Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
21-05-2008 18:44
 
ДОКУМЕНТ: Новый виток разжигания розни. Заявление настоятеля храма Святой Преподобномученицы Елисаветы в Санкт-Петербурге игумена Григория (Российская Православная Автономная Церковь)

Начало новой "информационной" кампании против нашей Церкви, сопряженной с прямыми оскорблениями ее святынь и религиозных чувств ее верных, вынуждают меня отреагировать. Я не считал нужным делать это до тех пор, пока клеветой и подстрекательством занимались конфессиональные издания Московского патриархата. Но теперь, когда нашим "оппонентам" удалось вовлечь в свою кампанию недостаточно квалифицированных и неосведомленных представителей государственных СМИ (Радио России, телеканала НТВ), мне хотелось бы сделать разъяснение для всех, кто желает добросовестно разобраться в ситуации.

Нынешняя кампания началась после публикации заявления "О рекламе мощей святителя Николая и других православных святынь", размещенного 15 мая 2008 г. на официальном сайте Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП (http://www.mitropolia-spb.ru/news_detail.php?ID=6183). В заявлении утверждается, что поводом для него стали "многочисленные обращения верующих" в связи с пребыванием мощей святителя Николая Чудотворца в нашем приходском храме Св. Елисаветы.

В ответ на "многочисленные обращения" сайт сообщил, будто наш храм является "раскольническим" и не имеет никакого отношения к Русской Православной Церкви. Впрочем, сайт признал, что Санкт-Петербургское епархиальное управление "не располагает сведениями" о пребывании в нашем храме мощей святителя Николая. Но тут же, давая понять, что их пребывание там невозможно, сообщил: "Мощи свт. Николая постоянно пребывают в Италии (г. Бари) и никогда не вывозились за пределы этого города". Вероятно, чтобы окончательно запутать своих читателей (об уровне религиозного образования которых свидетельствует характер их "многочисленных обращений"), сайт добавляет, что частицы "никогда не вывозившихся" мощей пребывают в храмах Санкт-Петербурга (в качестве примера на сайте епархии приводится Николо-Богоявленский собор).

Далее официальный сайт Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП делает вывод, что наша Церковь "вводит в заблуждение многих православных христиан и дискредитирует деятельность Русской Православной Церкви".

Днем 19 мая интернет-издание "Интерфакс-религия", действующее при информационной поддержке Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, со ссылкой на Санкт-Петербургскую епархию РПЦ МП, опубликовало значительно более жесткий текст (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=24518), дополняющий ошибки официального сайта епархии рядом новых ошибок, а главное – содержащий клевету и оскорбления в адрес нашей Церкви, направленные на разжигание межконфессиональной розни и побуждающие к ущемлению прав и преследованию нашей Церкви. Уже в заголовке этого сообщения находящиеся в нашем храме святыни названы "лжемощами", чего не было в заявлении на сайте Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП. Далее "Интерфакс-религия" утверждает, будто в этой епархии кто-то (имена не названы) призывает "положить конец действиям раскольнической группы Вадима Лурье". Сведения о наличии в нашем храме частицы мощей святителя Николая Чудотворца названы агентством "фальшивой рекламой".

"Интерфакс" цитирует следующее высказывание руководителя Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП священника Георгия Иоффе: "Мы получаем множество жалоб от людей и уже направили запросы в соответствующие инстанции с требованием пресечь рекламу лжемощей". Ниже наш храм ошибочно назван храмом "при морге Елизаветинской больницы" и утверждается, будто Санкт-Петербургская епархия РПЦ МП обвиняет нашу общину в том, что она "вводит в заблуждение многих православных христиан".

Основную порцию клеветы и оскорблений в адрес нашей Церкви и ее верных чад "Интерфакс-религия" опубликовала в виде цитаты слов исполнительного директора Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (церковно-общественная организация РПЦ МП, одним из учредителей которой является ОВЦС МП) Романа Силантьева. Назвав изложенную выше ситуацию "возмутительной", Роман Силантьев именует меня "так называемым "игуменом Лурье" и утверждает, что наша община "имеет выраженную криминальную окраску и курируется бандитами, которые наживаются на отпевании проходящих через морг людей и махинациях с псевдомощами, в первую очередь на поставленных на поток платных молебнах". Роман Силантьев также сообщил, что представляемый им Правозащитный центр готовит обращение в городскую прокуратуру Санкт-Петербурга "с просьбой проверить эти сигналы и принять самые действенные меры по прекращению подобных афер". Кроме того, Роман Силантьев заявил о своем намерении запросить главного врача Елизаветинской больницы о том, что делают на территории его морга "живые мошенники, к тому же возглавляемые отсидевшим за педофилию "архиепископом" Севастианом Жатковым и поэтому известные религиоведам как "секта педофилов" или как секта "неопедофилов-лурьитов".

Вечером того же дня в эфир государственного "Радио России" вышел сюжет "Неприятный скандал в Санкт-Петербурге" (http://www.radiorus.ru/news.html?id=270044). От имени редакции наша община была названа "раскольнической группой Вадима Лурье", а информацию о пребывании в нашем храме частиц мощей святителя Николая Чудотворца и великомученика Пантелеимона редакция объявила "заведомо ложной, так как настоящие мощи находятся за границей". Со ссылкой на Санкт-Петербургскую епархию РПЦ МП государственная радиокомпании назвала членов нашей Церкви "сектантами" и пригрозила: "Правоохранительные органы могут классифицировать действия луритов как мошенничество".

Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев выступил на Радио России с комментарием, в котором дополнил дезинформацию и оскорбления, ранее процитированные "Интерфакс-религией", следующими деталями. Он назвал сообщения о пребывании святынь в нашем храме "откровенным мошенничеством, которое нужно пресекать", а нашу Церковь — "группировкой", которая "очень искусно маскируется под православные приходы и православные церкви". Утверждая, что наша Церковь "никакого отношения к Русской православной церкви не имеет и никогда не имела", Роман Силантьев заявляет, что мы служим в храме, "который внешне похож на православный". Он призвал радиослушателей "бороться с подобными вещами", вновь назвав наш приход "мошенниками", а нашу деятельность – "просто социально опасным мошенничеством".

Наконец, телекомпания НТВ, принадлежащая медиа-холдингу "Газпром-медиа", то есть также находящаяся под государственным контролем, распространила сообщение (НТВ), в котором наш храм был назван "раскольническим", а находящиеся в нем частицы мощей – "мощами, которые на самом деле находились за тысячи километров" от нашего храма. Со ссылкой на Санкт-Петербургскую епархию РПЦ МП НТВ обвинила нас в том, что мы "вводим в заблуждение многих православных христиан". Эти сообщения, в свою очередь, были растиражированы другими печатными и электронными СМИ.

В соответствии с российским законодательством, подобные публикации являются недостоверными, а их авторы подлежат административной и уголовной ответственности за распространение ложной информации, оскорбление религиозных чувств, разжигание межконфессиональной розни и вражды, призывы к совершению противоправных действий и т.д. Но мы в данном случае не будем заниматься юридической квалификацией действий авторов публикаций и редакций, а ограничимся выяснением ошибочных мест этих публикаций, рассчитывая на порядочность редакций и журналистов, которые ознакомившись с достоверной информацией из первых уст, смогут исправить допущенные ими ошибки или, по крайней мере, избежать их в будущем.

1. Утверждения о "раскольническом" или "неправославном" характере нашей Церкви являются недостоверными и оскорбительными не только по сути, но и по форме – с точки зрения легального статуса нашей религиозной организации, признанного российским государством и охраняемого законом. Открытое служение в храме Св. Елисаветы, "внешне похожем на православный", стало возможным для нашей общины лишь после официальной государственной регистрации. Согласно государственному Свидетельству о регистрации нашей религиозной организации, мы являемся именно православной общиной, входящей в централизованную религиозную организацию – Российскую Православную Автономную Церковь. В соответствии с действующим Федеральным законом РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 1 октября 1997 г. и изданными на его основе нормативными актами, при регистрации как наша община, так и Церковь в целом представляли в Министерство юстиции РФ сведения о своем вероучении. Если в результате сложной и тщательной процедуры регистрации, включающей научно-правовую экспертизу, не возникло сомнения в православном характере нашего вероучения и церковной организации, то весьма странно, что иные религиозные организации, их издания, а также светские СМИ, в том числе государственные, позволяют себе оскорблять нашу Церковь, именуя ее неправославной.

Безусловно, признание со стороны государственной власти не является главным или даже достаточным аргументом в пользу православия нашей Церкви и нашей общины. Формат данного заявления не позволяет приводить все богословские, канонические, исторические, юридические и прочие аргументы в защиту нашей верности православию. Несмотря на их наличие и убедительность, наша община открыта к любой полемике, в том числе с теми, кто считает ее неправославной. Но подобная полемика должна вестись с уважением к религиозным взглядам оппонента, на достаточно грамотном церковном уровне и без нарушения гражданского законодательства. С точки зрения закона, наша Церковь является такой же религиозной организацией, как РПЦ МП, и никто не вправе запрещать нам исповедывать православную веру.

В данном случае нам хотелось бы, чтобы авторы публикаций и лично г-н Силантьев, выступающий от имени РПЦ МП, имели в виду, что своими утверждениями о "неправославии" нашей Церкви они проявляют неуважение не только к своим верующим согражданам, принадлежащим к иной религиозной организации, но и к законам нашей страны, и к органам государственной власти, осуществляющим регистрацию религиозных организаций.

Также можно подвергать критике мою деятельность, убеждения или высказывания, но невозможно уничижать мой сан, потому что, согласно законам России, государство с уважением относится к внутренним установлениям религиозных организаций, в том числе к их иерархическому устройству. Демонстративное неуважение к сану как внутреннему установлению нашей Церкви, а тем более – оскорбление его, рассматривается как разновидность оскорбления религиозных чувств граждан или возбуждение межконфессиональной розни.

2. Безапелляционные, не основанные на каких-либо проверках или экспертизах, утверждения о том, что находящиеся в нашем храме святыни являются "ложными", "фальшивыми" и т.п., оскорбляют не только чад нашей Церкви, но и последователей РПЦ МП и других традиционных христианских Церквей. Разумеется, что наша Церковь не имеет каких-то особых тайных "источников происхождения мощей" — большинство наших святынь некогда хранились в монастырях и храмах иных Церквей, либо принадлежали их клирикам и мирянам, и были либо пожертвованы в наш храм, либо переданы на время, для поклонения. Называя эти святыни "лжемощами" или "фальшивыми", представители РПЦ МП и журналисты хулят и те мощи, от которых были отделены наши священные реликвии и которые до сих пор пребывают в той же РПЦ МП. Кроме того, священные реликвии как предмет веры и благочестивого почитания являются чтимыми святынями не в результате научных экспертиз или прокурорских проверок, проведение которых, очевидно, может быть воспринято как кощунство большинством верующих той же РПЦ МП.

Есть достаточно оснований предполагать, что организация экспертиз и проверок православных святынь, в том числе мощей, хранящихся в различных храмах на территории России, не вполне соответствует религиозным чувствам большинства чад РПЦ МП и интересам ее руководства. Например, в Санкт-Петербурге еще свежа в памяти полемика вокруг предполагаемых мощей преподобного Александра Свирского, которые были найдены в Анатомическом музее Военно-медицинской академии. Большинство вопросов, связанных с происхождением этих останков, так и осталось без ответа. То же касается и "екатеринбургских останков", захороненных в качестве мощей Царственных мучеников в соборе Петропавловской крепости, и многих других чтимых реликвий, происхождение которых неясно.

Что же касается аргумента о том, что мощи святителя Николая Чудотворца находятся за пределами России и поэтому, якобы, они не могут находиться в нашем храме, то его опровергает уже сам официальный сайт Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП, указывая адрес храма своей конфессии, в котором находится частица тех же мощей. Список других храмов РПЦ МП, в которых хранятся частицы мощей святителя Николая, представлен на веб-сайте "Православие.Ru", который действует по благословению Патриарха Алексия II.

3. Утверждения о том, что деятельность нашей общины носит криминальный (преступный) характер, прямо противоречат российской Конституции, согласно которой гражданин (или группа граждан) может быть назван преступником лишь по решению суда, вступившему в законную силу. Должно быть, некоторым нашим обвинителям известно о мученической кончине нашего первого настоятеля, о. Александра Жаркова, и о том, с какими именно религиозными кругами были связаны преступники, осуществившие это страшное злодеяние. Было бы удивительно, если бы за многие годы нашего церковного служения те религиозные круги, к которым принадлежат клевещущие на нас люди, не прилагали бы никаких усилий, чтобы уличить нас в криминальной деятельности и добиться прекращения существования нашего прихода и Церкви в целом. Однако многочисленные прокурорские и иные проверки не приводили к тому, что в нашей деятельности обнаружились бы какие-нибудь признаки криминала. Со своей стороны, испытывая столь пристальное внимание к своей деятельности, мы не допускаем и возможности каких-либо противоправных действий, потому что это и противоречит нашим ценностям, и несовместимо с нашей легальной деятельностью в правовом поле. В общем контексте процитированных выше публикаций упреки в "криминальном" характере нашей общины или всей Церкви также являются формой оскорбления наших религиозных чувств и провоцируют межконфессиональные конфликты в нашем городе.

4. Записки с просьбой о поминовении за здравие и за упокой на Святой Горе Афон, разумеется, принимались в нашем храме не ради "мошенничества", а в рамках проводимой нами акции по сбору материальной помощи Спасо-Вознесенскому монастырю Эсфигмену на Святой Горе Афон. В соответствии с нашими убеждениями, мы считаем эту обитель, пребывающую в общении с Истинно-Православной Церковью Греции и не имеющую общения с "мировым православием" (в том числе, с РПЦ МП), единоверной и единомысленной нам. Нас связывают многолетние церковные контакты и, разумеется, все записки с просьбами о поминовении переправляются в эту обитель вместе с пожертвованиями.

5. Недопустимыми и преступными являются также оскорбления со стороны Романа Силантьева и цитирующих его СМИ в адрес иерархов нашей Церкви и кощунственные попытки "религиоведческой" классификации "сект педофилов". Подобный метод г-н Силантьев использовал при написании им монографии о современном состоянии российского ислама, где он позволял себе под видом "религиоведческой классификации" присваивать разным группам мусульман ярлыки "ваххабитов", "сионистов-экстремистов" и т.п. Разумеется, никаким религиоведам неизвестны "секта педофилов" или "неопедофилов-лурьитов", а учитывая оскорбительный и диффамационный характер слов "секта" и, тем более, "педофил" подобные высказывания также следует квалифицировать как имеющие признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ. Смысл существования нашей Церкви, привлекающий к ней и бывших чад РПЦ МП, состоит в стремлении к максимальной канонической чистоте, верности Церковному преданию и каноническим правилам. В случае возникновения в нашей церковной среде, да еще и в "системном" виде, какой-либо педофилии, это явление получило бы широкий церковный резонанс и подверглось бы строгой канонической оценке. Что же касается светских судебных процессов по этому "пропагандистскому" обвинению против двух иерархов нашей Церкви, то в обоих случаях вина подозреваемых доказана не была (в случае с митрополитом Валентином не было даже установлено даты совершения мнимых "преступлений"). Судебный процесс над епископом (тогда – игуменом) Севастианом (Жатковым), равно как и над митрополитом Валентином, максимально широко освещался в прессе, в том числе церковной. Достаточно ознакомиться с этими публикациями, не говоря уж о материалах дел, основная часть которых также опубликована, чтобы убедиться: следствие использовало почти такие же нехитрые приемы дискредитации нашей Церкви, какие использует сейчас Роман Силантьев. Если кто-то недоумевает о том, как подобные беззакония могли совершаться в российских судах, то теперь он может получить квалифицированный ответ от президента России Дмитрия Медведева, который выступил с инициативой судебной реформы, обосновав ее необходимость коррумпированностью современной судебной системы и ее подчиненностью "телефонному праву".

Как бы то ни было, наша Церковь никого не принуждает присоединяться к ней и не исповедует неправославных концепций о "православных по рождению", якобы обязанных, помимо своей воли, принадлежать Церкви. Однако, поскольку наша Церковь существует в том же правовом поле, в котором выступают наши "оппоненты", то обе стороны должны придерживаться минимальных правил дискуссии и конфессиональной пропаганды, хотя бы в тех рамках, которые определяет светский закон.

В случае с нынешним скандалом вокруг мнимых "лжемощей" эти рамки грубо разрушены, продемонстрированы журналистский непрофессионализм и неуважение к закону — к тому же самому, на котором основан и правовой статус РПЦ МП. Напоминаем журналистам из светских СМИ, некритически воспринимающим любую, даже весьма грубую и непристойную информацию, если только она преподносится под вывеской "Русской православной церкви", об особой деликатности религиозной сферы, о том, что неуважение и невнимание к чувствам и убеждениям верующих людей возвращают нас во мрачные времена государственного атеизма и надругательства над религиозными святынями.

Как законопослушные граждане, мы обязаны оставить за собой право защищаться от клеветы, оскорблений, дезинформации, наконец – от прямых угроз расправы с нашей Церковью, теми способами и в тех формах, которые предписывает нам закон.

Настоятель храма

Святой Преподобномученицы Елисаветы

в Санкт-Петербурге

игумен Григорий.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]