Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
07-03-2007 14:18
 
РЕПОРТАЖ: Народ и пророки в Твери. Богородичный приход стал средоточием православной мистики и тверского патриотизма

Новоявленные пророки и новые религиозные движения, вопреки расхожим мнениям, не являются в большинстве своем безумными и порочными. Они, в первую очередь, в наиболее заостренной форме выражают народные чаяния, самые популярные идеи и надежды, которые не могут по тем или иным причинам выразить ни деятели культуры, ни представители традиционной религии. Когда создается идейный вакуум, его сразу заполняют новообразованные религиозные общины, для которых вера – это яркое выражение всего того, что есть в религии, народе и в истории родной земли. Другое дело, что понимание обычных для всех ценностей в новых религиозных движениях иногда весьма своеобразное. Уникальным отображением народного православия стала Православная Церковь Божией Матери Державная (ПЦБМД), больше известная как "Богородичный центр". Это движение возникло в начале 1990-х годов и стало одним из ярких вспышек постперестроечного религиозного бума. Оно ведет свою историю от Катакомбной церкви и соловецких старцев, однако богослужение походит на служение харизматических общин, а источником откровения являются пророчества Богоматери, которые регулярно "получает" глава Церкви – пророк архиепископ Иоанн (Береславский).

Выражением самобытности тверской земли стала община Православной Церкви Божией Матери Державная в Твери. Богородичный приход в Твери был образован в 1992 году, а в 1997 году был построен храм Новомучеников Российских, перестроенный из бывшей котельной. Тверская община стала одной из крупнейших в России – ее посещает несколько сотен человек (до 300). Кроме того, она поддерживает отношения со многими региональными общинами. Отделения "Богородичного центра" зарегистрированы в Твери и в райцентре Конаково. Кроме того, действует отделение в г. Торжке. Неподалеку от Торжка, близ деревни Большая Кисленка, находится резиденция руководителя "Богородичного центра" – Иоанна Береславского. В Тверской области также действует монашеская обитель. Община, как и в целом ПЦБМД поддерживает регулярные контакты с европейскими марианскими общинами, приходами и объединениями церквей. Например, образ Богоматери, считающийся у богородичников чудотворным, был прислан храму в Твери как "драгоценный дар от Самой Божией Матери"Хорстом Мерингом (Horst Mehring) из организации Opus Rosa Mystica (город Эссен, Германия). Тверская община активно занимается социальным служением – верующие и священники посещают больницы города, где освящают воду и проводят елеопомазание.

Фактически само существование этой общины началось с чуда, характерного для православного понимания веры. Прежде всего, тверская богородичная община стала центральной в России общиной, где с конца 1990-х годов стали происходить чудеса вокруг, по крайней мере, сотен мироточивых икон (сами верующие говорят о том, что мироточат две тысячи икон). В результате тверская община стала паломническим центром для российских богородичников. Во время задержания священников и мирян ПЦБМД силами ОМОНа в Липецке в конце 2006 года епископ Афанасий держал в руках пузырек с миро, собранном именно с тверских икон (хотя по телевидению сообщили о том, что это пузырек с жидкостью неизвестного содержания, которой, вероятно, и хотели отравить старшеклассников). Выставка "Соловки – Вторая Голгофа", проводившаяся в Липецке, также регулярно устраивается и в Твери. В 1990-е годы сотни мироточащих, по словам богородичников, икон находились в небольшой избушке. После 2000 года возле избушки было завершено строительство большого храма с куполом и крестом – со стороны его не отличишь от обычного православного храма. Внутри церкви есть иконостас, лишь иконы написаны яркими красками в непривычном экспрессивном стиле, больше похожем на картины Н.К. Рериха. Однако внимательный взгляд может встретить и привычные иконы царственных мучеников Царя Николая и его семьи.

Тверской патриотизм богородичной общины воплотился в своеобразном понимании культа святого князя Михаила Тверского – главного и самого почитаемого святого Твери, а также в представлении об особой роли Твери в духовной истории России и человечества. В историософии богородичников тверская земля стала воплощением православного мифа о Святой Руси и ее героях.

Настоятель храма Новомучеников или, как его называют сами верующие, Дома милосердия, отец Михаил стал своего рода воплощением князя Михаила Тверского. Раньше отца Михаила звали отцом Тихоном Казарцевым, а теперь свои статьи в тверской богородичной газете "Соловецкий ковчег" настоятель подписывает так: отец Михаил (Тверской). В интервью автору отец Михаил подчеркивал, что образ Михаила Тверского отражает особенности духовности тверитян. Эти духовные черты хорошо видны на примере исторического противопоставления Твери и Москвы, "всепрощения и агнчей любви" князя Михаила Тверского и ненависти его брата Георгия. Тем более, что, по словам отца Михаила, духовность для ПЦБМД связана с такими понятиями как любовь, кротость, премудрость, странноприимная доброта, которые присущи "славянскому архетипу".

Члены тверской общины подчеркивают, что еще в 1997 году "пророк современности блаженный старец Иоанн" сказал: "Тверь – на Небеса дверь". Именно Твери предназначено быть духовным сердцем России, и подтверждением этого стало мироточение икон в тверском храме. Сестра Татьяна пишет в майском номере газеты "Соловецкий ковчег" за 2006 год: "Разумеется, внешне Тверь – обычный провинциальный городок с чрезмерным количеством уличной рекламы и наличием развращающих душу заведений, казино, ночных клубов и т.д. Город – пустыня, в котором не слышен глас Божий. Но мистическая Тверь совсем иная. Ее существование благословили соловецкие старцы. Поэтому изменить облик Тверской земли и человеческих душ поможет лишь принятие вести о Второй Голгофе, свершившейся на Соловках". Как отмечает отец Михаил Тверской, "Тверь –Новое небо, Новая земля и "На-Небеса-Дверь", а Миротверь – это и есть небесное государство, духовная столица ГУЛАГа, откуда на Святую Русь сходят образы и идеалы третьего тысячелетия. Тверь фактически стала основной дверью или вратами, через которые, как полагают богородичники, благодать излилась на русских людей. А это значит, что идея сказочного православного града Китежа не только существует, но и воплощается в жизнь. По словам отца Михаила, особая роль Твери как "двери наверх" признается и в других богородичных общинах по России.

Последователи ПЦБМД не замыкаются в осознании исключительности понятой только ими одними тверской духовности. Их патриотизм общехристианский, так как в настоящее время, в отличие от начального этапа существования ПЦБМД, верующие этой церкви признают, что православные или другие христиане вполне могут спастись. В 2000 году

тверская община стала инициатором создания межхристианского совета в Твери. В рамках этого совета проводились встречи, в основном с пасторами протестантских церквей, а также состоялся межхристианский фестиваль. По словам отца Михаила, члены богородичной общины обсуждали Евангелие с харизматами, пятидесятниками и баптистами. С верующими харизматических Церквей проводились диспуты, касающиеся понимания пророчеств и веры в целом. Богородичники также были создателями движения "Храм Мира", которое было призвано соединить христианские Церкви вокруг идей мира, любви и служения ближнему. Однако в силу значительных расхождений в вероучении и практике получения откровения межхристаинский диалог с участием богородичников не получил большого развития в Твери.

Вместе с тем, Богородичная Церковь, как православное новое религиозное движение, хочет быть такой же патриотичной и национальной, а также исторически укорененной как и официальная Православная Церковь. Это удалось сделать, по крайней мере, тверской общине со свойственной Церкви "современного пророка" Иоанна (Береславского) эмоциональностью и прямолинейностью (схожей с простотой и прямолинейностью, а также убежденностью в своей правоте старца в исполнении Петра Мамонова в фильме "Остров"). Парадокс подобных НРД заключается в том, что они в самой радикальной и необычной форме показывают истинное лицо народного православия со всеми его чудесами и историческими героями, спасающими людей от болезней, нищеты и окружающей безысходности. Вместе с тем, последователи богородичного православия смогли исповедовать православие в том виде, в каком они себе его представляют.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2017. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]