Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
05-12-2007 17:15
 
ИНТЕРВЬЮ: Настоятель Покровского храма села Вадовские Селищи Республики Мордовия иеромонах ЕВСЕВИЙ (МАШКОВ) о своей поддержке епископа Диомида и готовности идти до конца "в борьбе против ереси"

О конфликте прихожан и Саранской и Мордовской епархии РПЦ МП, действующим лицом которого является иеромонах Евсевий (Машков), стало известно после того, как в адрес Славянского правового центра поступило обращение мирян Покровской церкви села Вадовские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия. В нем в частности говорилось, что сотрудники милиции и прокуратуры вместе с представителями Саранской епархии РПЦ МП силой захватили Покровскую церковь, взломав дверь и разогнав толпу прихожан, которые защищали свой храм. Инцидент произошел в ночь с 12 на 13 ноября из-за того, что прихожане Покровской церкви не захотели принимать вновь назначенного настоятеля церкви иерея Алексия Рыбкина, поскольку считают его недостойным священником. Главное требование прихожан к епархиальному начальству состоит в том, чтобы им оставили в качестве настоятеля иеромонаха Евсевия (Машкова), 1975 г.р.

На захват Покровского храма около полуночи 12 ноября приехали сотрудники милиции вместе с районным прокурором Г.И. Половниковым, а также отцом Алексием Рыбкиным, благочинным района протоиереем Сергием Позоровым и игуменом Серафимом (Горчаковым) из поселка Умёт Зубово-Полянского района. На защите храма стояли мужчины, женщины и дети, 90-летние старушки. Около часа ночи прокурор Половников приказал милиционерам растаскивать народ, крича сотрудникам правоохранительных органов: "Не будете применять силу, сниму ваши погоны". Часть милиционеров стояла в оцепенении, а часть растаскивала старушек от дверей храма. После взлома дверей церкви отец Алексий Рыбкин забрал из храма антиминс, без которого нельзя совершать литургию.

После публикаций материалов о конфликте в Вадовских Селищах управляющий Саранской и Мордовской епархией архиепископ Варсонофий обвинил священника из села Вадовские Селищи (Вадово-Селищи) иеромонаха Евсевия (Машкова) в стремлении создать собственную секту. Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), в интервью Интернет-порталу "Религия и СМИ" подчеркнул: "Мною он отправлен за штат до вразумления и покаяния. Он перестал поминать за литургией и меня, и Патриарха, искажает молитвы за богослужением. Я присылаю в село нового клирика, а он не отдает ключи от храма, хотя здание церкви по закону принадлежит не ему, а епархии". С просьбой защитить от произвола местного духовенства и восстановить отца Евсевия в должности настоятеля Покровского храма жители Вадово-Селищ и окрестных сел обратились с письмом к правящему архиерею Варсонофию, а также к прокурору Республики Мордовия, Уполномоченному по правам человека в РФ В.П. Лукину, в редакцию газеты "Комсомольская правда" и в Славянский правовой центр (всего 403 подписи на 16 страницах).

Иеромонах Евсевий (Машков) рассказал корреспонденту "Портала-Credo.Ru" о внутренних причинах конфликта.

"Портал-Credo.Ru": Ситуация вокруг Покровского храма еще раз поставила проблему самостоятельности приходов РПЦ МП, а также возможности (вернее, невозможности) для мирян выбирать себе священника. С точки зрения прихожан, их требования вполне логичны. Покровский храм был открыт 15 лет назад, а его настоятелем был назначен отец Валерий Основин, который, по словам прихожан, "вел аморальный образ жизни – пропивал храмовые деньги, службы вел в нетрезвом состоянии, на ногах не держался, блудил и т. п.". После Вашего назначения в 2004 году настоятелем храма ситуация радикально изменилась, стал воссоздаваться храм и настоящая приходская жизнь в Вадово-Селищах. Такое впечатление, что верующие впервые увидели нормального цивилизованного священника. Что, по Вашему мнению, привело к конфликту?

Отец Евсевий: Все началось из-за неприязни ко мне благочинного Зубово-Полянского района протоиерея Сергия Позорова. У нас с ним были различные мнения по самым разным церковным вопросам. Кроме того, он, безусловно, проявлял зависть к тому, как складывалась приходская жизнь в Покровском храме. Дело в том, что народ стал посещать нашу церковь, а отец Сергий не желал того, чтобы верующие из других сел посещали Вадовы Селищи, он потребовал, чтобы я не принимал верующих из окрестных сел. Когда я стал настоятелем, то стал постепенно восстанавливать храм, и в отношении того, как проводить строительство, на меня также было трудно повлиять. Долгое время благочинный грозился выгнать меня в монастырь.

– 3 октября этого года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, иерархи и клирики Московского патриархата, молились вместе с католическим архиепископом Парижа Андре Вен-Труа XXIII, рядом иерархов и священнослужителей католической Церкви в соборе Парижской Богоматери. И затем Вы действительно перестали поминать во время службы Патриарха и архиепископа Варсонофия?

– Да, я не принимаю позицию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Варсонофия, так как они нарушили апостольские правила и общались с еретиками, которые исповедуют еретические верования, то есть с католиками. Надо ревновать о православии, это мне откровение от людей и от Бога. Я убежден в том, что не должны люди поступать так, как поступил Патриарх. После этого меня архиепископ Варсонофий отстранил и отправил за штат, а на место настоятеля назначил отца Алексия Рыбкина, который прославился в народе тем, что он на руку не чист. В его собственном храме в селе Анаево того же Зубово-Полянского района многое пропадало, а епархия никаких действий не предпринимала. И тут народ выступил категорически против этого настоятеля. Прихожане не хотели отдавать ключи от храма и пускать отца Алексия служить в Покровскую церковь, а епархия хотела забрать антиминс из церкви, чтобы нельзя было совершать там литургию. Миряне стали требовать от епархии, чтобы на приходе оставили именно меня. Тогда и произошел этот инцидент с захватом храма 12 ноября.

– Получается, что Вы не участвовали в этих событиях?

– Действительно, в силу того, что выступал именно народ, то представители Саранской епархии добиваются в настоящее время с помощью милиции и прокуратуры возбуждения какого-либо уголовного дела. Используя клевету на некоторых прихожан, епархия хочет найти зачинщика, чтобы на кого-то свалить вину за произошедшее. В частности, представители епархии хотят возбудить дело о покушении на жизнь отца Алексия Рыбкина, на которого якобы напали девушки-певчие, с которыми он якобы боролся, а затем верующие вырвали из рук документы и печать.

– Совершаете ли Вы сейчас богослужения или просто молитесь, может быть, без литургии, как староверы?

– Я нахожусь за штатом, а верующие приходят ко мне в дом в селе Вадовские Селищи на молебны. Все же молитвы и наши знания нельзя отнять у православного человека, и мы совершаем вечерние службы. Мы веруем в Бога – это не запрещено законом.

– С чем связано Ваше решение не поминать на службе Патриарха и архиепископа? Это Ваша принципиальная идейная позиция связана еще с какими-то другими "нарушениями" в Московской патриархии?

– Конечно, это решение объясняется не только тем, что Патриарх и другие иерархи РПЦ МП молились с католиками во Франции. Это связано и с принятием в РПЦ МП номеров ИНН, символики Антихриста на иконах и паспортах, штрих-кодов и т.п. Символикой Антихриста, к примеру, является изображение на иконах шестиконечной звезды Давида, которая является символом иудаизма, и для нас православных это оскорбление. Наше священноначалие в Московской патриархии все это поддерживает и говорит, что это не страшно. У нас разные мнения со священноначалием.

В результате много набралось подобных нарушений. Кроме того, наш архиепископ Варсонофий также причастен к экуменическим встречам – он общается с мусульманами и поддерживает строительство мечетей в Мордовии, дает на это благословение. Русская Православная Церковь, как мы считаем, должна быть православной, а другие веры должны быть сами по себе, дружить можно и с теми и с другими, но молиться вместе нельзя.

– Известный консерватор епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) опубликовал письмо, осуждающее экуменическую молитву в Париже вместе православными и католиками в начале октября. Являетесь ли Вы сторонником идей епископа Диомида, который периодически выступает с критическими обращениями в адрес руководства РПЦ МП?

– Епископ Диомид отмечает в своих посланиях то, что есть на самом деле. Он – настоящий православный, который пишет не от своего ума, а от апостольских правил, от учения Святых Отцов и исповедников Церкви, которые боролись за чистоту веры. А священноначалие РПЦ МП отталкивает нас, вступая в союз с другими верами, что является еретичеством. Церковное руководство пытается все это внедрить.

– Почему же именно сейчас стали выступать против экуменизма, который присутствовал в рамках РПЦМП еще в советские времена?

– Раньше также пробивались противники экуменизма, люди выступали и выступают за чистоту веры, но большинство боится и смущается. Вместе с тем хорошо, что находятся такие смелые люди, как епископ Чукотский Диомид, другие же умалчивают об отступлении от веры. Очевидно, что за такие высказывания и действия священноначалие может лишить любого представителя духовенства его места. Я же человек верующий и не боюсь лишиться места. Считаю, что надо исповедовать свою веру так, как это делали первые христиане.

– Россия – светское государство по Конституции. Как, по Вашему мнению, Церковь должна вести себя в светском демократическом обществе?

– В прошлом была монархическая власть, в рамках которой власть и Церковь были едины, потом Церковь отделили от государства и она признала советскую власть, что также является отступлением от канонов, которое повлекло за собой много других нарушений в церковной жизни. Против властей мы не имеем ничего, но мы выступаем за то, чтобы РПЦ жила по своим канонам. При этом, в Церкви как экуменизм процветал, так и процветает. Мы ни с кем не должны согласовывать наши церковные законы и правила, а все остальные пусть исповедуют свою веру, как они хотят. Вера не должна перемешиваться. Полнота Русской Православной Церкви в догматах и учении святых Отцов Церкви не должна искажаться, все должно оставаться без изменений, ничего нового не должно приниматься. Надо жить и исповедовать Христа, принимать от Господа благодать – и ничего больше не надо.

Что касается законов светского государства, то законы нас окружают кругом, и нужно отдавать Кесарю кесарево, а Богу Богово. Если закон не противоречит нашим церковным установлениям, то надо предоставлять отчеты, исполнять правила и т.д. А так, конечно, монархическая власть является символом божественной власти, и в рамках монархии гармонично складываются отношения Церкви и государства. Церковь стремится туда, где добро и справедливость, а у каждой политической партии свои собственные законы. Раньше клятву Царю давали, и вместе с Церковью государство соблюдало все законы. То, что происходит в Росси в настоящее время и с Церковью, и с государством, это попущение за наши грехи. Мы должны жить полностью свято в нашей стране, чтобы Церковь была в чистоте, а церковные правила соблюдались. Мы считаем, что надо жить по старинным законам.

Беседовал Роман Лункин,
для "Портала–Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]