Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
25-05-2012 14:07
 
МНЕНИЕ: «Зарубежной Церкви как таковой нет, потому что это придаток Московской патриархии, который теперь даже вовлекается в экуменизм» - настоятель храма св. царя-мученика Николая на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) прот. МИХАИЛ АРДОВ

"Портал-Credo.Ru": Исполняется пять лет объединения РПЦЗ(Л) и РПЦ МП. Что бы Вы могли сказать по этому поводу? Каковы результаты этого объединения?

Протоиерей Михаил Ардов: Я с самого первого дня называю это не объединением, а полным уничтожением исторической Зарубежной Церкви.

Компетентные органы советского и постсоветского государства с 1920-х годов вели с Зарубежной Церковью непримиримую войну. Ведь в отношениях с Западом то была "разрядка", то происходило "мирное сосуществование", а РПЦЗ в свой классический период никогда не переставала обличать советский режим и разоблачать ложь Московской патриархии — этого детища Сталина, — которая восхваляла советскую власть и лгала, что у нас тут полная религиозная свобода.

Попытки были то более успешными, то менее успешными. Мы можем вспомнить после войны, какие огромные победы Московская патриархия одержала над Зарубежной Церковью. Во-первых, они полностью подчинили всю ту часть, которая была в Китае — Харбинская, Шанхайская епархии.

А во-вторых, оттого, что товарищ Сталин помог государству Израиль получить признание в ООН, Израиль отобрал у РПЦЗ всю ту собственность, которая находилась на его тогдашней территории, ну и так далее — можно много об этом говорить. Так вот то, что произошло пять лет тому назад — к этому долго шли, это была кропотливая работа.

У меня даже есть такая статья, где речь идет о том, что когда бедного покойного Митрополита Виталия вытолкнули на покой, то это был октябрьский переворот, а февральский переворот, который никто почти не заметил, произошел после смерти Митрополита Филарета в 1985 году, когда, я думаю, прямые агенты Москвы внушили Митрополиту Виталию, что надо удалить епископа Григория (Граббе) с должности управляющего делами Синода — это очень важное событие. А дальше все шло, как говорили большевики, "согласно нашим планам".

Есть еще один очень важный момент, который я тоже заметил. Так называемый Юбилейный Собор патриархии 2000 г. прославил Новомучеников и исповедников Российских, в том числе и царственных мучеников, главным образом с той целью, чтобы покорить Зарубежную Церковь, потому что понятно: потомки эмигрантов без этого бы не пошли под омофор Московского Патриарха.

Но все это было сделано, что и привело к тому, что мы получили пять лет назад. И Зарубежной Церкви как таковой нет, потому что этот придаток Московской патриархии, который теперь даже вовлекается в экуменизм, чего не могло быть никогда в Зарубежной Церкви. Считается, что две трети их приходов и монастырей объединились с РПЦ МП, а другая треть разбрелась по разным старостильным и истинно-православным юрисдикциям.

- Но каков на сегодня результат "переходного периода"?

- Результат в том, что Зарубежная Церковь как таковая перестала существовать. Это был важный враг. Когда товарищ Сталин учреждал в 1943 году Московскую патриархию, он же придумал ей ту кличку, которую она носит до сих пор — она называется "Русской Православной Церковью", как она никогда в истории не называлась. Она называлась Российской или Греко-Российской.

Почему? Потому что перед РПЦ МП ставилась очень важная задача — на так называемой международной арене конкурировать с РПЦЗ и ее преследовать. Притом что для Зарубежной Церкви название "Русская" было естественным. Вот такая деталь, но на это тоже почти никто не обращал внимания.

- Как самостоятельная организация РПЦЗ МП еще существует. Как Вы считаете, насколько долго это продлится?

- Я думаю, что это продлится еще какое-то количество лет — где как. Мне говорили, что на Святой Земле в монастыри РПЦЗ потихонечку прибывают монахини именно из нашей страны. А так как они действительно находились в кадровом кризисе, то потихоньку будут заменять священнослужителей и архиереев на выходцев из нашей страны, а потом это все сойдет на нет.

Самое печальное для меня, поскольку я в 93-м году переходил именно в РПЦЗ, то, что произошло с этими перевертышами: с епископом Марком, с моим когда-то даже приятелем отцом Виктором Потаповым, которые просто полностью перевернулись. Оба были такие борцы против патриархии, а теперь они говорят совершенно противоположное. Это очень печально.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]