюдения прав религиозных меньшинств". Презентация книги "Обыкновенный антикультизм" Иваненко С.И.;

2. "Религиоведение и теология: противостояние или диалог", Шабуров Н.В.

3. "Религиозное образование как вызов свободе совести", Мирошникова Е.М.

4. "Государственно-конфессиональные отношения: от конфронтации к взаимодействию", Лещинский А.Н.

5. "Принцип свободы совести: миф против реальности", Рязанова С.В.

6. "Эволюция моральных ценностей и права человека", Коган З.Л.;

7. "Религиозная жизнь вне поля зрения государства. Данные Минюста РФ и социологических исследований", Лункин Р.Н.

8. "Религия, общество, политика: новый референтный контекст взаимоотношений", Мчедлова М.М. (…)

15:00 – Третье пленарное заседание

1. "Секуляризация и десекуляризация в эпоху модерна и постмодерна", Элбакян Е.С.

2. Дискуссия о проекте закона "О свободе совести в СССР" как первая ступень к клерикализации государства", Широкалова Г.С.,

3. "Свобода совести и вероисповедания: проблема понятийного аппарата", Загребина И.В.

4. "Обзор изменений российского законодательства в сфере свободы совести в 2012 году", Сибирева О.

5."Новая методология российского религиоведения: между светскостью, клерикализмом и атеизмом", Зорина А.Ю.

6.Андреев К.М.

7."Отношение католицизма и русского православия к свободе и демократии", Богачев М.И.

8.Доклад. Дикиджи Б.П.

9."Секуляризация и десекуляризация: проблемы взаимодействия и процессов", Таранюк Ж.П.

10. "Актуальные проблемы защиты конституционных свобод граждан Российской Федерации", Иванеев С.В.

11."Проблемы реализации свободы совести в современной Российской Федерации", Бурьянов С.А.".

Часть из прозвучавших на конференции докладов уже публикуется на нашем Портале.

Хочется отметить выступление официального государственного лица - Медведко Степана Викторовича, советника аппарата Комитета Государственной думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций. Он оказался весьма откровенен, сравнив нынешнюю ситуацию в России со временем Французской революции. По его словам, запросы креативного, а точнее - "мелкобуржуазного", класса в стране возросли, и представители этого класса вышли на Болотную. Одновременно они являются иностранными агентами, разваливающими страну. Поэтому, призвал Медведко довольно либеральную аудиторию, "мы должны придать" религии "политическое направление" и рассматривать её как "тенденцию и ресурс", способный положить конец революционным настроениям в современном российском обществе. Для достижения этой цели чиновник предлагает создать религиозную, клерикальную партию.
Еще выделялось выступление доцента Сергея Иваненко с презентацией книги "Обыкновенный антикультизм", посвященной свободе вероисповедания и проблемам религиозных меньшинств.
***

Третье мероприятие в нашем ряду - это международная научно-практическая конференция "Новые религии в России: двадцать лет спустя". Она прошла 14 декабря в Центральном доме журналиста в Москве.

Новые религиозные движения (НРД) - один из наиболее актуальных религиозных феноменов России, многие из них собственно и появились около 20 лет назад, в период духовного поиска и подъема. Ныне их существование ставится под угрозу со стороны носителей конфессионального консерватизма.

В конференции приняли участие доктора философских наук, профессоры, религиоведы, специалисты в области права, религиозно-государственных и религиозно-общественных отношений, общественные деятели и представители религиозных организаций из разных регионов и стран.

Организаторы форума – Центр религиоведческих исследований "РелигиоПолис" (г. Москва) и кафедра социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений (г. Москва). Основные темы: "Методологическое изучение новых религий: российский и зарубежный опыт"; "Новые религии в российском социуме"; "Религиозная свобода в практике российской повседневности: нерешенные проблемы".
Вот выжимка из программы конференции:
"Кантеров И.Я. "Новые религиозные движения: состояние и перспективы".

Медведко С.В. "НРД в системе государственно-церковных отношений".

Мирошникова Е.М. "Новые религии в контексте современного прозелитизма".

Жеребятьтев М.А. "Нетрадиционная" религиозность и НРД в России рубежа 20-21 столетий: тенденции и динамика".

Смирнов М.Ю. "Ресурсы новых религиозных движений в России".

Хруль В.М. "НРД в российском массовом сознании".

Сгибнева О.И. "Новые религиозные движения в социокультурном пространстве региона".

Гунько Л.П. "Лидерство в НРД: от методологических характеристик к содержательным".
Колкунова К.А. "Религии Нового века как религиоведческая проблема".

Элбакян Е.С. "Новые религии западного происхождения в современной России: общие характеристики и специфические черты".

Титаренко В.В. "Харизматизм в христианстве как основной прогнозный тренд его модернизации".

Лещинский А.Н. "Типолого-классификационные характеристики и современное состояние церкви богородичного движения".

Гайдуков А.В. "Славянское новое язычество в России: опыт религиоведческого исследования".

Белова Т.П. "Институционализация "Международного общества Сознания Кришны" в России: факторы и проблемы".

Артемьев А.И. "Новые религиозные формирования в реалиях казахстанской действительности".

Иваненко С.И. "Новые религии восточного происхождения в российском социуме: что целесообразно сделать, чтобы общество и государство приобрели иммунитет к антикультизму".

Презентация новой книги Иваненко С.И. "Обыкновенный антикультизм".

Широкалова Г.С. "Религиозная свобода: границы дозволенного (по материалам СМИ)".

Фролов М.А. "Проведение публичных религиозных мероприятий в современной России – закон и опыт".

Синицин М.В. "Особенности положения последователей Фалуньгун в России как результат политического компромисса с компартией Китая".

Вездесущий Медведко и здесь пристально следил за соблюдением интересов Кремля в государственно-церковных отношениях - но только до первого перерыва, потом он ушел, и конференция пошла свободней.
Постепенно видеоматериалы со всех трех конференций по частям будут размещены на нашем Портале.

Анна Домбровская,

для "Портала-Credo.Ru"

На фото: конференция "Секуляризм и религиозная свобода — противостояние или партнерство". Фото с сайта: religionip.ru


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]