Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
20-03-2009 19:00
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Миссионер наоборот. Писатель-миссионер Даниил Сысоев и «анафематствованный графоман Лев Толстой»

На днях священник Даниил Сысоев, известный миссионер РПЦ МП и автор нескольких популярных брошюр, делился с читателями одного православного портала своим творческим опытом. В частности, православным писателям он посоветовал "ориентироваться не на критиков, а на простых людей. Если критикам не нравится, нужно писать именно так. Например, критикам нравится Лев Толстой. Значит, это отстой. Так писать, как писал графоман Лев Николаевич, нельзя".

Кончено, о. Даниил – литератор известный. Атмосфера вокруг него так и насыщена парами гениальности. Он даже заразил писательским духом свою дражайшую супругу, которая в прошлом году выпустила в свет "Записки попадьи". Так что классику современной русской православно-миссионерской литературы "графоман Лев Николаевич" не годится и в подметки.

Правда, не все это пока осознали. И потому после того, как интервью появилось на сайте, о. Даниила засыпали недоуменными вопросами: может, это редакция чего-нибудь неправильно поняла в его словах? Нет, поспешил успокоить общественность о. Даниил: Лев Толстой – правда, полная бездарь. Даже с Дашковой его сравнивать нельзя.

Но чем же о. Даниилу не угодил именно Лев Толстой? Только ли гениально придуманной им миссионерской рифмой "Толстой – отстой"? Думаю, Толстого Сысоев не любит, прежде всего, за те суждения относительно религии и Церкви, которые Лев Николаевич высказывал в последние годы своей жизни. Мысли Льва Толстого относительно религии, надо признаться, действительно поверхностны и скучны. Но разве это делает автора "Войны и мира" или "Анны Карениной" бездарностью? О. Даниил думает именно так. Потому что он – ультраортодокс в формате РПЦ МП, считает себя хранителем "абсолютной истины" и рубит с плеча. Ну а щепки – пусть себе летят…

Очень жаль, что о. Даниил окончательно превратился в Железного дровосека. Неуклюжего и смешного. Хотя еще некоторое время назад он смотрелся не так уж и проигрышно на фоне остальной миссионерской публики.

Два года назад я присутствовал на заседании одной из многочисленных секций Рождественских образовательных чтений. Оно проходило в небольшой аудитории Института философии, что на Волхонке. Народу в аудиторию набилось много. Под предводительством Кирилла Фролова и Аркадия Малера обсуждали "глобальные стратегии миссионерства". Было душно. Не столько от повышенной концентрации углекислого газа, сколько от глобальных всемирно-исторических идей, которые вылетали из уст практически всех выступающих. "Православная империя", "враги России", "глобальный экспорт православия" (в придачу к нефти и газу)… Еще там выступал похожий на Николая II Алексей Добычин, рассказывавший, как он в Крыму лупцевал бандеровцев. Были граждане и с сайта "Правая.ру". Это потом Фролов с ними вдрызг разругается из-за недостаточной их лояльности к митрополиту (а теперь уже и Патриарху) Кириллу (Гундяеву). А тогда он еще им радостно подпевал.

Зато на о. Даниила Сысоева, одного из немногих адекватно выступивших, там недовольно шипели. Он указал собравшимся "православным имперцам", что те говорят совсем не о том. Надо проповедовать веру в Бога – а они проповедуют патриотизм. Христианину важнее всего собственная личная судьба после смерти – а им важнее стратегические перспективы России. В той духоте о. Даниил как бы приоткрыл форточку.

Прошло два года, Кирилл стал Патриархом, и о. Даниил окончательно прописался в потемкинской деревне "православного миссионерства", о котором стало так модно говорить с приходом нового Патриарха. Опасные синдромы наблюдались в его поведении задолго до сегодняшнего дня– но сейчас эти отдельные синдромы слились в хроническую болезнь. О. Даниил занял достойное место в рамках "православной гиперактивности", которую сейчас так упоенно имитируют "Кирилл и его команда".

На том памятном заседании о. Даниил говорил о необходимости проповеди среди зарубежных диаспор в России. Очень здравая идея. Обычно христиане едут проповедовать в отдаленные местности, сталкиваясь со многими трудностями. А сейчас "рыба сама плывет в невод" – в Россию прибывают миллионы выходцев с Кавказа и из Средней Азии. Проповедникам никуда ехать не надо: обращай – не хочу!

Но вот во что вылились те призывы о. Даниила? В вызывающие антиисламские книжки (вроде "Брака с мусульманином"). К исламу можно относиться настороженно, не сочувствовать ему, не приходить в восторг от усиления его роли в мире. Но вот когда ты собрался обращать мусульман, то начинать с явно оскорбительных выпадов в адрес ислама, с явно предвзятых свидетельств и передернутых цитат из Корана – сомнительный метод. Зачем это о. Даниилу? Некоторую скандальную известность он действительно получил, но много ли в итоге привел ко Христу "заблудших мусульманских душ"?

Еще о. Даниил открыл при своем приходе "школу уличного миссионера". Опять же, СМИ пошумели – как-так?! Теперь православные, как и протестанты, будут хватать прохожих за рукав на улице? Пошумели – и перестали. Ну не считать же прогулку по территории близлежащего рынка нескольких новоиспеченных "уличных миссионеров" прорывом в деле православной миссии? "Одна продавщица бросила свой ларек, подбежала, вручила 100 рублей и просила помолиться за нее. Остальные продавцы и покупатели на рынке были азиаты и на вопрос "Верите ли вы в Бога?" отвечали: "Нет, я мусульманин". Гора родила мышь. Много шуму из ничего.

Конечно, читатели могут спросить – а что сделал сам автор этого комментария? Сколько таджиков обратил? Вот о. Даниил хоть что-то пытается сделать – а остальные вообще только перед компьютером умеют сидеть. Но у меня почему-то создается стойкое впечатление: громкие (и, в общем-то, правильные) призывы о. Даниила давно превратились в саморекламу. О. Даниил подает себя в медийном пространстве в качестве православного активиста-ультраортодокса. Безусловно, известность это приносит, но, в конечном итоге, такая известность лишь дискредитирует всё то правильное, к чему он призывает.

Зачем провозглашать, как это делает о. Даниил, что православные – единственные, кто обладает абсолютной истиной, а все остальные сгорят в аду? Может быть, это и так, но высказывать это надо как-то совсем по-другому. В противном случае подобные призывы могут только оттолкнуть неискушенную публику. А человек, начинающий свою проповедь с уверений в том, что он обладает полнотой истины, ничего, кроме отторжения и насмешек, в современном обществе вызвать не может.

Ультраортодоксия о. Даниила давно превратилась в своего рода эпатаж. Можно пройтись голым по улице – прохожие будут оглядываться и тыкать пальцем. А можно утверждать, что Бог сотворил мир за шесть дней – и тогда люди тоже будут смеяться и тыкать пальцем. Это лишняя монетка в медийную копилку о. Даниила, но не вклад в православную миссию. И в обнаженной натуре нет ничего плохого, и в шести днях творения тоже ничего плохого нет – но всему свое место и время.

Может быть, о. Даниил просто не хочет идти на компромиссы? Что плохого в том, что человек высказывает свои убеждения, даже если они неприемлемы для подавляющего большинства? Но бескомпромиссность – в деле проповеди (а о. Даниил вроде бы занимается этим) – плохая, нехристианская позиция. Надо вспомнить о самом главном христианском миссионере – об апостоле Павле. А он говорил, что стал для всех – всем. С иудеями – иудей, с язычниками – язычник (1 Кор. 9:20-22). В итоге апостол Павел, компромиссов не боявшийся, обращал людей в христианство по всему Средиземноморью.

О. Даниил – конечно, ортодоксальнее апостола Павла. Он не хочет быть для "всех всем". Он хочет быть просто отцом Даниилом из великой и самой истинной РПЦ МП. Таким узнаваемым персонажем, пишущим антиисламские книжки и креационистские брошюры и ругающим "графомана Толстого". Он не заботится о том, как воспринимают его идеи. Главное – скандальчик. И чтобы в о. Даниила тыкали пальцами: ха-ха, смотрите, очередной "отжиг" православного попа.

О. Даниил – миссионер наоборот. Он хочет донести до людей не православие, а себя, свою персону. Это получается у него вполне успешно.

Шумных "миссионерских проектов" в эпоху Патриарха Кирилла мы увидим еще немало. Горы нарожают мышей. Железные дровосеки нарубят щепок. Телевизор покажет красивую картинку. А храмы так и будет посещать регулярно один процент российского населения. Если не меньше.

Александр Храмов,
для "Портала–Cred
o.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]