Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
15-11-2007 19:00
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Что в лоб, что по лбу! Велика ли разница в подходах к инаковерующим в Тульской и Ярославской областях

Правильно все-таки сделали депутаты Госдумы, когда проголосовали за отмену регионального компонента в программах обязательного школьного образования. В том смысле, что предполагать какую-то общую адекватность нынешних региональных властей в вопросах образования было бы так же недальновидно, как считать всех сотрудников милиции исключительно порядочными защитниками законности. Одна из "прелестей" нынешней "суверенной демократии" в России как раз в том и состоит, что она напрочь исключает принятие по наиболее важным вопросам какого-то общего разумного регламента, на который можно было бы ориентироваться всем. Этим "суверенная" ("сувенирная") отличается от собственно демократии, которую она "суверенная" призвана компрометировать по мере сил. И, знаете, получается! Пусть и с переменным успехом, но наше общество продолжает дезориентироваться то одними, то другими несуразностями, хотя, казалось бы, куда же тут дезориентироваться дальше.

Взять, к примеру, всего два наиболее характерных среднестатистических, так сказать, российских региона – Тульскую и Ярославскую области. В обеих областях, с позиции "социалки", совершенно одинаково, то есть очень нелегко, живут одинаковые российские граждане со всеми "плюсами" и "минусами" нашего сегодняшнего дня. В обеих есть богатые и бедные, влиятельные и беспомощные, умные и глупые, активные и вялые. Ну, и в обеих областях, понятное дело, есть органы власти и, что имеет прямое отношение к нашей теме, разные религиозные организации, среди которых в силу нынешних политических обстоятельств выделяются епархиальные управления Русской Православной Церкви Московского патриархата. Как известно, с исполнением основных церковных функций у этих организаций дело обстоит не так успешно, как со второстепенными. Вероятно поэтому, основная задача Церкви – проповедовать слово Божие и нести христианское учение в массы - перемещается в разряд второстепенных. В результате весьма актуальное в нашей жизненной неразберихе христианское миссионерство оборачивается вульгарной антирелигиозной деятельностью, теряя, по сути, всякую связь с христианством. В этом отношении, туляки и ярославцы тоже находятся в совершенно одинаковой ситуации – и в том, и в другом регионах, мимикрируя под христианскую миссию, под "крышей" РПЦ МП активно действуют ее "антикультистские" организации. А вот дальше наблюдается ряд "неуловимых" различий, которые заставляют сомневаться, что на всей российской земле живут одинаковые российские люди.

В Ярославле успехи "антикультистов" привели к открытому симбиозу церковных и светских гонителей веры. Там антирелигиозная доктрина "американского профессора" Дворкина взята на вооружение не только миссионерским отделом или какой-либо иной епархиальной сектой, а и местной исполнительной властью. В Совете по вопросам религиозных объединений при мэрии Ярославля трудится по совместительству некто Евгений Мухтаров – когда-то журналист, а ныне увлеченный своим дело представитель в Ярославской области Московской региональной общественной организации "Центр религиоведческих исследований". Что-то подобное наблюдалось и в первые десятилетия советской власти, когда члены разного рода творческих и "культурных" союзов входили в местные Советы именно по той причине, что заявляли о своей непримиримой ненависти к религии. Правда, тогда власть требовала искоренять религию напропалую, а теперь – не столько власть, сколько клерикалы от РПЦ МП – проповедуют выборочную борьбу, исключая из числа гонимых верующих своей конфессии, которая, впрочем, уже не просто конфессия, а часть "вертикали власти". Но это было бы еще пол беды. Ведь истории такого явления, как "антикультизм", известны периоды, когда католическая инквизиция истребляла инаковерующих. Это признано сегодня Римско-Католической Церковью достойным ее покаяния. Почти то же самое происходило в России в период активного преследования православной Церковью христиан-староверов. Но, в отличие от католиков, отечественные православные пользовались в этом поддержкой светских властей, традиция чего, по меньшей мере, в Ярославской области, как видим, сохранилась.

Кстати, трудно сказать, почему именно для ярославцев и других регионалов история сделала такое исключение, когда власть не просто помалкивает, но и принимает непосредственное участие в антиконституционном преследовании верующих. В частности, в отношении Ярославля можно предположить, что дело тут в почти поголовной нерелигиозности властных кадров и, как следствие того, в отдаче всех "религиозных проблем" на откуп единственному "компетентному" в этом вопросе - Мухтарову. Тем более что некий ярославский чиновник, с которым доводилось беседовать о религиозной картине в области еще в 2005 году, не скрывал, что нормальные люди в регионе просто боятся связываться с епархиальными, потому что "вони потом от них не оберешься".

В Тульской же области, которая по всем упомянутым параметрам не отличается от Ярославской, ситуация чуть иная. При не меньшей, а, пожалуй, даже более оголтелой активности местных "антикультистов", которые состоят при Миссионерском отделе Тульской епархии РПЦ МП, антирелигиозные гонения в этом регионе выглядят чуть более избирательными. Это означает, что местная власть все же принимает какое-то, пусть и странноватое участие в формировании своего отношения к религиозным организациям. К примеру, еще 2 августа, на совещании "О состоянии межнациональных и конфессиональных отношений в Тульской области и мерах по предотвращению экстремистских проявлений и фактов межнациональной нетерпимости и розни" местный губернатор Вячеслав Дудка говорил, что "одной из главных задач исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных и силовых структур является обеспечение прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации, воспитание толерантности среди населения, уважения к культурным и религиозным традициям. Проявления межнациональной нетерпимости и розни должны пресекаться, и каждый случай должен внимательно изучаться с целью выявления причин и условий, способствующих их возникновению. Мелочей в этой работе нет, и все мы должны досконально рассматривать, изучать и предотвращать возможность появления таких случаев". Это звучало вполне ясно и определенно. Но на том же совещании тот же г-н Дудка заявил, что "в последнее десятилетие численно возросла и значительно активизировалась деятельность религиозных формирований протестантского толка, управляющие центры которых находятся за рубежом. Указанные формирования в подавляющем большинстве функционируют при финансовой поддержке извне и при непосредственном участии иностранных миссионеров". По его мнению, появление в области религиозных групп Свидетелей Иеговы и мормонов, это "религиозная экспансия Соединенных Штатов Америки", о чем говорит присутствие в "составе одной миссионерской группы кадрового сотрудника военной разведки США".

При этом никаких выпадов в адрес "отечественных протестантов" из уст губернатора не прозвучало, хотя градация на "своих" и "чужих" у "действующей в соответствии с Конституцией" власти все же сохраняется. Но "пробелы" в борьбе с верующими успешно восполняются церковными антирелигиозниками. Сотрудник Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП Алексей Ярасов, например, объявляет "самыми опасными сектами Тулы" пятидесятников церквей "Слово жизни", "Святая Троица", "Тульский христианский центр", "Вефиль". При этом для "православных богоборцев" остается тайной не только то, что они занимаются, по сути, антирелигиозной деятельностью, но и то, что они демонстрируют абсолютную неграмотность в вопросах религии вообще. Так, в одной куче "сатанинских сект" у них оказываются пресвитерианцы, новые религиозные движения, христиане и нехристиане, религиозные и культурно-просветительские организации.

В середине 90-х годов в церковных киосках Москвы, Санкт-Петербурга и других городов можно было собрать целую серию брошюр под условным названием "опасная секта". На обложке тонких разноцветных книжечек с надписью на обороте "По благословению Святейшего Патриарха…" в типичный макет было вбито наименование "Самая опасная секта…", а далее допечатано - "баптисты", "католики", "лютеране", "пятидесятники", "кришнаиты", "свидетели Иеговы", "богородичники" и так далее на любой вкус. В то время подобная сиволапость доморощенных "борцов за чистоту православия" воспринималась достаточно скептично и даже с неким юмором. Книжки коллекционировали по признаку нелепости наименования и дремучей маразматичности текстов. Увы, но теперь эта сиволапость вошла в практику в виде нормы, общественного стереотипа, в критериях которого мыслят не только бомжеватые "православно-патриоты", но и кадровые сотрудники некоторых епархиальных отделов и органов государственной власти.

Поэтому и помощнику пастора пресвитерианской церкви "Путь истинной жизни" Александру Рожкову из Тульской области, сетующему на то, что борьба с верующими перешла все мыслимые границы и выглядит как классическая дискриминация по вероисповедному признаку, и многим другим верующим, не только Тульской и Ярославской, а и всех остальных субъектов Федерации, включая Ямало-Ненецкий округ, можно лишь посочувствовать. Потому что усиление антирелигиозных гонений в России наших дней – этотолькоодно из объективных следствий многих процессов,развивавшихся в нашей стране последние семь лет. Именно в этот период окончательно определился вектор на возвращение общества в условия тоталитарной системы.

В рамках этого же временного промежутка произошло фактическое слияние государственной власти с превращенной в прикладную идеологию "самой традиционной" и полностью подготовленной к тому за время советской власти, религии России. Сегодня официальная доктрина крупнейшей религиозной организации России содержит в себе массу специфических концепций, которые касаются всех сторон светской жизни. В ней разработан регламент и для нужного режиму восприятия обществом таких разных явлений из области прав, этики и морали, как свобода совести и вероисповедания, отношение к иноверцам и иноплеменникам, восприятие внешнего мира, отношение к науке и религии, определение врагов и друзей и так далее. В списке, который уже сегодня можно продолжать достаточно долго, нет только одной позиции – собственно, религиозной, доктринальной. А именно - вероисповедальной, богословской, истинно миссионерской – то есть, христианской.

С учетом растущей в предвыборный период общей истерии, надеяться в ближайшее время на какое-либо облегчение гонений российским верующим, наверное, не стоит. К этому локализованному в области проблем религиозных организаций частному кризису власть и РПЦ МП у всех на виду шли бок о бок в продолжение нескольких лет. Нынешняя кампания по подавлению всяческого инакомыслия и инаковерия отвечает общему замыслу стратегии "зачистки" сознания россиян от какой-либо независимости, от "низкопоклонства перед Западом". Поэтому единственное, что видится в таких обстоятельствах возможным и обязательным, это гласность, которую при всем желании нельзя ликвидировать ни законодательно, ни фактически.

Поэтому пришло время вернуться к тому, с чего начинали – "правильно, все-таки сделали депутаты, когда проголосовали за отмену регионального компонента". Ведь в отдельных регионах сторонникам реванша тоталитаризма и их клерикальным партнерам гораздо сподручнее творить свои черные дела втихаря, да так, что узнают о том, когда уже поздно. Это касается и противозаконного внедрения отмененного теперь обязательного курса "Основ православной культуры"(ОПК), и частной экспертизы силами "дворкинских" богоборцев епархиально-губернского масштаба в рясах и без таковых, и навешивания лапши на уши доверчивым гражданам насчет того, кто из "сектантов" кровь младенцев в тесто для пирогов добавляет.

Вот и получается, по сути, что разница между подходами только к одной такой проблеме в разных регионах если и есть, то крайне незначительная. Фактически, что в лоб, что по лбу! Поэтому, надо бы вытаскивать россиянам этих "борцов за чистоту православия" на свет Божий – на видное место, освещать поярче и расспрашивать обо всем поподробней. Тогда, быть может, реальные кровопийцы скорее и обнаружились бы…

Михаил Ситников,
для "Портала–Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]