Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
01-12-2009 17:20
 
ДОКУМЕНТ: "Безвозвратная утеря реликвии мирового уровня...". Письмо сотрудников Государственного Русского музея министру культуры РФ Александру Авдееву

Глубокоуважаемый Александр Алексеевич!

25 ноября 2009 г. в Государственный Русский музей поступило письмо из Министерства культуры Российской Федерации № 2251-05-23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р.Х. Колоева. В письме указано, что Департамент "считает возможным передачу иконы "Богоматерь Одигитрия" в религиозную организацию сроком на один год".

Прежде всего, мы не можем рассматривать данное письмо как юридическое основание для дальнейших действий музея. Любое решение о передаче древнего и уникального памятника из государственного хранения должно осуществляться на основании целого ряда регламентирующих документов, в первую очередь, – решения расширенного реставрационного совета с участием ведущих специалистов страны.

Считаем своим долгом объяснить, о какой иконе идет речь в письме Министерства культуры и в какую именно религиозную организацию Русскому музею предписано ее передать.

Икона "Богоматерь Одигитрия", так называемая "Корсунская", является одним из древнейших памятников отечественного искусства, исчисляемых в мире единицами. Она стоит в ряду таких мировых шедевров христианского искусства, как иконы и фрески Джотто, "Сикстинская мадонна" Рафаэля, "Троица" Андрея Рублева.

"Богоматерь Одигитрия" (инв. № ДРЖ-2093) ввиду аварийного состояния ее сохранности была передана в Государственный Русский музей в 1936 г. из Торопецкого краеведческого музея. В 1937 г. в реставрационной мастерской музея икона освобождена от поздних записей и слоев олифы и установлено, что она написана псковским мастером раннего XIV в.

Деревянная основа иконы имеет утраты, подвижные части и разновременные "чинки". Грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям. Красочный слой и золото сильно потерты, имеют многочисленные утраты, выбоины и очень развитый кракелюр. Лики Христа и Богоматери при реставрации были вынуждены оставить под слоем записи и темной олифой ввиду отсутствия под ними первоначальных изображений. В силу ветхости и сложного состояния сохранности, деревянная основа и красочный слой иконы неоднократно укреплялись в реставрационных мастерских Русского музея. В настоящее время икона находится под постоянным наблюдением музейных специалистов: реставраторов, хранителей и климатологов. Малейшие изменения температурно-влажностного режима, пагубно влияют на состояние красочного слоя, связующего и, особенно, золотого фона и ассиста, поэтому ее перемещения даже внутри музея ограничены. В связи с этим, возникла необходимость перенести икону из залов постоянной экспозиции, неизбежно подвергающейся таким изменениям, в щадящие условия музейного хранилища, где обеспечивается стабильность климатического режима. Икона доступна для специалистов и верующих, но никогда не покидала стен Русского музея.

Подобно многим древним иконам, имевшим непростую судьбу, "Богоматерь Одигитрия" исторически имеет крайне сложное состояние сохранности. Никакие достижения реставрационной науки – ни сейчас, ни в будущем – не смогут это состояние радикальным образом изменить. В подобных случаях речь может идти только о предупреждении дальнейших разрушений – при условии неукоснительного соблюдения существующего режима хранения. Любое его нарушение может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией. Какое-либо перемещение иконы невозможно.

Из текста официального письма Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры Российской Федерации № 2251-05-23 следует, что местом пребывания древней "Богоматери Одигитрии" XIII–XIV вв. определена местная религиозная община церкви Александра Невского частного элитного коттеджного поселка "Княжье озеро" Истринского района на Ново-Рижском направлении Московской области.

Таким образом, уникальная древняя икона XIII–XIV вв. изымается из государственного национального музейного фонда, и передается местной негосударственной организации. Отметим также, что церковь Александра Невского, о которой речь идет в письме Министерства культуры в настоящее время в процессе строительства, и ко дню освящения (5 декабря 2009 г.) это будет совершенно новое, не имеющее стабильного климата, здание.

Русский музей постоянно содействует восстановлению и украшению храмов России. Так, только в храмы Санкт–Петербурга и епархии безвозмездно было передано более двухсот икон. Отреставрированы домовые церкви Михайловского дворца и Инженерного замка, куда музей готов поместить икону "Богоматерь Одигитрия". Подобный опыт есть у Третьяковской галереи, где чудотворная икона Богоматери Владимирской XII в. хранится в Никольской церкви.

Русский музей готов организовать копирование древней иконы Богоматери Одигитрии и для церкви Александра Невского в "Княжьем озере". В подобной ситуации в 1992 г. по просьбе Полоцкой епархии в Русском музее был исполнен точный список с иконы "Богоматерь Одигитрия" одним из лучших иконописцев-копиистов России Н. Г. Богдановым и передан Высокопреосвященнейшему Филарету митрополиту Минскому и Гродненскому. В настоящее время эта прекрасно исполненная копия находится в Крестовоздвиженском храме Спасо-Евфросиниевского монастыря вПолоцке, где занимает почётное место и почитается верующими как истинная православная святыня.

Такое решение кажется верным, поскольку оно наиболее точно отражает традиции православной культуры, рассматривающей почитаемый список или копию, как подобие оригинала (первообраза).

Глубокоуважаемый Александр Алексеевич! Убедительно просим Вас разобраться, на каком основании было принято решение о выдаче иконы "Богоматерь Одигитрия" из Государственного Русского музея и оказать содействие в сложившейся ситуации, которая может привести к безвозвратной утере уникальной реликвии мирового уровня, иконы "Богоматерь Одигитрия".

Сотрудники отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея

Н.В. Пивоварова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, хранитель

И.А. Шалина, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник

Т.Б. Вилинбахова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник

И.В. Сосновцева, старший научный сотрудник, хранитель

М.В. Федосеева, старший научный сотрудник, хранитель

О.В. Клюканова, старший научный сотрудник, хранитель

С.М. Бухман, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник

Т.А. Петренко, старший научный сотрудник, хранитель

А.А. Мальцева, старший научный сотрудник, хранитель

А.П. Бурыкина, научный сотрудник

А.А.Макарова, старший научный сотрудник, хранитель

Н.И. Лизогуб, научный сотрудник

Е.В. Бочнева, лаборант

А.Е. Заикина, лаборант


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]