Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
21-02-2009 21:46
 
ДОКУМЕНТ: Апология епископов Дионисия и Иринея (открытое обращение к архипастырям РИПЦ Тихону, Вениамину, Гермогену, Стефану). К вопросу о новом расколе в РИПЦ

(открытое обращение к архипастырям РИПЦТихону, Вениамину, Гермогену, Стефану)

Ваши преосвященства!

Нами было получено ваше "Увещание" от 21декабря/3 января 2009 г. В сопроводительной записке к нему сказано, что письмо это разослано и клирикам РИПЦ, то есть имеет характер открытого письма. Да и по содержанию оно в большей мере рассчитано не нас самих. Поэтому и нам придется отвечать также открыто. Обратите внимание, что к форме открытой апологии перед вами мы прибегаем впервые, надеемся, что это будет в последний раз. В течение последних двух лет мы избегали выносить на люди наши разногласия, теперь вы нас к этому вынудили.

Ваше послание составлено в ультимативной форме, с перечнем не только обвинений, но и угроз, и венчает собою двухлетнюю кампанию по смене курса РИПЦ. Новый, "Тихоновский" идеологический курс, в отличие от прошлого "Лазаревского", стал уже открыто признаваемым фактом вне РИПЦ, например, наблюдателями на Портале-Кредо. И сам владыка Тихон при последней нашей с ним встрече сказал: "кончилось ваше время, когда вы были самыми близкими к владыке Лазарю людьми и составляли все документы". Давайте для начала зафиксируем этот факт смены курса и основных идеологических основ РИПЦ, а потом без всяких ультиматумов попробуем разобрать его основные черты и понять его основное духовное направление.

1. "Теория Истинной Катакомбной Церкви"

В основе Ваших претензий на власть лежит активно внедряемый в сознание паствы в течение последних двух лет тезис о том, что нынешний Синод РИПЦ есть преемственный канонический орган исторической Катакомбной церкви в России, которая является церковью-сестрой по отношению к Зарубежной церкви. Эта версия была впервые озвучена в известной статье еп. Гермогена, затем на 3-м Воронежском совещании, а теперь отразилась и в постановлениях Одесского Собора 2008 г. Наиболее откровенная и местами переходящая приличия статья на эту тему "Миссия РПЦЗ и Катакомбная Церковь" была приведена в документах соборе анонимно с подзаголовком "справка" и вывешена на сайте РИПЦ. Она вызвала однозначно негативную реакцию за рубежом и была вскоре с сайта убрана, что само по себе показывает историческое и нравственное достоинство всей этой "теории катакомбности". Собственно, эта теория изначально и не была оригинальным изобретением, она лишь повторяла раскольную теорию, выдвинутую суздальской группой (будущей РПАЦ) в 1993-94 гг.

На самом же деле историческая катакомбная церковь никогда не была единым целым, а состояла из разных ветвей со своими идеологическими особенностями, с полной организационной самостоятельностью. Ее епископы в условиях гонений не имели ни общего Собора, ни Синода, ни первоиерарха, ни определенных канонических территорий, причем разные ветви иногда сосуществовали независимо на одной территории. В конце 1960-х, начале 70-х годов катакомбные церкви лишились последних епископов, имеющих апостольское преемство. До конца советского периода дожили лишь разрозненные общины, большинство из которых лишилось и канонического священства. Поэтому говорить о Катакомбной церкви на момент конца советского периода, как о "сестре" Зарубежной, т.е. какой-то отдельной автокефальной церкви, нельзя.

Все это хорошо Вам известно. В приложении к этому документу содержится краткая историческая справка – документальное свидетельство о положении архиепископа Лазаря в Зарубежной церкви и о нашем в ней положении в 1990-е годы. Пока же подчеркнем главное. Эта "теория катакомбной сестры" более всего препятствовала собиранию частей РПЦЗ, отвергших унию с МП и способствовала углублению раскола. Наши собратья в России и за рубежом прекрасно видят всю искусственность и несостоятельность этой теории, как с исторической, так и с канонической точки зрения. Видят они и цель выдвижения теории: доказать свое первенство среди "осколков" единой РПЦЗ. Против внедрения этого мифа в сознание паствы РИПЦ мы пытались протестовать на заседаниях Синода РИПЦ, но в ответ получили тайное настраивание людей против нас.

2. "Добровольчество" и соборное послушание

Мы, епископы Ириней и Дионисий, приходили в 1990-е годы именно в Зарубежную церковь, так же, как и владыка Лазарь, добровольно и сознательно. Мы восприняли ее учение и традицию, посильно защищали ее все эти годы, сподобились за нее поношений и отнятия храмов со стороны МП, восстанавливая новые храмы частным образом своими руками. А где были тогда вы – владыки Тихон и Гермоген? До 2001 года мы сохраняли полное послушание своему священноначалию в лице Синода РПЦЗ и правящих архиереев Евтихия и Михаила, хотя со многими их распоряжениями и тогда не были согласны, а иные их действия были направлены лично против нас. Но пока они сохраняли связь с законным первоиерархом митр. Виталием, мы подчинялись им. После смещения митр. Виталия мы добровольно, без всяких расчетов встали на его сторону, а затем пришли к архиепископу Лазарю, как старейшему из российских иерархов, не подчинившемуся униатской линии, и разделяли с ними те поношения, которые обрушились на них. Подтверждением тому служат добрые и доверительные отношения, которые сложились у нас с вл. Лазарем и не были основаны на лести или человекоугодии. Потому мы были первыми двумя епископами, которых вл. Лазарь рукоположил.

Обвиняющие нас теперь в "ереси добровольчества" не понимают и не ценят подлинного духовного авторитета, которым обладали митрополит Виталий и архиепископ Лазарь, не имеют чувства ранга, не чувствуют, кто им годится в отцы, а кто в братья, не понимают отношений братства и отечества, но тщатся установить всюду отношения господства и послушания. Помните ли, вл. Тихон, как я, еп. Ириней, на последней встрече говорил Вам, что Вы не цените мужскую дружбу тех, кто Вам помогал и продвигал Вас? А Вы ответили в том смысле, что теперь архипастырю нужно послушание, а не дружба. Теперь ту же мысль нам доносит и ваше "Увещание".

Подобные же вопросы относительно послушания можно задать и вл. Гермогену. Поначалу Вы, владыко, были в Бостонском расколе, затем перешли в РПЦЗ. Архиепископ Лазарь доверил Вам свои приходы в Белоруссии. Но как Вы относились к владыке Лазарю при его жизни? Стоит ли напомнить? К 1998 году Вы добились выведения бывших его приходов в отдельное благочиние. И после возведения в архиерейский сан хранили ли Вы ему верность? Помните, как в 2005 году на синоде рассматривалось письмо двух брянских священников, свидетельствовавших, что вы настраивали паству против вл. Лазаря и Вениамина, и "пытались превратить РИПЦ в секту секачевскую", подобную той, в которой сами сформировались, как священник? Все ли здесь сплошная клевета? И можете ли Вы после этого принуждать нас к безоговорочному послушанию себе?

3. Канонические полномочия Синода РИПЦ

В "Увещании", да и прежде него, вы постоянно пишете, что свое епископство мы получили от Синода РИПЦ и для него. Невольно у читателя рисуется такой образ, будто бы вышли мы, такие босые и голые, из темного леса на свет, а тут некий анонимный Синод РИПЦ встречает нас, одевает, облачает в архиерейский сан и дает епархии для служения. Но, извините, наши приходы, что в Средней Азии, что в Новгородской области, сформированы нами еще до того, как возникло само именование РИПЦ, в самом начале 1990-х годов. В РПЦЗ мы пришли со своими приходами, которые еще при законной власти в РПЦЗ были объединены в Средне-азиатское и Новгородское благочиния соответственно, затем в викариатства, затем в епархии. Не путаете ли вы наше положение с чьим-то другим, кому Синод РИПЦ вручал Сибирскую кафедру, Одесскую кафедру и всю Украину, Юг России или Австралию?

И что такое вообще наш Синод, особенно после кончины владыки Лазаря? Вы воспринимаете его, похоже, как всю полноту иерархии поместной Русской церкви. Мы же постоянно подчеркивали, что наше объединение вокруг владыки Лазаря носило временный характер, было мерой, вынужденной церковным развалом в связи с унией, и что наш Синод обладает самыми скромными каноническими полномочиями по самоуправлению своими епархиями, базируясь всецело на указе св. патриарха Тихона № 362. В приложении вы можете чуть подробнее прочесть об истории создания нашего Синода, его первоначальном обосновании в документах той поры.

Пока подчеркнем главное:

- будучи создан на базе Совещания российских преосвященных, Синод РИПЦ не мог иметь больше прав, чем породивший его орган;

- Синод РИПЦ никак не может рассматриваться в качестве Синода катакомбной церкви, ибо такого вообще никогда не существовало, а кроме того, лишь некая часть наследников катакомбной церкви входит сейчас в состав РИПЦ;

- для расширения своих канонических прав Синод РИПЦ нуждается в признании со стороны других частей бывшей РПЦЗ, сохранивших самостоятельность от МП, каковое должно произойти на соборе объединения этих частей, а не на собственном собрании РИПЦ, вдобавок не имеющем кворума.

Сознавая наш временный и ограниченный статус, мы при владыке Лазаре не принимали никакого отдельного уставного документа, никакого "Положения о РИПЦ". В текущей церковной жизни мы руководствовались "Положением об РПЦЗ", но тогда еще не ставили знак равенства между своим Синодом и его председателем с одной стороны и Синодом РПЦЗ и его первоиерархом, избираемом на соборе РПЦЗ, – с другой стороны.

Положение изменилось после кончины владыки Лазаря. Четырьмя епископами в председатели Синода РИПЦ был избран еп. Тихон, младший по архиерейской и иерейской хиротонии и по общему церковному стажу. Владыка Лазарь не указывал на него, как на преемника, а владыка Виталий вообще о нем не знал. Любой новый председатель Синода РИПЦ не может иметь больше прав, чем их имел архиепископ Лазарь, который получил свои права от авторитетных соборов РПЦЗ. Уставных документов, так сказать "конституции РИПЦ", регулирующей отношения между епископами ее, на тот момент не имелось. Пожалуйста, постарайтесь понять, наконец, что такая система в принципе не может управляться только в рамках административно-правовых отношений. Решающим фактором здесь может быть лишь общая атмосфера взаимного доверия и дружбы, которая была создана при владыке Лазаре. Эти отношения были разрушены новым руководителем Синода, поставившим во главу угла не дружбу, а повиновение себе. В смысле духовного и иерархического происхождения мы все по отношению к митр. Виталию и архиеп. Лазарю – дети, а по отношению друг к другу – братья. Но ни один брат для своих братьев не может стать отцом, тем более – господином и еще тем более – младший брат к старшим. Это же очевидно, но почему вы упорно не желаете этого понять?

Фактически вы, владыко Тихон, присваиваете себе все права первоиерарха РПЦЗ, хотя одновременно представляете себя возглавителем катакомбной "церкви-сестры". Давайте же определимся. Если мы – "катакомбная сестра", то какое право имеем мы пользоваться "сестриным" уставным документом – Положением об РПЦЗ? И вообще, по понятиям исторической катакомбной церкви, наше положение взаимного несогласия в некоторых вопросах и отдельного друг от друга внутреннего управления своими приходами, даже на одной географической территории, является совершенно нормальным. Оно не требует никаких ультиматумов и принуждений к послушанию, даже обязательного участия в общем соборе. Оно требует лишь взаимного признания и отказа от враждебных действий. Но ведь этот минимум "катакомбного администрирования" вас не устраивает. Два года назад, вы, владыко Тихон, на синоде РИПЦ в Воронеже прямо заявляли, что, как первоиерарх, имеете право единолично смещать епархиальных архиереев и просто пока не пользовались этим правом. А в доказательство ссылались на разъяснение прот. Георгия Граббе от 1956 года о правах первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия! Более того, вы заявляли даже, что, как первоиерарх имеете право управления сразу на целых три столицы: Москву, Петербург и Киев. И якобы "так всегда было в Русской церкви". Интересно, когда именно?

А такие ваши, владыко, действия, как открытие епархий и ставропигий на других континентах, мироварение, переотпевание заново митр. Виталия с формулировкой "собрата нашего", канонизация заново святых, уже канонизированных в РПЦЗ и ее осколках... Как все это понимать? Это тоже в рамках традиции катакомбной церкви-сестры? Ведь такие действия могут совершаться лишь руководством целой автокефальной церкви, да и то соборным.

Вы, владыко Тихон, как и весь наш Синод, нуждаетесь в признании со стороны других частей РПЦЗ. Ваш пост председателя вручен был Вам всего четырьмя епископами и не имел при этом четко очерченных прав. После взятия Вами нового курса в идеологии РИПЦ, после применения разрушительных методов правления, Вам было заявлено прямо, что двое из четырех епископов, избиравших Вас, не имеют более к Вам доверия. Но вместо того, чтобы задуматься и вернуться к прежним нормальным отношениям, Вы только усиливаете борьбу с инакомыслием.

Вообще говоря, права первоиерарха церковной структуры прямо зависят от ее внешнего признания. Как признаваемый другими поместными православными церквами и осуществляющий связь с ними, первоиерарх имеет первенство и власть и в своей церкви. Но если он сам никем не признан, то и права принуждения в своей собственной структуре он иметь не должен.

Как и ложная "теория церкви-сестры", так и Ваша претензия на власть, служат препятствием к объединению с другими частями РПЦЗ, отвергшими унию с МП. В свое время исповедники Российские не раз писали, что именно митр. Сергий, превысивший свои права заместителя патриаршего местоблюстителя и применявший церковные отлучения к несогласным с ним, именно он виновен в расколе Русской церкви. Этот раскол, иными словами, делался не снизу, а сверху. Митр. Кирилл Казанский писал, что если совесть и иерархическая дисциплина вступают в противоречие, предпочтение следует отдавать совести. Наверное, и к нашей ситуации эти слова имеют отношение. Мы по совести не можем согласиться ни с этой новой "катакомбной" идеологией, ни с методами церковного руководства, находящимися в прямом противоречии с традиционными отношениями между катакомбными епископами.

И в ответ на обвинения против нас вновь подтверждаем, что готовы дать отчет перед авторитетным и объединенным собором из частей РПЦЗ, но не перед таким частным собранием, которое на одном суде выступает сразу и в роли обвинителя, и в роли судьи и судит рукополагавших и избиравших их епископов. Такой суд заведомо законным быть не может.

4. Контакты с епископом Агафангелом

После отхода еп. Агафангела и его группы от Синода РПЦЗ(Л) в мае 2007 г вопрос о возможном и желательном объединении с ним ради единства зарубежной паствы обсуждался на Синоде РИПЦ, как вы все помните, в мае того же года. Было принято обращение к еп. Агафангелу. Кроме того, было принято обращение лично арх. Тихона к Синоду Противостоящих митр. Киприана и предстоятелю Болгарской старостильной церкви еп. Фотию, составленное в очень уважительных и теплых выражениях. В этом документе мы все приглашали их быть посредниками в переговорах с еп. Агафангелом, и они тут же согласились.

И сразу же в сетевых изданиях обеих групп началось взаимное поношение друг друга как в личном, так и в церковном отношении. Вроде бы, делалось это не самими епископами, а сетевыми администраторами обеих сторон, но высшее начальственное одобрение (или хотя бы попустительство) этой вражде явно было. Что показывает подлинную степень заинтересованности глав обеих иерархий в поисках настоящего церковного единства. И со стороны вас, владыко Тихон, все это прикрывалось заявлениями о нашей готовности к "нелицеприятному" диалогу. "Нелицеприятный" – это было ключевое прилагательное во всех таких заявлениях, а тем временем на нашем узле вся эта "нелицеприятность" так и изливалась. В этих условиях я, еп. Дионисий, предлагал провести четырехстороннюю встречу из представителей РИПЦ, еп. Агафангела, посредника еп. Фотия и зарубежного духовенства, наиболее заинтересованного в процессе объединения. Предлагались открытые и честные переговоры при свидетелях. Против такого варианта не возражали епископы Агафангел и Фотий, но воспротивились вы, владыко Тихон. Помимо этого для всех "нелицеприятных разговоров" были возможности и личного контакта, когда Вы бывали в Одессе. Но и тогда, в сентябре 2007 года Вы, будучи в Одессе, даже не позвонили еп. Агафангелу по телефону.

Последствием такого поведения стала изоляция Синода РИПЦ со стороны большинства зарубежного духовенства, оставшегося за еп. Агафангелом и со стороны Противостоящих (но о них вообще особый разговор).

Лишь после всего этого, в октябре 2008 года еп. Дионисий по приглашению еп. Агафангела ездил в Одессу и имел с ним этот самый "нелицеприятный" диалог, о необходимости которого так долго говорили в окружении арх. Тихона. На самом деле, нелицеприятно поговорить совсем не так сложно, комиссий наряжать для этого не нужно. Конечно, никакого "покаянного обращения" со стороны еп. Дионисия, о котором упоминается в вашем увещании, не было, это явная неправда. Консультация с еп. Агафангелом выявила разницу наших позиций и в каноническом смысле не закончилась ничем, кроме подтверждения отказа от взаимной вражды и соперничества, так разрушающих церковное единство. Дешевой демагогией следует считать утверждение, будто самим фактом этой встречи мы предаем память владыки Лазаря. С нашей стороны ничего не было сказано или сделано против нашего духовного отца. А сам владыка Лазарь отнюдь не завещал нам никакой "священной мести" своим обидчикам, но напротив, всех их простил перед своей кончиной. Мы считаем, что объединение частей РПЦЗ – дело важное и нужное, а в споре за власть кандидатов в первоиерархи этой объединенной структуры мы сохраняем нейтралитет и себя в такие кандидаты не выдвигаем.

5. Отношения с Синодом Противостоящих

Одной из составляющих нового курса явилось разрушение отношений с Синодом митр. Киприана. Мы считаем такой шаг неоправданным по существу, но даже еще хуже то, как он был произведен по форме. Мы уже сказали о майском (2007 г) обращении к Синоду Противостоящих, составленном в духе прежней дружбы. И вдруг, как оказалось после, в это же самое время, без всяких постановок вопроса на Синоде, вы, владыко Тихон, лично, не знаем еще с кем вместе, но тайно от нас и от всей церкви, начинаете какие-то переговоры с Синодом арх. Хризостома. И уже к концу того же года вдруг ставите всех перед фактом, что с одними греческими партнерами мы разрываем (потому, дескать, что выяснили их еретичность и неканоничность), а с другими достигли каких-то договоренностей. Скажите, это ли образец церковной соборности, к которой Вы нас теперь призываете? Да можно ли это назвать просто по-человечески порядочным поведением? Откуда же теперь ждать нам внешнего признания и уважения со стороны других православных, будь ли то из осколков РПЦЗ или из других старостильных церквей?

И наше несогласие с таким вашим поведением – это, оказывается, нарушение соборности!

6. Торжество схизматической идеологии

Разрыв с синодом Противостоящих оказался (как видно теперь) лишь одним из важных звеньев в комплексном утверждении схизматической экклезиологии и церковной политики, соответствующей не традиции Зарубежной Церкви, но рожденной в темных недрах Бостонского и Суздальского расколов. Этот коренной поворот проявился в совокупности решений Воронежского (2007 г) собрания и Одесского собора (2008 г), выразивших идею собственной благодатной исключительности. Ваш собор осудил позицию митр. Киприана о том, что таинства заблуждающихся в вере православных могут быть действительными. Но главным здесь является соборное провозглашение вами "недейственности" таинств и невозможности спасения в ряде других православных юрисдикций, прежде всего официального православия, но не только. Возможность спасения декларируется только в истинной церкви, к которой, среди российских православных, видимо, никто, кроме РИПЦ и не относится. Отсюда уже вытекает решение о принятии клириков из других юрисдикций через хиротессию. В разъяснениях Воронежского совещания дается понять, что эта хиротессия отличается от хиротонии только двумя моментами. Во-первых, она совершается не на литургии (чтобы быть тайной от народа), во-вторых, совершающий ее архиерей не облачен в полное облачение. За вычетом этих двух деталей речь идет о повторной хиротонии. Вещи надо назвать своими именами, так же как и "недейственность" таинств означает на самом деле просто их непризнание вами. Кроме того, в тех же лукавых и размытых выражениях в экклезиологическом документе Одесского Собора, вопреки ранее принятому нами подробному руководству о принятии мирян и возможностях повторного крещения, проводится мысль, что следует постепенно перейти к практике перекрещивания всех, приходящих в РИПЦ.

Обосновать такие шаги ссылкой на традицию РПЦЗ уже невозможно, потому с целью придания хоть какой-то видимости исторического преемства вы провели единоличную канонизацию митр. Филарета, в отрыве от других первоиерархов РПЦЗ, а его писания объявили святоотеческим наследием. Знаяскудость интереса в нашей церкви к изучению истории Православия и его Предания, позвольте не поверить всему вашему собору, будто сама личность владыки Филарета или его проповеди так драгоценны для вас. Лишь одна его мысль о безблагодатности советской церкви (но отнюдь не всего мирового православия, "запятнанного" в экуменизме!), осторожно высказанная Святителем в частной переписке со всем присущим ему духовным тактом, не свойственным вам, - вот что желаете вы ввести в святоотеческое наследие, чтобы оправдать свой настоящий разрыв с кафолической традицией. Но, провозгласив безблагодтность всех, кроме самих себя, вы пошли гораздо дальше святителя Филарета и даже ссылка на него уже некорректна. Неужели вы сами этого не чувствуете? И еще одним подтверждением той же схизматической традиции явилось принятие группы клириков из бостонского раскола, кое-кто из которых лишен сана еще Синодом РПЦЗ в 1986

Нельзя сказать, будто такой важный экклезиологический шаг вы совершили по неведению. Отрицательные плоды для церковных группировок, провозглашающих безблагодтность всех, кроме самих себя, вы видели своими глазами, неоднократно, в конкретных лицах. Вместе с вами мы созерцали печальные духовные плоды таких деклараций, выраженных Самим Христом в трех словах: хула, гордыня, безумство (см. Мк. 7, 22), и тем не менее вы дерзнули изнести из сердец своих такие помышления, не подумав, что они сквернят человека. Откуда вы взяли надежду, что теперь пройдете более успешным путем, чем все ваши предшественники на этой кривой тропе, непонятно.

7. Странная роль Григория Лурье

Говоря о влиянии схизматической бостонско-суздальской традиции, не удается пройти мимо личности лишенного в сана в РПАЦ Григория Лурье. Все мы знаем, что и сан он получил от раскольного и скандального митр. Валентина, и им же сана лишен за проповедь разных еретических и открыто антихристианских идей (смесь имябожничества, бракоборчества, панк-рок-православия и др.), которые подробно разоблачали д-р Вл. Мосс и другие авторы. Скандальной известностью вплоть до центральных газет пользовалась и его деятельность в созданном им же центре для неудачных самоубийц, из которых многие после пребывания там удачно покончили с собой. Скандалом стала и его епископская хиротония, проведенная также скандально известными личностями. Но дело даже не в том, насколько скандальна фигура Лурье, а в том, что он при этом владеет блогом на самом раскрученном религиозном Портале-Кредо и оттуда поучает все православие, как кому надо себя вести. Рекламирует, кого хочет, поругивает кого желает, а поучает всех сразу. Об этом человеке не стоило бы здесь упоминать, если бы он за последний год не выражал бы своего удовлетворения вашим послушанием его рекомендациям, не предлагал бы вам сотрудничества, не свидетельствовал бы об уже существующих контактах между вами, о которых мы так же, как и всех ваших внешних сношениях, не знаем ничего определенного. Среди рекомендаций Лурье не последнее место занимали советы разорвать с "киприанизмом" и размежеваться с нами, что вы последовательно и выполняете. Более того, полтора года назад арх. Тихон признавал, что один из рукоположивших потом Лурье в епископы, скандально известный еп. Севастиан приезжал к нему в Омск. А по итогам Одесского собора в декабре 2008 г. группа Лурье официально предложила арх. Тихону вступить в церковное общение.

Для чего вам понадобился такой непрошенный советчик? Почему вы, при всем знании о его репутации, так последовательно его слушаетесь, перенимая его заведомо схизматическую раскольную идеологию, утвержденную вопреки традициям РПЦЗ? И ради послушания ему готовы разрывать отношения с нами.

8. Неосергианство в РИПЦ

Еще одна конспирологическая и неведомая нам до конца тема – связь ближайших советников арх. Тихонабратьев Шумило с украинскими политиками и спонсорами. Всем давно известно, что Сергей Шумило работает в Ассоциации украинских банков и его непосредственный начальник А. Сугоняко является ктитором РИПЦ. Все это было еще при владыке Лазаре до "оранжевой революции" 2004 года, после которой российско-украинские отношения постепенно обострились до предела. Известно также, что еще осенью 2004 г. во время "оранжевой революции" Сергей Шумило пытался тайно от членов Синода РИПЦ принудить владыку Лазаря благословить от имени катакомбной церкви кандидата в президенты В. Ющенко. Кем оказался этот президент - ставленник глобализма и агент НАТО на Украине, теперь всем известно. Тогда же братья Шумило вели среди прихожан очень умелую агитацию за своего кандидата. Предположим, это была тогда их честная ошибка. Но и теперь важным фактором влияния братьев Шумило на дела РИПЦ является их тесная связь через председателя АУБ Сугоняко, личного друга Ющенко, с видными украинскими политиками и членами Верховной Рады. И при этом у нас достаточно много говорится о борьбе истинной катакомбной церкви против сергианства. Пока еще была жива наша пастырская школа, и Виталий Шумило преподавал там нравственное богословие, он требовал со студентов написания сочинения на тему: "почему нужно покаяние в грехе сергианства?" Позвольте задать вам встречный вопрос: а для чего сейчас нашей церкви нужно соучастие в грехе сергианства через высокое покровительство украинских политиков? Не связаны ли между собой такие факты, как спонсирование капитального ремонта в Одесском храме и проведения Одесского собора с одной стороны и участие собора в важнейшем агитационно-политическом мероприятии украинской власти – осуждении советских голодоморов? Как бы правильно вы ни оценивали значение этих исторических событий, сам факт упоминания об этом в данном политическом контексте подтверждает фактическую зависимость внешней линии РИПЦ от "оранжевых" украинских политиков и банкиров. А они, в свою очередь, затягивая Украину в НАТО и ЕС, ведут курс именно на мировую глобализацию, вкупе с неистовым разжиганием воинственного украинского национализма и открытой ненависти к России. Может ли Русская Церковь, Катакомбная и Истинно-православная, иметь дело с такими политическими и экономическими покровителями?

Говоря о роли братьев Шумило, следует иметь в виду, что им, по сути, принадлежит весь сетевой и печатный ресурс РИПЦ, вся ее информационная политика, то есть, пресловутая "четвертая власть". Кроме того, их влияние и во внутренней и во внешней политике Синода не раз уже вызывало нарекания у всех нас - российских архиереев РИПЦ, за исключением владыки Тихона. И тем не менее, они остаются при нем в прежнем качестве. Невольно вспоминаются слова римского историка Тацита про некоторых императоров-тиранов, что они пытались быть господами над свободными гражданами, но сами сделались рабами своих комнатных вольноотпущенников.

9. Покровительство сектантству и лжепастырству

Одесский Собор РИПЦ осудил пагубные методы лжестарчества и попытки насаждения сектантства. В качестве еще одной "справки" Собора была приведена статья прот. Тимофея годичной давности о сектантстве в православной среде. Только совершенно не указано ни авторство документа, ни главное – повод, по которому он составлен. В итоге эти справки и слова резолюций служат лишь словесным прикрытием чего-то другого. Чего же? Всем вам прекрасно известно, что речь идет о секте иером. Дамаскина (Михайленко). Этот душевно-больной (со справкой) лже-старец, бывший (или не только бывший) практикующий экстрасенс, дело которого дважды разбиралось на Синоде, с письменными показаниями, в присутствии свидетелей, с очными ставками, и который был признан виновным и подвергнут запрещению, которое потом было явочным порядком тихо отменено вами. Здесь важнее канонической стороны сам факт бесчувствия и жестокости к реально физически и морально пострадавшим людям, которые со слезами искали у вас защиты от религиозного изувера в Синоде Истинной Церкви – и не получили ее. После такого попрания элементарной справедливости и игнорирования решений Синода мы приняли решение больше не участвовать в его деятельности, не видя возможности в нем отстаивать правосудие и не желая участвовать в чужой неправде.

Но если бы еще речь шла только об одном о. Дамаскине, перешедшем все мыслимые пределы. Те же методы пастырства используются в РИПЦ не только им. Есть и другие подобные духовники, которые в перерывах между такой же своей пастырской деятельностью с интересом почитывают на сайте соборную "справку" о ложном пастырстве.

10. Разгром пастырских курсов

В вашем "увещании" со злорадством сказано, что бывшие наши ученики по заочным пастырским курсам теперь выступают против нас. Дескать, это мы их сами до этого довели. Да будет вам известно, что за все время нашего с ними общения и после ни один из них ни разу не задал нам ни одного недоуменного вопроса, ни устно, ни письменно, не привел ни одного факта, где бы наше преподавание разошлось бы с православным учением, изложенным в рекомендуемой литературе. Одно только подобное обвинение было выставлено против нас лишь в самом конце – это обвинение в том, что мы разделяем учение митр. Антония, основателя Русской Зарубежной Церкви. Но и это обвинение не было адресовано нам лично, а вброшено в среду совершенно не знакомых с сутью дела людей. Оно имело целью просто вызвать скандал. И если теперь все наши ученики так настроены против нас, то чьих рук это дело? Не могли же все они столько лет ничего о нас не подозревать и в один момент все разом прозреть. Против кого вы здесь свидетельствуете, не против себя ли самих?

Наши ученики и без того почти все отличались обыкновенной ленью. И пока еще курсы работали, они уже с какого-то момента (после кончины владыки Лазаря, разумеется) заметили, что их учеба совершенно не поощряется епархиальными архиереями, что гораздо легче получить сан и сделать карьеру без всякой учебы. А когда им еще дали понять, что и учат-то их неправильно, тут уж они начали действовать прямо как в советской песенке: "не ходите, дети, в школу, научитесь бить крамолу".

Пастырские курсы были не только местом получения минимального богословского образования, лучше сказать: элементарной православной грамотности, но и местом свободного братского общения, небольшими пастырскими собеседованиями, имевшими цель укрепления духовного единства. На наших сессиях всегда царила теплая атмосфера доверия, практически до самого их конца. Повторим: обид и соблазнов от нас не исходило, эти вещи были кем-то навеяны потом.

Но если теперь оглянуться назад, то станет очевидным, что знания и широкий кругозор не нужны проводникам нового курса РИПЦ, потому что они мешают установить лжеправославную, схизматическую традицию, не раз разоблаченную в истории Кафолической Церкви. Гораздо легче воспитать не учеников, а подельщиков по интригам, ловко и быстро перенимающим все ухватки лжепастырства и порабощения христианских душ себе.

Сознаете ли вы сами, в какую сторону двинули вы руль духовного воспитания клириков РИПЦ?

11. "Фигуры смирения и примирения"

В своем увещании вы задаете нам вопрос: "Перед кем в церковной иерархии Вы смиряетесь, есть ли у Вас, наряду с "фигурой примирения", "фигура смирения"?" Отвечаем прямо: неужели вы за целый год ее не заметили? Это – наше смиренное молчание в ответ на все перечисленные ваши действия, которые по нормальным церковным меркам должны были бы уже вызывать скандальный разрыв общения. Пожалуй, имеет смысл напомнить, хотя бы некоторые из наших "фигур смирения и умолчания" в ответ на явно недружеские и беззаконные действия.

Помните ли, владыко Тихон, иеромонаха Игнатия (Круткова), бывшего нашего клирика, которому была навеяна надежда на скорое епископство, и как он исподтишка сеял в пасомых вражду к своему правящему архиерею еп. Дионисию и повышенное благоговение к Вашему Первосвятительству? Несколько раз я по-дружески спрашивал Вас, как бы Вы отнеслись, если бы я настраивал точно так же Вашего клирика в Омске и его руками – Вашу паству против Вас. Вы ничего не ответили. Следующим моим шагом было отпустить о. Игнатия к Вам, даже с приходами. Такую "фигуру смирения" Вы приняли, как должное. Успех в борьбе со своим архиереем привел этого клирика далее к самомнению, затем к грехопадению (неважно, какова его степень), к уходу от Вас. Скажите, даже и сейчас Вы не чувствуете никакой своей ответственности за его судьбу?

Следующий аналогичный случай был в Одессе с выживанием оттуда еп. Иринея, с натравливанием его клириков на него, с выставлением ему абсурдных обвинений, с безобразным судилищем перед всем его клиром. Ради церковного мира мы не раз шли на односторонние уступки, отпускали от себя мятежных клириков, а некоторые из вас жали, где не сеяли и собирали, там где не рассыпали. Обстановка интриг и доносительства постепенно нарастала, но мы смирялись и перед этим.

В расчете на посторонних читателей, но только не на нас, ваше увещание обвиняет нас в клевете на руководителей Синода РИПЦ. Это, как вы сами хорошо знаете, явное перекладывание с больной головы на здоровую. Даже большинство нашей собственной паствы до последнего времени ничего не знало о наших с вами расхождениях. И сейчас такое обвинение звучит очень похоже на знакомую советским людям статью Уголовного Кодекса: "клевета на советский общественный строй", под которую подводилась любая критика советской системы. Если мы делаем открытым это письмо, вы ведь тоже назовете его клеветою, хотя не сможете опровергнуть ни одного указанного факта.

В деле о. Дамаскина мы, конечно, не могли молчать или называть черное белым, но под конец вынуждены были смириться с вашим беззаконием, и просто приостановили свою деятельность в Синоде. Молчали мы до сих пор и по поводу Воронежского совещания и по поводу Одесского собора. Мы не участвовали в этих мероприятиях, не желая публичных скандалов и предоставляя вам полную свободу церковного администрирования. Чего еще вам недоставало? Если мы и делились своими соображениями, то лишь с очень немногими близкими нам людьми и не в ваших епархиях, не в Интернете, да и то лишь в ответ на их прямые запросы о нашем положении. И постоянно созерцали, как то один, то другой знакомый нам клирик или мирянин, с которыми мы никогда не ссорились, вдруг начинает нас обвинять то в ереси, то в расколе, то даже в масонстве и еврействе. Последний пример, где клеветника, как говорится, уже удалось схватить за язык. Совсем недавно в Москве еп. Гермоген лично обзвонил каждого прихожанина нашего прихода, убеждая не ходить к нам и не брезгуя заведомой клеветой, будто еп. Дионисий масон и еврей. Перед этим точно так же и еп. Иринея в Одессе обвиняли в масонстве.

Единственное, что мы себе позволили: предложить протодиакону Герману некоторые пастырские размышления о характере и духовном состоянии современного неофициального православия, а он счел необходимым опубликовать их на своем узле. В этих материалах никто из вас не назван по имени, не поминается и сам Синод РИПЦ и его конкретные деяния. Может быть, вы, прочитав, узнали там себя? Значит, критика оказалась по адресу. Но такие статьи уж никак не назовешь клеветою. Поэтому вы предпочли обвинить их в ереси.

Последняя наша "фигура смирения": мы вам ничего не предлагаем, кроме как задуматься о своих действиях. Но нашего смирения в форме умолчания вам явно не достаточно. Вам нужно не умолчание, а соучастие. Если употребить любимые выражения еп. Гермогена, вам нужно нас "додавить", "прогнав сквозь строй". Но, как и ранее мы заявляли вам, "додавить" нас не получится. И соучастия в таких делах от нас не ждите.

12. Звенья одной цепи

Теперь видно, что все перечисленные ваши деяния, открытые или частично прикрытые, уже четко укладываются на одну генеральную линию. Суть ее в том, чтобы сконструировать некую церковную структуру под себя и обеспечить ее устойчивость. В экклезиологическом документе Одесского Собора вы прописали, что Церковь не нуждается в спасении человеческими средствами. Добавим: ваше церковное новообразование делается вами с помощью чисто человеческих средств, причем не всегда добропорядочных. Судите сами. "Катакомбная идеология" позволяет отстроить "вертикаль власти". Провозглашение своей сакральной исключительности, подкрепленное сомнительными пастырскими методами и разгромом духовного образования, позволяют держать людей в страхе и духовном порабощении, как это многократно делалось и в других группах прежде вас. Той же цели служит ваша постоянная самореклама в Интернете, обучение паствы любоваться своей церковью, значение соборов которой "трудно переоценить". Что же, обучить людей коллективному самолюбованию довольно легко, гораздо проще, чем Православному Преданию и Священному Писанию, например. И конечно, помогут спонсоры и политики, хотя бы и небольшого ранга, пропорционального размеру самой структуры. Под конец созданная структура полностью сакрализируется и объявляется тождественной Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Не кажется ли вам, что Московская патриархия сделала то же самое, только в своем, гораздо большем масштабе?

Одесский собор закрепил создание этой новой церковной структуры под старым названием. Вы приняли новую программу ("Экклизиологические основания") и новый устав (Положение о РИПЦ, которое вы нам даже для ознакомления не прислали). Перераспределены должности, избраны новые внешние партнеры и союзники. Фактически это означает, что Одесский Собор явился учредительным собранием новой организации. РИПЦ при вл. Лазаре и сегодняшняя РИПЦ – две разные организации, построенные на совершенно разных канонических и идеологических основаниях.

И хотя Одесскому собору вы приписываете "непреходящее историческое значение", но реально собрание из трех архиереев и нескольких десятков клириков и мирян не превышает по значимости расширенного епархиального собрания, каковыми были все три Воронежских совещания. Не приходится говорить и о соборной полноте на этом соборе, ибо была представлена только группа епп. Тихона и Гермогена и почти не было никого из Зарубежья, а тем более – из других частей РПЦЗ. Характерно и то, что списка участников Собора на сайте не представлено, а все его документы даны без подписей. Даже письма к нам от клириков и мирян не подписаны ни одной подписью, хотя бы и не собственноручной, а только арх. Вениамином.

Со своей стороны, мы, епископы Дионисий и Ириней, в эту новую церковную организацию не вступали, документов ее не принимали и не подписывали, и ее власти над собой не признаем.

13. Симметричная фигура умолчания

Как же быть дальше?

Вы грозитесь вынести нам свое прещение. Но посудите сами, даже власть собора, подобного Одесскому, канонически совершенно недостаточна для суда над епископами. Кворума у вас явно нет. По Положению об РПЦЗ клирики и миряне епископов не судят, а для запрещения в служении одного епископа необходимо не менее шести архиереев. (По постановлениям папы Дамаса суд над епископом в присутствии Римского папы требует 5-7 епископов, а без его присутствия не менее 15 (4-5 век). Отсюда, вероятно, и взята эта цифра - 6 епископов). Если ваше новое Положение о РИПЦ составлено в этом смысле как-то иначе, то никакой закон не имеет обратной силы, и никто из нас не может судить другого по обвинениям за прежние годы на основании какого-то нового положения. С канонической точки зрения ситуация патовая.

Со своей стороны мы не выдвигаем к вам требований, не предъявляем вам никаких обвинений в ереси или расколе. Рассудить всех нас сможет только Господь или какой-то расширенный и более авторитетный собор. Но сможете ли вы обойтись без "додавливания", без "прогона сквозь строй"? А просто замолчать и вести себя спокойно? Просто закопать топор войны и больше ничего не делать, точнее: не добавлять к сделанному? Иными словами: сосуществовать, как разные ветви катакомбной церкви, самостоятельно и без вражды, раз уж вы провозгласили катакомбную традицию.

Если же нет, то все мы очень хорошо помним, как складывались отношения и между вами самими. Осудив нас, хотя бы в канонически ничтожных формах, вы закончите только полуфинал розыгрыша кубка власти. В финале вам предстоят еще встречи между собой. Помните, владыко Гермоген, как вы писали нам, пытаясь в нашем лице обрести союзников против владыки Тихона и Виталия Шумило: сейчас не быть шумным столь же опасно, как и не быть тихим. Тогда тоже с одной стороны шли упреки в раскольной деятельности, с другой – в тоталитарном руководстве и использовании мирянина-фаворита.

И все это во славу истинно-православной церкви?

Епископ Дионисий, Епископ Ириней

Приложение – историческая справка

Владыка Лазарь, с которым связывают возникновение Синода РИПЦ, говорил о себе так: "двадцать лет я полз на коленях в Зарубежную церковь". Он получил священный сан архимандрита и епископа (1982 г) от РПЦЗ и входил в состав ее епископата. В 1990 г., выйдя из катакомб, он присоединился к РПЦЗ и был принят через хиротессию Собором РПЦЗ под председательством митр. Виталия. Его ставленническую грамоту, подписанную десятью архиереями, мы все видели. В 1991 г. он был возведен в сан архиепископа, в 1998 утвержден Председателем Совещания российских преосвященных в составе РПЦЗ. Все свои полномочия, начиная с правящего архиерея, он получил от РПЦЗ. Его паства в 1990-е годы состояла на 9/10 из открыто действующих, а не катакомбных приходов. Правда, в 1993-94 гг. он, под влиянием несправедливых действий Синода РПЦЗ, нарушившего через своего представителя еп. Варнаву его права правящего архиерея, на некоторое время отделился от Синода вместе с еп. Валентином Суздальским. На документы этого краткого периода его жизни и ссылаются идеологи нового курса РИПЦ. Но то был кратковременный эпизод, который владыка Лазарь исправил покаянием и примирением с Синодом РПЦЗ. До конца жизни он оставался верен Первоиерарху РПЦЗ митр. Виталию. Собрания в Воронеже, которые он проводил в 2001 и 2002 гг. в связи с поворотом Синода РПЦЗ к унии с МП, прошли под знаком верности прежнему курсу и митр. Виталию, а вовсе не провозглашением какой-то отдельной церкви-сестры. Для совершения хиротоний викариев для своей обширной епархии арх. Лазарь испрашивал письменного благословения от первоиерарха РПЦЗ митр. Виталия и получил его в письме от 11 марта 2002 г. Поскольку мансонвилльское окружение митр. Виталия заняло враждебную позицию к нему, владыка Лазарь выражал готовность ехать на собор к Митрополиту в Канаду и дать отчет о своих действиях на объединенном соборе всех частей РПЦЗ, не пошедших в унию с МП. До конца жизни он сохранял поминовение митр. Виталия, как своего Первоиерарха. В своем письме митр. Виталию от 4/17 сентября 2002 г. он писал: "Я пришел в Зарубежную Церковь свободно и сознательно, веря, что Зарубежная Церковь является носительницей как истинно-православного учения, так и канонического епископата. По мере сил я служил в этой церкви двадцать лет в архиерейском сане и желаю скончать свои дни в ее лоне" ("Церковная правда" стр. 97). Владыка Лазарь претендовал только на автономию российских епархий РПЦЗ, находящихся в особых условиях, и не считал себя каким-то первоиерархом катакомбной церкви, довольствуясь тем, что получил в РПЦЗ.

Что касается самого названия РИПЦ, то как следует из указа Синода РПЦЗ от 25 апреля/8 мая 1998 г, это есть лишь разрешение российским епархиям РПЦЗ регистрироваться под таким именованием в государственных органах России и Украины (ибо официальное название не могло по закону включать слова "зарубежная"). Но регистрация в гос. органах еще не означает создания особой церкви-сестры.

Прот. Владимир Клиппенштейн (будущий еп. Ириней) приходил в РПЦЗ в 1991 г. с основанными им приходами в Киргизии и Казахстане, и тогда же был назначен священноначалием РПЦЗ благочинным по Средней Азии. Иеромонах Дионисий был назначен в 1996 г благочинным Новгородских приходов, созданных иереем Тимофеем и им в 1990-91 году, с которыми они приходили в РПЦЗ в 1993. В начале 2002 года мы присоединились с нашими приходами к арх. Лазарю, которым наш статус благочинных был подтвержден. После епископских хиротоний наши благочиния были переименованы в викариатства. Никакого Синода РИПЦ тогда еще не было и не от него мы получили свои приходы. Наши епископские хиротонии, как викариев Одесско-Тамбовской епархии, были совершены, как сказано в решении Совещания российских преосвященных от 15/28 июля 2002 г. "в связи с присоединением к Одесско-Тамбовской епархии приходов и благочиний в Центральной России, Казахстане и невозможности для арх. Лазаря объезжать столь обширную епархию". Далее в решении было сказано: "выполнение решения Первоиерарха митр. Виталия о создании в России самостоятельного архиерейского синода отложить до проведения авторитетного архиерейского собора российских и зарубежных архиереев, признающих митр. Виталия со всей полнотой его прав (Церк. пр. стр. 39-40). Это и был основной смысл принятия наших епископских хиротоний: в вынужденных условиях кризиса РПЦЗ, как викариев епархии арх. Лазаря в составе автономного Совещания российских преосвященных до подтверждения и признания авторитетным собором полноты РПЦЗ.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]