Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
21-11-2007 14:48
 
ИНТЕРВЬЮ: Президент Института религии и политики, член Общественной палаты РФ АЛЕКСАНДР ИГНАТЕНКО: "Мусульмане России самым активным образом будут участвовать в выборах. Подавляющее большинство проголосуют за "Единую Россию"

Александр Александрович Игнатенко – доктор философских наук, профессор, президент Института религии и политики, член Общественной палаты Российской Федерации, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, ведущий эксперт НИИ социальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова.

"Портал–Credo.Ru": Менее трех недель осталось до выборов в Государственную Думу РФ. Окажет ли влияние на предвыборную борьбу и результаты выборов так называемый "исламский фактор"? И если окажет, то в какой степени?

Александр Игнатенко: Если под "исламским фактором" понимать наличие среди российских граждан избирателей – мусульман, то я полагаю, что этот фактор не окажет никакого особого влияния на предвыборную борьбу и результаты выборов. Мусульмане представляют собой интегральную часть российского общества, и их электоральное поведение в целом не будет отличаться от поведения "среднего россиянина".

Но ограничиться этой констатацией было бы недостаточно. Предэлекторальный период в России всегда характеризуется тем, что разные группы интересов стремятся сделать на этом процессе собственный хороший гешефт – личный, групповой, корпоративный. При этом индивидуумы, группы, корпорации делают "заявки" – претендуют на то, что они контролируют электоральное поведение каких-то групп электората. Не остаются, естественно, в стороне от этой активности и мусульмане, точнее, исламское духовенство. (Я бы рассматривал раздельно мусульман, "этнических" мусульман, исламское духовенство и исламских активистов. Эти группы различаются своими социологическими характеристиками и электоральным поведением и возможностями воздействия на электоральные процессы.)

Как это делается, можно увидеть в публикации 10 октября с.г. открытого письма руководства мухтасибата (регионального отделения мусульман) Московской области губернатору Борису Громову, опубликованного на официальном сайте Совета муфтиев России. В письме содержится предупреждение, чтобы не сказать "угроза" голосования мусульман всей России против "Единой России", если губернатор не выполнит какие-то условия: "Господин губернатор, если Вы думаете, что мусульмане нашей страны будут спокойно реагировать и голосовать за партию, региональный список которой Вы возглавляете ("Единая Россия". – Ред.), ошибаетесь!"

И есть еще одно обстоятельство, которое правильнее было бы назвать "псевдо-исламским фактором". В настоящее время на Северном Кавказе дают о себе знать редкими террористическими актами недобитки того бандитско-террористического движения, которое формировалось на Северном Кавказе со второй половины 90-х годов прошлого, XX века с претензией на то, чтобы быть "мусульманским". Это движение было (а его недобитки –остаются) яро "антиэлекторальным" – в том смысле, что оно стремилось установить в республиках российского Северного Кавказа (сначала в Чечне, а затем в других регионах) – нет, не "исламскую власть", а самопровозглашенную диктатуру полевых командиров, эмиссаров и боевиков международно-террористической сети. На территории, контролировавшейся самопровозглашенной "Чеченской Республикой Ичкерия", летом 2002 года был совершен своего рода переворот - был создан без выборов (какие там выборы!) "Меджлисуль-Шура", составленный из сговорившихся в узком кругу чеченских полевых командиров и арабов – эмиссаров "Аль-Каиды". "Маджлисуль-Шура" поставил себя над всеми органами власти "Чеченской Республики Ичкерия", включая ее "парламент" и "президента" Аслана Масхадова, которые и сами-то располагали крайне сомнительной легитимностью. В последующем, после исчезновения самопровозглашенной "ЧРИ" "Меджлисуль-Шура" был преобразован в виртуальные "фронты" - по разным республикам Северного Кавказа. А в первой половине октября 2007 г. Доку Умаров, "президент" фантомного образования "ЧРИ" упразднил и этот фантом и объявил о создании вместо него еще более фантомного "Кавказского эмирата", провозгласив себя "амиром" (главой эмирата): "Я, Амир моджахедов Кавказа, являюсь единственной законной властью на всех территориях" "Кавказского эмирата". При этом, де факто, он является подчиненным внедренного на территорию российского Северного Кавказа эмиссара "Аль-Каиды" саудовца Муханнада Абу-Анаса (сменил прибывших из Аравии и уничтоженных эмиссаров "Аль-Каиды" Хаттаба, Абу-ль-Валида, Абу-Умара ас-Сайфа, Абу-Хафса, Абу-Дзейта и др.). Мусульмане Северного Кавказа реагировали на подобные "антиэлекторальные" акции активным сопротивлением. Достаточно вспомнить противодействие мусульманского ополчения Дагестана в 1999 г. попытке бандитско-террористического движения под патронатом "Аль-Каиды" установить "халифат" с выходом к Каспию. Последние "антиэлекторальные" акции этих недобитков приведут к тому, что северокавказские мусульмане примут активное участие и в предстоящих выборах.

– Насколько активной будет позиция мусульманской уммы на выборах? Много ли мусульман примут участие в голосовании 2 декабря? Хотя это и невозможно будет проверить, как по Вашему предположению могут распределиться голоса мусульман между "Единой Россией", "Справедливой Россией", коммунистами, ЛДПР и демократической оппозицией в лице "Яблока" и СПС?

– Я уверен, что мусульмане России самым активным образом будут участвовать в выборах. Подавляющее большинство "этнических" мусульман (больше половины) проголосуют за "Единую Россию". Здесь скажется и то, что мусульмане действительно с симпатией относятся к президенту Путину, который идет первым номером в списке "Единой России", и наличие в списках партии узнаваемых и авторитетных "этнических" мусульман (взять хотя бы Минтимера Шаймиева, чтобы не перечислять многих других), и то, что "Единая Россия", в отличие от других партий, без риторических или демагогических заигрываний с разными религиозными группами, зарекомендовала себя реальными делами в социально-экономической области. За "Единой Россией", с большим отрывом будет идти КПРФ, которая аккумулирует протестные настроения, несомненно, имеющиеся у части "этнических" мусульман. Голоса "этнических" мусульман распределятся среди остальных партий, допущенных к выборам, так, как это демонстрируют социологические "замеры". Сюрпризов здесь не предвидится.

– Как Вы оцениваете обращение Президиума III Всероссийского мусульманского форума по поводу третьего срока для Путина? Почему это обращение не попытались отправит от имени всего форума и даже не озвучили его на заседаниях форума, а опубликовали спустя два дня после его завершения? Может, испугались, что единогласной поддержки не получилось бы (что, по моим сведениям, так и случилось бы, потому что я знаю, по крайней мере, нескольких участников Форума, которые выступили бы резко против этой инициативы), а голоса "против" смазали бы весь верноподданнический эффект? И тогда такое обращение не только бы не достигло цели демонстрации всеобщего единения вокруг Путина, а показало бы реальный уровень доверия президенту в среде активистов мусульманского сообщества, который мог оказаться и не столь уж фантастически высоким, как это рекламируется СМИ?

– Я бы рассматривал обращение Президиума III Всероссийского мусульманского форума в иной "оптике". По-моему, целью этого обращения является не демонстрация поддержки президенту Владимиру Путину, а стремление некоторых групп исламского духовенства реализовать собственные корпоративные интересы в ходе внутрикорпоративной конкуренции. Вспомним, как развивались события. 1-4 ноября в Москве проходит III Всероссийский мусульманский форум, организованный, что важно иметь в виду, Духовным управлением мусульман Нижегородской области (ДУМНО). А спустя несколько дней, Президиум этого, уже закончившегося и распущенного форума публикует обращение к президенту с предложением изменить Конституцию России. Не думаю, что обращение, по замыслу его авторов, имело целью продемонстрировать "всеобщее единение вокруг Путина". Ведь президент неоднократно заявлял, что недопустимо изменять Конституцию, что Конституции можно только следовать. Он это говорил и в связи с идеей "третьего срока", и в связи с преподаванием религии в государственной и муниципальной школе, и в связи со светскостью государства в России. И это обращение, скорее, можно было бы рассматривать как отсутствие "единения вокруг Путина" со стороны некоторых групп интересов. Думаю, обращение было опубликовано (и, кстати сказать, в очень ограниченном количестве СМИ) 7 ноября, накануне встречи в Кремле 9 ноября президента Владимира Путина с, как было сказано в информационных сообщениях, "духовными лидерами мусульман России" - главой Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином, верховным муфтием Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином и главой Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаилом Бердиевым, которые Конституцию изменять не предлагали, а только просили президента "остаться в политике" и после выборов 2008 г., что никак не предполагает ни нарушения, ни изменения Конституции. И обращение 7 ноября от имени Президиума распущенного форума стало для руководства ДУМ Нижегородской области формой позиционирования себя в качестве "духовных лидеров мусульман России", что реализовалось ранее и в проведении ими в столице России III Всероссийского мусульманского форума. (Отмечу попутно, что ДУМ Нижегородской области ведет очень большую работу действительно общероссийского масштаба, реально превращаясь в один из центров ислама в нашей стране.) Но это позиционирование было отнюдь не "верноподданническим" по сути, поскольку предлагало изменить Конституцию, т.е. сделать то, что президент Путин неоднократно и однозначно отвергал.

И вот 12 ноября глава ДУМ Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов выступил с новым обращением, которое дезавуирует обращение Президиума III Всероссийского мусульманского форума. Оно весьма любопытно по содержанию и стилистике. Это обращение адресовано только нижегородским мусульманам, хотя тема России присутствует в обращении в полной мере, и оно заканчивается лозунгами: "Слава России! Аллах Акбар!" Суть обращения: "И сейчас обращаясь к вам, я призываю помочь Президенту созидать единую и процветающую Россию, я призываю вас придти на выборы и проголосовать за планы президента. Ибо планы Путина – это и планы мусульман" (сохранена орфография источника. – Ред.) В обращении звучит нотка некоторого раздражения в чей-то адрес, возможно, в адрес тех или того, кто заставил ДУМНО дезавуировать свое прежнее обращение: "Среди нас (мусульман Нижегородчины) никогда не было политзаключенных, диссидентов, предателей".

В целом призывы изменить Конституцию имеют отнюдь не "верноподданнические" цели, а, опять-таки, реализацию определенных корпоративных интересов. Нельзя не заметить, что, одновременно с призывами внести изменения в Конституцию в части количества и сроков пребывания президента государства у власти, вбрасывается идея о такой конституционной новации, как введение должности "вице-президента – мусульманина", что является заявкой на кардинальное изменение политической системы России в направлении её "ливанизации" или "иракизации", т.е. конструирования такой политической системы (она получила название конфессионализма), при которой высшие, и не только высшие, должности в государственной власти распределяются в соответствии с размерами конфессиональных (этно-религиозных) общностей.

– Как Вы оцениваете предложение Абдул-Хакима Султыгова о проведении некоего абсолютно неконституционного Гражданского Собора и наделении им Путина званием духовного лидера нации, напоминающего своей формулировкой "лидера исламской революции" имама Хомейни. Насколько такая инициатива характерна для российской мусульманской уммы? Какова может быть степень поддержки такого, по моему мнению, неуклюжего и прямолинейно-подхалимского PR-деяния в среде мусульман России?

– Начну с того, что статью Абдул-Хакима Султыгова не читал, не успел ее прочесть, хотя и хотел, до того, как ее сняли с сайта "Единая Россия", и знаю ее только по изложениям и цитатам. И сразу скажу также, что, наверное, будет нелишним различать антиконституционные действия и действия, как Вы выражаетесь, "неконституционные", т.е. конкретно не прописанные в Конституции. Да, никакого "гражданского собора" в Конституции нет. Но та же Конституция в статье 31 гарантирует гражданам России право "собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". И, в конце концов, вполне может собраться некий "гражданский собор" и провозгласить какого-то гражданина "лидером нации". Иное дело, что это решение такого "гражданского собора" не будут иметь силы закона, тем более – силы Основного закона, т.е. Конституции. И еще большой вопрос, по душе ли это президенту Путину – стать "заложником" каких-то групп интересов, притом, что он располагает собственным политическим авторитетом и, по сути дела, в настоящее время является своего рода "локомотивом" для "Единой России" на предстоящих парламентских выборах. Я бы эту инициативу Абдул-Хакима Султыгова рассматривал как попытку получения какого-то личного или группового гешефта. Если же подобный "гражданский собор" будет проведен, то мусульмане, точнее, их "духовные лидеры", - всех мусульман ни на какой собор не соберешь, - обязательно поддержат эту идею. Собственно, они это уже сделали – во встречах, заявлениях и обращениях первой половины ноября.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]