Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
20-04-2007 12:00
 
РЕПОРТАЖ: Религия и гражданское общество. В Санкт-Петербурге состоялась IV международная конференция "Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии: традиции и современность"

Роль религии в обществе практически невозможно оценить, исходя из сообщений средств массовой информации или же телевизионных сюжетов. Лишь ученые, эксперты в области изучения религиозных движений и представители власти, которые имеют дело с лидерами различных конфессий, могут в полной мере раскрыть то значение, которое религия играет в современной России. Однако парадоксально, но оказывается, что круг тех специалистов, которые непосредственно общаются с верующими в ходе полевых исследований, чрезвычайно узок, а научных мероприятий, где о религиозной политике говорят языком самих православных, протестантов, католиков или буддистов, почти нет. Одним из таких редких научных событий стала IV международная конференция "Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии", которую уже несколько лет подряд проводят петербургский Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ) и Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии. Организатором конференции является кафедра религиоведения факультета социальных наук РГПУ им. Герцена под руководством профессора Андрея Юрьевича Григоренко.

Конференция постепенно обзаводится собственными традициями. Как и в прошлые годы, в ней активное участие принимают светские ученые и богословы из-за рубежа. В этом году присутствовали докладчики из Финляндии, Германии и даже Беларуси. Традицией конференции является присутствие не только инославных, но и представителей Санкт-Петербургской митрополии РПЦ МП в лице отца Владимира Федорова и отца Александра Сорокина, а также коллектива епархиального журнала и интернет-сайта "Живая Вода". Помимо этого, уже во второй раз во время конференции проводится презентация очередного (в этот раз второго) тома "Атласа современной религиозной жизни России" (М., 2007, Издательство "Летний сад". Под ред. С.Б. Филатова). Если в 2006 году презентация была организована в РХГА, то теперь она прошла 16 апреля в здании РГПУ им. Герцена при стечении почти всех участников конференции. Профессор А.Ю. Григоренко во вступительном слове перед конференцией отметил, что РГПУ рад приветствовать членов проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" в стенах этого вуза, так как книги Энциклопедии уже известны и широко обсуждаются.

Как отметил в своем докладе протоиерей Владимир Федоров, в Петербурге уже существует хорошая база для реализации сотрудничества Церкви и общества, как в сфере образования, так и культуры. В рамках представительства Всемирного Совета Церквей в Петербурге действует программа по экуменическому богословию, в ходе которой предполагается знакомить студентов вузов с религиозной проблематикой. Конференция, проходящая в РГПУ, также является одним из звеньев этой образовательной цепи. В этом, по мнению отца Владимира Федорова, петербургская конференция отличается от многих московских. В качестве примера отец Владимир назвал выступления на научной церковной конференции в Москве отца Димитрия Смирнова – он предложил составить список врагов Церкви с телефонами и адресами, и вывесить его в Интернете. В ответ на это заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин заметил, что такой список уже существует. В Петербурге все по-другому, подчеркнул отец Владимир Федоров. По его словам, для нас важно предложить то, что мы можем сделать вместе и то, что необходимо сделать общими усилиями – в Северной столице действуют, помимо Петербургской духовной академии, две лютеранских семинарии, одна католическая, евангелические и реформатские учебные заведения, такие христианские вузы, как СПб Христианский университет и РХГА. Отец Владимир Федоров призвал всесторонне изучить понятие религиозного плюрализма, который на практике существует в России, хотя толерантность еще не стала общепринятым понятием.

Декан факультета социальных наук РГПУ Владимир Барабанов отметил, что действительно Северо-Запад России – это пример взвешенного и цивилизованного взаимодействия конфессий между собой, но необходимо добиваться большей гармонии на уровне межличностного общения. При этом кафедра религиоведения во главе с профессором А.Ю. Григоренко продолжает традиции обсуждения наиболее острых проблем, которые будоражат общество. Нельзя, по мнению декана, молчать, когда Православная Церковь часто не может занять определенную позицию по каким-либо вопросам, или не может в полной мере решать социальные проблемы, стоящие перед обществом. Если так будет продолжаться и дальше, то, как и в Синодальный период, государство само будет определять зону ответственности Церкви, и так можно дойти и до реставрации монархии. Для изучения межрелигиозных проблем, отметил декан, на кафедре религиоведения будет создана лаборатория этноконфессионального взаимодействия для привлечения представителей научного сообщества.

Северо-западные традиции веротерпимости и межцерковного сотрудничества были раскрыты в самых различных докладах. Социолог религии Сергей Филатов рассказал о традициях новгородской демократии, которые сохраняются и в настоящее время в сознании новгородской общественности. Анастасия Коскелло, член проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни", представила доклад о разных идейных направлениях внутри современного петербургского духовенства. Другой член проекта Роман Лункин рассказал о создании и развитии Современной Православной Церкви в Калининграде. Особенности церковно-государственных отношений в Карелии были предметом доклада М.И. Безбородова. По его словам, за религиозным миром в республике теперь будет следить Министерство по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями во главе с Александром Маниным. Это ведомство было специально создано после событий в Кондопоге. Сразу три доклада на конференции было посвящено трезвенническому движению в целом и чуриковцам в частности. Сотрудник кафедры религиоведения Д.А. Головушкин посвятил свой доклад проблеме обновленческого движения в РПЦ в начале ХХ века. По его мнению, обновленчество формировалось на фоне конфликта московского и петроградского духовенства, и именно московское духовенство оказалось глухим к тем проблемам, которые волновали Церковь и значительную часть духовенства и мирян в то время. Большой интерес вызвало также выступление лютеранского епископа Олави Римпиляйнена о литургическом возрождении Церкви Ингрии вплоть до разработки русского служебника в 2005 году, так как Церковь стала в основном русскоязычной.

Неожиданным оказался доклад религиоведа Н.С. Гордиенко, известного еще с советских времен. Основная мысль его доклада заключалась в том, что давно пора отказаться от ошибочного отождествления Русского Православия с Московской патриархией и РПЦ, которое создает искаженную картину православия в целом, что сейчас становится еще более очевидным. По словам Гордиенко, альтернативное православие возникло по существу еще в ХVII веке с появлением старообрядчества, которое официальная Церковь оценила как угрозу для себя. Любое альтернативное православие воспринимается руководством РПЦ с тех пор как угроза, а отношения строятся на основе конфронтации. В ХХ веке, подчеркнул Гордиенко, расслоение Русского Православия достигло своего апогея. Появились обновленчество и Зарубежная Церковь, которая после падения советского строя в 1991 году не захотела объединяться с Московской патриархией и для такого объединения потребовались годы и усилия второго президента РФ Путина. Значительной силой, по словам Гордиенко, остается Русская Православная Автономная Церковь (РПАЦ), а также Русская Истинно-православная Церковь (РИПЦ), с которыми РПЦ МП не желает вообще разговаривать. Православным "новоделом" Гордиенко назвал Православную Церковь Божией Матери Державной (Богородичный центр), которая также стала частью развития понятия Русского Православия. Гордиенко дал свое определение понятию православия – это совокупность православных Церквей, которые опираются на русифицированный византийский вариант христианства. Никакой консолидации на этом поле Русского православия, по мнении Гордиенко, не происходит и вряд ли произойдет. Искаженное толкование понятия "Русское православие" приводит, отметил религиовед, к тому, что многие определения трактуются ложно. К примеру, ложным утверждением Гордиенко назвал высказывание о том, что якобы "Основы православной культуры" могут объединить вокруг себя представителей разных конфессий в силу того, что ОПК представляется Московской патриархией только как Закон Божий.

Подытоживая конференцию, профессор А.Ю. Григоренко призвал всех работать вместе, сообща, несмотря ни на что. А ректор семинарии Церкви Ингрии Тапио Карьялайнен призвал объединить усилия христианских церквей и стремиться к диалогу с инославными и с представителями других конфессий. Ректор посетовал на то, что раньше больше всего христиан было в Северном полушарии и, в частности, в Европе, а теперь их больше в Азии, Африке и латинской Америке. Безусловно, прежде чем идти на диалог с кем-то, надо твердо знать, во что ты веришь, а не довольствоваться смешением представлений и элементов разных конфессий и религий, которое подчас есть в массовом сознании. Петербургская конференция помогает и по-новому посмотреть на свою Церковь и понять веру другого.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]