Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
05-02-2007 14:35
 
ДОКУМЕНТ: Предложения рабочей группы Комитета действия по свободе совести ВГК по реализации решений Третьего Всероссийского гражданского конгресса

11-12 декабря 2006 года Третий Всероссийский гражданский конгресс принял резолюцию "В защиту свободы совести". Резолюция констатирует кризис реализации свободы совести, системные нарушения свободы вероисповедания, рост религиозной ксенофобии, нетерпимости, дискриминации и насилия на их почве.

Отмечая высокую значимость реализации свободы совести для реанимации демократии в России, Всероссийский гражданский конгресс считает целесообразным налаживание постоянной системной работы по реализации свободы совести в России, прекращение порочной религиозной политики властей, осуществление общественного контроля над государственно-конфессиональными отношениями.

Свобода совести как свобода мировоззренческого выбора гарантируется Конституцией России (ст.28) и является основой свободы как таковой, системообразующим правом в системе прав человека. Без свободного мировоззренческого выбора невозможна свобода политического выбора, а значит невозможна и демократия.

Попрание свободы совести неизбежно ведет: к формированию безальтернативной тоталитарной политической системы; к авторитаризации власти; к массовым нарушениям прав человека; к росту ксенофобии, нетерпимости, дискриминации и насилию на их почве.

В результате нарушаются не только права верующих и религиозных меньшинств, игнорируются права неверующих, но и подавляется свобода мировоззренческого выбора как таковая, размываются демократические принципы, составляющие основу конституционного строя.

Причины кризиса реализации свободы совести:

Конституционные права человека на свободу убеждений, совести и религии оказываются попранными из-за наличия ряда факторов, среди которых доминирующими являются:

- научная неразработанность специфики проблемы свободы совести и светскости государства;
- неконституционность законодательства;
- нарушения на уровне судебной практики;
- неконституционная религиозная политика государства;
- коррупция в отношениях государства с религиозными объединениями;
- неадекватное освещение проблематики свободы совести в СМИ;
- доминирование соблюдения собственных интересов власти и конфессиональной бюрократии в ущерб общественным;
- политизация религии и клерикализация политики;
- позиция отдельных религиозных лидеров и организаций;
- неконституционная и аморфная позиция в отношении проблемы свободы совести политических лидеров и партий;
- эксплуатация политическими партиями ксенофобских стереотипов и штампов;
- имитация защиты свободы совести государственными правозащитниками;
- недостаточное внимание к проблеме защиты свободы совести со стороны правозащитных НПО;
- низкий уровень представлений о сущности свободы совести в обществе.

Эти факторы определяют угрожающе низкое юридическое обеспечение действенности гарантий свободы совести, уровень ее осмысления, а также качество законотворчества и правоприменения в этой области.

Анализ причин кризиса реализации свободы совести, вероисповедания и убеждений показывает, что они находятся на всех уровнях на которых формируется и от состояния которых зависит состояние свободы совести: это области науки и образования, законодательства и законотворчества, правоприменения, СМИ. Иными словами упомянутый кризис носит системный характер.

Выявленные причины кризиса свободы совести в России позволяют определить подходы к его преодолению.

Стратегические подходы по преодолению кризиса реализации свободы совести:

Прежде всего, следует отметить, что, по причине системного характера проблемы, для ее решения необходим системный подход. Воздействовать при этом необходимо на все уровни, на которых формируется и от состояния которых зависит реализация свободы совести: это области науки и образования, законодательства и законотворчества, правоприменения, СМИ.

В качестве позитива необходимо формировать новое научное поле –выводить тему свободы совести из узкого круга устаревших научных представлений, политических и корпоративных интересов. В реалиях ХХI века она должна стать предметом заботы широкого междисциплинарного научного сообщества.

Кроме научной разработки и совершенствования нормативно-правовой базы реализации права на свободу совести на основе максимально широкой концепции свободы совести, необходимо следующее:

- регулярное проведение мониторинговых исследований в области свободы совести и области отношений государства с религиозными объединениями, включая долгосрочные тенденции концептуального характера и трансформацию законодательства;
- совершенствование правоприменительной практики;
- приведение государственной политики в области свободы совести в соответствии с Конституцией России;
- соблюдение принципов светскости государства, равенства религиозных объединений перед законом, идеологического многообразия;
- прекращение проведения государством клерикальной политики;
- разработка и реализация антикоррупционной стратегии в отношениях государства с религиозными объединениями;
- прозрачность, публичность, достоверное информирование общественности о процессах, происходящих в области отношений государства с религиозными объединениями.
- адекватное освещение проблематики свободы совести в СМИ;
- преодоление доминирования собственных интересов власти и конфессиональной бюрократии;
- преодоление политизации религии и клерикализации политики;
- восприятие идеалов свободы совести религиозными конфессиями;
- восприятие идеалов свободы совести политическими лидерами и партиями;
- реформирование деятельности государственных правозащитных структур в области защиты свободы совести;
- устранение тематического пробела в области защиты свободы совести правозащитными НПО;
- системная просветительская работа по вопросам свободы совести в обществе.

На основе сформулированных подходов к преодолению кризиса свободы совести представляется возможной разработка конкретной Программы мероприятий Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса, направленных на реализацию конституционных принципов свободы совести, вероисповедания и убеждений.

Программа мероприятий Комитета действия ВГК, направленных на реализацию решений Третьего Всероссийского гражданского конгресса в защиту свободы совести.

Основные направления деятельности:

Научно-исследовательское.
Экспертное.
Правовое и религиоведческое просвещение.
Общественный контроль.
Защита общественных интересов.
Защита нарушенных прав.
Коммуникационный менеджмент.

Основные формы:

Организация и проведение мониторинга законодательства и законотворческого процесса в области свободы совести.
Организация и проведение правозащитного мониторинга религиозной дискриминации, ксенофобии и нетерпимости.
Издательская программа.
Публикации (статьи, монографии, доклады).
Экспертные круглые столы (размещение стенограммы в электронных и печатных СМИ).
Общественные дискуссии.
Обучающие семинары.
Пресс-конференции.
Организация общественных кампаний в защиту принципов свободы совести и светскости государства.
Взаимодействие с государственными структурами.
Разработка и внедрение образовательных программ в области прав человека, включая свободу убеждений, совести и религии.
Экспертиза законодательства, законопроектов, материалов в области свободы совести.

Проблемные тематические блоки:

Свобода совести и свобода вероисповедания, убеждений.
Светскость государства и проблема его клерикализации.
Религиозная политика государства, государственно-конфессиональные отношения.
Религия и политика, выборы.
Свобода совести и политические партии.
Свобода совести в СМИ.
Религиозная дискриминация, ксенофобия, нетерпимость и насилие на их почве.
Свобода совести и ее защита государством и НПО.
Религиозное образование в государственной школе.
Свобода совести в Вооруженных силах и местах лишения свободы.
Свобода совести и проблема безопасности.
Свобода совести и исламская идентичность.

План мероприятий на первое полугодие 2007 года.

1.Экспертный круглый стол "Исламофобия как вызов гражданскому обществу" – 1 февраля 2007 года.

2.Публичная дискуссия по свободе совести и светскости государства и презентация специализированного доклада "Свобода совести, вероисповедания и убеждений в современной России" - февраль-март 2007 года.

3.Экспертный круглый стол "Государственная информационная политика в сфере свободы совести" – апрель-май 2007 года.

4.Создание независимого экспертного совета "Свобода совести в СМИ" - февраль-март 2007 года.

5.Мониторинг законотворческого процесса и нарушений в области свободы совести.

6.Издательский проект:
А)сборник стенограмм экспертных круглых столов;
Б)сборник "Публичная дискуссия по проблеме введения в России института войсковых священников";
В)доклад о нарушениях свободы совести и вероисповедания в России в 2006-2007 г.г.

7.Публикации в научной печати и других СМИ.

8.Участие в семинарах, круглых столах, конференциях.

Особое предложение фонду ИНДЕМ: осуществить научно-теоретическую и методологическую разработку проблемы коррупции в отношениях государства с религиозными объединениями и осуществить ее мониторинг.

Специальное предложение рабочей группы: проект печатного органа "Вестник гражданского общества".

О проекте самоокупаемого печатного издания "Вестник гражданского общества"

Рабочая группа Комитета действия ВГК по свободе совести вносит предложение по организации печатного издания, существование которого будет обеспечиваться за счет средств бизнеса, заинтересованного в совершенствовании своих сетевых возможностей в целях расширения поля для создания новых рыночных отношений.

Основа проекта - одновременным запуск двух разнонаправленных изданий - бесплатного общественно-политического журнала, с распространением на всей территории РФ и рекламно-коммерческого проекта, прибыль от которого используется на основное - имиджеобразующее издание. Благодаря наличию уже "раскрученного" общероссийского ежемесячного журнала "Вестник МОСТОК", создание нового журнала предполагается проводить на его базе.

Рекламно-коммерческий проект представляет собой издание бесплатных рекламных буклетов в ряде российских городов с использованием в них купонов со скидками на местную региональную продукцию. Рекламно-коммерческая сеть координируется из единого центра. Доходы от рекламной деятельности используются на издание бесплатного ежемесячного журнала, с распространением через общественные организации и по подписке путем почтовых рассылок.

Создание "Вестника гражданского общества" поможет воплотить идею о создании широкой и эффективной сети для установления крайне важной для Всероссийского Гражданского Конгресса, всех участников предприятия и потребителя (граждан России) обратной сетевой связи. Долговременный, саморазвивающийся проект, отвечающий запросам активной части гражданского общества, востребованный в провинции, где ощущается недостаток качественной информации, по предоставлению полного пакета документации потребует начальных капиталовложений со стороны объективно заинтересованных в нем российского бизнеса и демократических политических структур (партий и движений).

01.02.2007

Опубликовано на сайте Всероссийского гражданского конгресса


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]