Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
08-12-2009 14:16
 
ДОКУМЕНТ: Рецензия Российской академии образования на рукопись учебника Андрея Кураева "Основы православной культуры"

На рецензирование представлена рукопись учебника А. Кураева "Основы православной культуры", адресованного учащимся 4 - 5 классов образовательных учреждений общего образования. Учебник состоит из 33 уроков.

В содержание учебника включены основополагающие понятия Православия, лежащих в основе православной культуры. Параграфы учебника хорошо структурированы, в них четко выделяются основной и дополнительные тексты. Дополнительные тексты представлены так называемыми врезками, рубриками "Это интересно" и "В копилку русскою языка".

Аппарат организации усвоения знаний и умений представлен в учебнике заданиями, размещенными как в начале (рубрика "Сначала размышляем сами"), так и после параграфов (рубрики "Вопросы" и "Сядем в кружок"), В материалах, адресованных учащимся 5 класса, дополнительно вводится рубрика "Готовимся к следующей встрече". Каждый параграф начинается перечнем его ключевых слов.

Активизации познавательной деятельности обучающихся при работе с текстом учебника способствуют формулировки заданий, которые, с одной стороны, направляют деятельность школьников и, с другой стороны, снимают у учеников страх неправильного ответа. Учащимся 5 класса автор предлагает итоговые задания по курсу: темы исследовательских работ, сочинений, тесты.

Вместе с тем следует отметить некоторые недостатки представленной на рецензирование рукописи.

1. Содержание представленных материалов имеет не культурологический, а вероучительный характер, что вступает в противоречие с действующим законодательством. Так, включение большого числа молитв с подробным разбором, сопровождающиеся заданиями по их текстам, нацеливает учителя и учащихся на заучивание наизусть. При этом в тексте практически нет упоминания о связи православной культуры с культурами других мировых религий.

2. Тексты рецензируемой рукописи написаны языком, очень сложным для восприятия учащимися 4-5 классов. Тексты перегружены специфической церковной лексикой, которой не владеет значительное число учителей. Поэтому представляется проблематичной возможность того, что светский учитель правильно донесет до учеников смысл используемых терминов. Существует серьезная опасность, что у учащихся будут сформированы искаженные представления об изучаемых понятиях.

3. Автор не учел особенности познавательной деятельности младших подростков, в частности, особенностей их восприятия информации. В представленных материалах нет ни одной иллюстрации, которые воспринимаются современными школьниками гораздо лучше печатных текстов и оказывают на них значительное эмоциональное воздействие. Содержание рукописи позволяет ввести в нее изображения не только для иллюстрации, но и как основу для выполнения разнообразных заданий продуктивного характера.

4. Аппарат организации усвоения знаний и умений значительно выиграл бы, если автор счел возможным разнообразить формулировки заданий. В представленных материалах непомерно велика доля заданий репродуктивного характера, особенно в той их части, которая предназначена для четвероклассников.

5. Аппарат ориентировки в представленных материалах отсутствует. Страницы I и 2 рукописи представляют собой перечень уроков, который предназначен для учителя, а не для учащихся.

При разработке структуры учебника целесообразно сохранить привычные для школьников названия: Тема, § (параграф).

Рекомендуется дополнить аппарат ориентировки предметно-именным указателем. Это не только облегчит учащимся работу с учебником, но и послужит формированию умения быстро находить необходимую информацию в книге.

Перечень уроков вызывает два вопроса:

во-первых, что следует понимать под "общими уроками", какова их цель и содержание;

во-вторых, на с. I указано "2 часа в неделю", в то время как Базисный учебный план образовательных учреждений начального общего образования предусматривает 1 час в неделю во втором полугодии 4 класса, а Базисный учебный план основною общего образования - 1 час в неделю в первом полугодии 5 класса. На какой объем учебного времени рассчитано содержание рецензируемой рукописи?

Второй вопрос имеет принципиальное значение, поскольку превышение объема содержания объема времени, безусловно, приведет к учебной перегрузке учащихся, что особенно опасно в этом возрасте.

Вывод. Представленная на рецензирование рукопись нуждается в авторской и редакционной подготовке. В ее современном виде она может быть рекомендована к печати в качестве дополнительных материалов для учащихся, проявляющих особый интерес к Православию.

Рецензенты:
Академик РАО, доктор педагогических наук профессор
М.В. Рыжаков
Академик РАО, доктор философских наук профессор
Г.Н. Филонов
Доктор педагогических наук
А.А. Журин
Кандидат педагогических наук
С.И. Гудилина

02 декабря 2009 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]