Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
11-09-2012 13:45
 
МЫСЛИ: Светлана Вайс. СМУТА В ПРЕДДВЕРИИ XVII СОБОРА ПЦА. Ситуация в признанной только Москвой автокефальной Церкви Америки запутывается все больше. Скоро грянет буря…

Численность православных в Америке в разы уступает католикам и протестантам, но по способности "круто заваривать кашу" и потомрасхлебывать ее всем миром, они могут дать фору всем конфессиям одновременно.

Зыбкий статус автокефалии закреплен за Православной Церковью в Америке (ПЦА) государственным законодательством США о правах корпораций, и это открывает широкие возможности для ее священноначалия. К преимуществам корпоративного православия относятся зарплата, медицинская страховка и пенсия для сотрудников аппарата, а к рычагам управления – прямая передача решений церковного суда в суд государственный. Есть и другие аспекты, которые вызывают легкое чувство зависти у родственных Церквей, не признавших автокефалию ПЦА, но именно вокруг этих двух пунктов начала закипать русская православная парадигма Америки в середине этого лета.

Операция по добровольной отставке Митрополита всея Америки и Канады Ионы в начале июля прошла настолько гладко, что казалось: вот, сейчас Митрополит выйдет и благодарно скажет "Всем спасибо!" Но это только казалось.

Быстро смекнув, что давно назревавшая отставка неизбежна и защиты ожидать ему неоткуда, Иона по собственной инициативе разбавил свое заявление об отставке жалостливой просьбой о материальной помощи. Кстати, подняв этим жестом уровень христианской этики ученого монашества на недосягаемые высоты – обет нестяжания, оказывается,возможно по-разному трактовать в зависимости от ситуации.

Официальное сообщение о своей отставке Митрополит принял в Техасе, куда удалился для "молитвенного успокоения". Укрепив силу своего многострадального духа, он обратился в Синод с просьбой конкретной суммы возмещения ущерба – указанная им сумма несколько превышала сто тысяч долларов и вызвала горячие суждения как членов Синода, сотрудников администрации, так и рядовых прихожан во всех епархиях ПЦА. Решение об отступных должен будет принять Синод в личных переговорах с Митрополитом, но совершенно ясно, что Митрополит в любом случае получит приличное содержание от ПЦА, так как являлся работающим членом корпорации.

За ним закрепляется титул бывшего предстоятеля и Митрополита, что оставляет ему право ношения белого клобука и членство в рядах священнослужителей ПЦА. Последнее не очень понятно на деле – своего прихода ему никто не отдаст, а чтобы сослужить в какой-либо церкви Митрополиту будет необходимо получить согласие местного епископа. Эдакая смесь "незваного гостя" со "свадебным генералом".

Осознав двойственность ситуации, Иона неожиданно для всех вернулся в столичный Вашингтон и послужил в соборе РПЦЗ МП. Альтернатива была указана, и все напряглись.

Тем временем, РПЦ МП – как Церковь-мать, даровавшая автокефалию, - от столь неожиданного поворота событий встала в агрессивную стойку по отношению к ПЦА, чтобы защитить с трудом внедренного проэМПэшного Митрополита, для чего, судя по всему, попыталась заслать представителя на заседание американского Синода. Гонца не приняли, но и мстительных действий со стороны РПЦ МП, в общем-то, никаких не последовало – к этому моменту патриаршая рать ослабла в боях с панк-феминистками из группы "Pussy Riot" и прочими мерзавцами, посягающими на личное благосостояние Высшего священноначалия. Сигнал был такой: "Разбирайтесь сами". А по каким пунктам надо разобраться - было установлено при личной часовой встрече Патриарха Кирилла (Гундяева) с делегацией ПЦА во время празднования 20-летия интронизации Митрополита УПЦ МП Владимира в Киеве.

И вот тут, в круговороте церковной политики, руководство ПЦА совершило, на мой взгляд, недопустимую ошибку: в благодарность за то, что их оставили в покое, и из соображений корпоративного невмешательства никто из официальных лиц ПЦА не сформулировал отношение Американской Церкви к событиям, связанным с панк-молебном в ХХС. В самом начале этой истории, еще весной, я получила более-менее официальный ответ из канцелярии ПЦА, смысл которого был в том, что РПЦ МП достаточно самостоятельна и сильна, чтобы выдержать и этот скандал. Не найдя правильной точки зрения на это событие, недооценив его социальное значение, ПЦА упустила возможность выразить мнение православных христиан демократического мира. Истинный и своевременный призыв к милосердию должен был исходить именно от православия западного мира. Но этого не произошло, и это останется неприятной строкой в истории ПЦА.

90 дней дается по Уставу Церкви для выбора нового Митрополита. Дальше можно намеренно затягивать процесс, в связи с "открывшимися обстоятельствами", но не до бесконечности. В конкретном сегодняшнем случае, понятно, что чем быстрее – тем лучше. Хотя, как сказать – чтобы нейтрализовать позывы сторонников бывшего Митрополита – да, лучшее быстрее, - но где взять нового Митрополита в кратчайший срок? Совершенно очевидно, что ПЦА на этот раз не имеет морального права на ошибку в своем выборе. Но к будущему Митрополиту выдвигается столько требований, в нем хотят видеть такие необычайные духовные и человеческие качества, на него возлагаются такие надежды на светлое и финансово устойчивое будущее, что не совсем ясно – есть ли в рядах ПЦА или вообще где-либо на Земле такой человек?

В конце августа канцелярия ПЦА объявила о месте и времени проведения грядущего XVII Всеамериканского Собора Православной Церкви в Америке – 13 ноября 2012 года в соборе Святой Троицы в городе Парма, штат Огайо. И вот тут все присели – настоятелем там с недавнего времени служит отец Александр Гарклавс, бывший канцлер ПЦА, чуть больше года назад ушедший со своей должности после крайне нелицеприятного скандала с Митрополитом Ионой. Нет, конечно, это случайность – просто церковь у о. Александра одна из самых больших в ПЦА, вокруг инфраструктура развита – гостиницы, дороги, транспорт. Но почему-то именно с этого момента организация XVII Собора стала привлекать все большее число любознательных из числа православных.

Епископат выразил желание провести Собор с наименьшими затратами и встретил понимание сотрудников администрации. Ровно год назад проходил XVI Собор и финансовая память о нем еще жива, хотя это было запланированное и не самое масштабное церковное мероприятие – участников было что-то около 600 человек, и проходило оно в течение нескольких рабочих дней. На Соборы, на которых выбирают Митрополитов, обычно съезжается по тысяче человек – за счет большего количества наблюдателей и мирян от приходов. После нехитрых арифметических действий администрация решила уложить Собор в один день. При этом из расписания пока не исключается банкет в честь новоизбранного Митрополита. Бог в помощь!

И вот надо ж такому случиться – в самый разгар подготовительных хлопот из епархии Среднего Запада приходит многообещающая новость скверного характера: возглавляющий епархию епископ Матфий (Мориак) чуть не лишил чести свою прихожанку путем посыла ей СМСок откровенного содержания. Так ей показалось. И оскорбившись до невозможности, она все текстовые сообщения представила в соответствующую комиссию ПЦА, прекрасно понимая, что уже и этого достаточно, чтобы жизнь епископа отныне покатилась по иным рельсам и в ином направлении.

В случае наличия состава преступления – дело будет передано в самый настоящий американский суд, а если нет – то все равно да! – осадок-то у прихожан останется.

Сказать, что эта интрига просто заинтересовала американских православных – сильно уменьшить значимость события. В ближайшие три дня после первого сообщения у англоязычного православного Интернета стало сносить крышу, но, кстати, сразу прояснилось, что сие событие не случилось на пустом месте.

Не ставя в известность рядовых граждан, руководство ПЦА направило епископа Чикагского и епархии Среднего Запада Матфия (Мориака) в принудительный отпуск с сохранением содержания. Первым официальным сообщением об этом диффамационном событии стало заявление самого епископа на епархиальном сайте. Суть сообщения такова: "Буду бороться до последнего!" Вообще, мне иногда кажется, что в ПЦА "Комиссия по сексуальным нарушениям" более всех загружена работой, и уже поп без подобных пороков сегодня явление редкое. Видимо, поэтому администрация и не стала придавать огласке это событие в режиме "горячих новостей", а попыталась как-то снивелировать реакцию граждан длительной паузой. Но вот нет у меня уверенности, что это было правильно.

Если Вы думаете, что события календарного лета в православной Америке на этом закончились, то Вы ошибаетесь – самое загадочное пришлось на последние числа августа. На 200-летие никому неведомого Форта Росс в Калифорнию съехалось высшее духовенство всех русских православных юрисдикций Америки, прибыла делегация РПЦ МП, представители некоторых родственных Церквей, а также посол РФ и генконсул РФ в Сан-Франциско. Дата круглая и непонятная, как русский колобок.

30 июля 1812 года, в день именин Александра I, над Фортом был поднят российский флаг, указывающий на существование "русской Калифорнии". Форт служил продовольственной и промысловой базой для русских моряков, исследователей и промышленников. Управлялось хозяйство подданными Российской империи, а на работах использовался рабский труд индейцев, впрочем, как и повсеместно в Америке в тот исторический период. Русские прониклись теплотой к местному населению и, судя по всему, вместо миссионерских задач по обращению индейцев в православие, как это успешно практиковалось на Аляске, стали совместно с ними употреблять огненную воду. В отличие от лютых протестантских упырей, которые уничтожали индейцев деревнями.

В результате протестанты построили США, а русские через 27 лет продали сначала Форт Росс, затем и Аляску. Стоит ли отмечать такие события - не совсем понятно, но это как посмотреть. Последующие 120 лет Форт Росс, в качестве паркового участка с покосившимися бревенчатыми строениями, лежал финансовым бременем на американских налогоплательщиках. Несколько лет тому назад тогдашний губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер решил лишить парк статуса заповедника и тем закончить его существование.

Но тут у кого-то смекалистого в ушах прозвучало пронзительное "Я тебя никогда на забуду… Я тебя никогда не увижу" из гениальной ленкомовской оперы "Юнона и Авось". Да, это именно здесь Кончита так и не дождалась графа Рязанова – русского раздолбая, провалившего пушную кампанию.

На высшем, надо сказать, уровне было решено "отработать" Форт Росс еще раз по той же схеме, не изменившейся за 200 лет – российская сторона закачивает финансирование на строительство с последующим длительным капитальным ремонтом, далее средства распиливаются в неравных долях между доверенными лицами, возводится часовня, служится молебен, и все исчезают. Кроме местной Кончиты, которая опять будет плакать.

Финансирование проекта выпало Виктору Ваксельбергу, который несколько лет назад уже снес десяток яиц Фаберже вечному президенту Путину в качестве индульгенции, но пришел срок как-то послужить опять. Его компания "Ренова", имеющая представительство в Америке, уже года полтора как вкачивает крупные суммы в мелкие проекты Форт Росса. За указанный период было потрачено (по данным ИТАР-ТАСС): 160 тысяч долларов на реставрацию крыши единственного деревянного сруба постройки 1836 года; 35 тысяч долларов ушло на сохранение фруктового сада; 30 тысяч на оцифровку 500 старинных книг и в 60 тысяч обошлись русские народные костюмы и мундиры XVIII-XIX вв. Общая сумма бюджета, потраченного на Форт Росс в текущем году, составляет один миллион долларов. Сложили? Вычли? Что-то не сходится – да? Это у Вас!

А у собравшихся на молебен под открытым небом в благословенном Форте все сошлось именно в этой точке. Из приближенных схему как-то в течение года пытался контролировать управляющий патриаршими приходами РПЦ МП в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан. Личным примером он доказал правильность схемы финансовой отработки ремонтных работ – его кафедральный Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке уже почти пол года (вместо обещанных трех месяцев) стоит в лесах, что позволяет владыке и всему клиру как-то держаться на плаву при нищенских зарплатах от патриархии.

В Форт Росс с контрольным визитом прибыл митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) и с ужасом, как я полагаю, обнаружил там спецпредставителя президента РФ Михаила Швыдкого, появляющегося в местах навязывания темы загадочной русской души – таких, как проведение "Года России во Франции", "Дней русской культуры" еще где-то и т.д. Ни один финансовый ручеек русского культурного наследия не может протечь мимо спецпредставителя президента великой державы. И это правильно!

На что рассчитывал Митрополит Иона, также внезапно посетивший Форт Росс, представить сложно. Напомню, что Иона не имеет русских корней и пришел в православие из Епископальной американской Церкви уже в сознательном возрасте, поэтомуобъяснить ему такие простыедля русского человека понятия как "пилинг-откатинг" уже не представлялось возможным. И, стало быть, носить ему почетное звание "бывшего предстоятеля".


© Портал-Credo.Ru, 2002-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: editor@portal-credo.ru