Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
16-01-2009 18:47
 
РЕПОРТАЖ: Религиозный космос России. В пресс-центре Славянского правого центра прошла презентация заключительного третьего тома "Атласа современной религиозной жизни России"

Научно-исследовательский проект "Энциклопедия современной религиозной жизни России" уже широко известен среди специалистов по религии, социологов, политологов, гуманитарной интеллигенции, а также среди представителей религиозных объединений. В 2009 году завершилось издание описания религиозной ситуации во всех регионов России в рамках трехтомного "Атласа современной религиозной жизни России" (М.-СПб: Летний сад, 2005-2009). Презентация последнего, третьего, тома Атласа прошла в пресс-центре Славянского правового центра в Москве 14 января 2009 года. Организаторами этого события стали Кестонский Институт (Оксфорд, Англия) и Институт религии и права.

Само издание было задумано еще в 1993 году социологом религии и главным редактором Атласа Сергеем Филатовым (вместе с основателем Кестонского института каноником Майклом Бурдо). Между тем, проект стал осуществляться только с 1996 года, а команда Энциклопедии сложилась к 1998-1999 годам. В нее вошли Роман Лункин, Людмила Воронцова, Александра Стёпина, Владимир Пореш, Борис Кнорре, Антон Прокофьев и др. В командировках и сборе материала участвовали и сотрудники Кестонского института – Майкл Бурдо и Ксения Деннен. В процессе своего осуществления проект Энциклопедии разделился на две части. С 2003 по 2006 годы было издано четыре тома первой части – справочника "Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания" (Под ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2003-2006, 864 стр. Тир. 2000 экз.). В справочнике проанализированы все современные религиозные объединения и движения, существующие в России. Издание второй части проекта – Атласа - стало самой трудоемкой и масштабной работой.

Для большинства ученых, журналистов, религиозных лидеров, пришедших на презентацию, удивительным был сам факт того, что описание всей России было завершено не столь уж большим коллективом проекта. Третий том оказался самым увесистым и привлек внимание людей самых разных взглядов, поскольку Атлас вместил в себя изложение чрезвычайно различных идейных позиций в рамках РПЦ МП и взглядов представителей разных конфессий. Однако именно благодаря такой мозаичности издания авторам удалось собрать на презентацию цвет гуманитарной элиты.

Особую роль Атласа в формировании и отражении современной религиозной жизни отметил Анатолий Пчелинцев, адвокат, сопредседатель Славянского правового центра, главный редактор журнала "Религия и право". По его мнению, это беспрецедентное издание, которое достойно государственной премии, поскольку сделано в столь же государственном масштабе. Информация Атласа бесценна не только как конкретное наполнение понятия о многоконфессиональности, многоукладности России, но и как источник реальных неангажированных материалов о деятельности православных приходов (к примеру, как священник в Ярославской области стал успешным фермером), о социальном служении протестантских Церквей. По словам Пчелинцева, для журналистов, которые хотят разобраться в религии или найти интересные общественно значимые факты из жизни христиан, мусульман, буддистов, НРД и т.д. – Атлас является незаменимым справочником. По окончании своего выступления Анатолий Пчелинцев от имени Института религии и права вручил диплом почетного доктора Института религии и права президенту Кестонского Института (Оксфорд, Англия) Ксении Деннен.

Полевые исследования, легшие в основу Атласа, как отметила К. Деннен, помогают лучше понять православие и русскую православную культуру, открывают такие глубины русской веры, которые ранее были скрыты от глаз общественности. Руководитель проекта Сергей Филатов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, говорил о том, что сама по себе религиозность, как оказалось на деле, проявляет себя неожиданно и оригинально. Например, в Западной Европе число постоянно посещающих церкви верующих падает, однако религиозность присутствует в образах, в культуре, в семейных традициях, и всегда может себя проявить снова. В России православие у всех на слуху, оно присутствует в СМИ, а люди посещают православные храмы, но за представлением о православии стоят часто образы, не связанные с верой или христианством. По словам С. Филатова, непосредственно во время опросов в каждом регионе религиозность преподносит множество тайн и далеко не все из них удается разгадать.

Размышления о мире религий в России продолжил Роман Лункин, сотрудник проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России", директор Института религии и права. По мнению Лункина, религиозность лучше всего отражает самобытное русское сознание, представление о русском человеке в целом. Русских считают не способными к порядку, подчинению закону, сторонниками коллективизма и сильной руки у власти. Однако на деле оказывается, что азиатские черты русского сознания сильно преувеличены. В реальности русский верующий оказывается терпеливым европейцем по духу, который прекрасно сознает ущербность несвободной жизни. Даже если русский обращается в буддизм, он делает это по-европейски, а буддийскими учителями оказываются ламы из США и Франции. Кроме того, в рамках религиозного сознания лучше всего проявляются политические предпочтения россиян, которые в светской жизни не привыкли искренне говорить о будущем и настоящем своей страны. Поэтому в Атласе можно найти и монархическую Святую Русь, и патриотическо-православно-коммунистическую Святую Русь и рационально-протестантскую Святую Русь. В рамках русской религиозности вполне нормально существуют и либералы, и Святая Русь епископа Диомида, отца Павла Адельгейма, а также свое представление о Святой Руси "Лоскутков" отца Всеволода Чаплина.

От лица издательства выступила Ольга Фадина. Она подчеркнула, что с авторами Энциклопедии было интересно и легко работать, хотя книга издавалась на протяжении нескольких лет. Фадина отметила, что существует проблема распространения подобных фундаментальных изданий, которые часто не доходят до провинциальной интеллигенции. Вместе с тем, Атлас помогает поднять интерес к серьезной литературе, так как его интересно читать.

Своими впечатлениями о работе в команде Энциклопедии поделились Александра Степина и преподаватель Высшей школы экономики Борис Кнорре. С пожеланием постоянно отслеживать работы современных авторов выступил профессор МГИМО Владимир Глаголев. Напутствие для дальнейшей работы дал профессор Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра Карнеги. Оценку масштаба работы и ее необходимости ученому миру, чиновникам и церквям дали Николай Шабуров, руководитель Центра по сравнительному изучению религий РГГУ, директор программ Всемирного русского народного Собора Роман Силантьев, епископ Евангелическо-Лютеранской церкви Аугсбургского исповедания Владимир Кюнтцель, руководитель Центра по изучению проблемам религии и общества Института Европы РАН, профессор Анатолий Красиков.

По мнению руководителя Центра религиозной литературы ВГБИЛ профессора Евгения Рашковского, Атлас даст исследователям будущего возможность изучать постсоветскую религиозность в России в динамике, во всем многообразии ее развития. С этой точки зрения никакие изменения адресов и телефонов религиозных объединений, указанные в Атласе, не смогут сделать эту книгу неактуальной, так как социологи подняли неизведанный пласт развития религиозной жизни с начала 1990-х годов фактически до 2008 года. Как заметил Сергей Филатов, к третьему тому команда Энциклопедии все больше набиралась опыта, и если в первые годы осуществления проекта число вопросов верующим было не так велико, то теперь члены команды стараются затронуть все более глубокие мировоззренческие вопросы.

Помимо этого, в презентации приняли участие представители "Известий", журнала "Отечественные записки", "РИА-Новости", "Ежедневного журнала", других светских и религиозных изданий, информационно-аналитического центра "Сова". Оригинальной находкой организаторов презентации стало то, что после всех выступлений и вопросов было предоставлено слово 7-летней дочери Сергея Филатова – Марфе, которая хорошо поставленным голосом сказала: "Дамы и господа, прошу всех пройти к специально приготовленному фуршету".

Презентация третьего тома Атласа, как это ни странно, не стала завершением проекта Энциклопедии. По крайней мере, сами авторы продолжают свои социологические исследования, готовясь к новому этапу работы. Более того, сами полевые исследования стали необходимым элементом научной работы проекта Энциклопедия, тех статей участников этого проекта, которые регулярно выходят в журналах и интернет-изданиях (например, в Русском Ревью Кестонского института, www.keston.org.uk). Реальные встречи с епископами, пасторами, священниками, чиновниками, отвечающими за религиозную сферу, стали необходимостью, а поездки по регионам – источником материалов для размышления. Очевидно, что мы еще увидим новый Атлас, который покажет во всем многообразии жизнь первой четверти ХХI века.

Антон Алябьев,
для "Портала–
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2016. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]