Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
22-11-2006 16:58
 
МОНИТОРИНГ СМИ: Старокатолики и старокатолицизм. Часть 2. Утрехтская уния в XX веке

(Начало здесь)

Во второй половине XX века огромный интерес старокатоликов привлекли литургические реформы II Ватиканского Собора. Выяснилось, что римская Церковь пошла не только путем упрощения литургии, что и предлагали в свое время старокатолики, но и пошли даже далее. Месса была еще проще, нежели в классическом латинском обряде, сохранявшемся и у старокатоликов. Как пишет одно из интернет-изданий американских старокатоликов, уже внутри самой этой Церкви была предпринята литургическая реформа наподобие постсоборной и создан обряд, в чем-то средний между традиционным латинским, немецким протестантским и православным.

В 1980 году епископ Йозеф Бринкес из Германии допустил локальную интеркоммунию (совместное причастие) между рядом протестанских деноминаций, которых не признавали в Утрехте, а чуть позднее, в 1983 году, посвятил женщин в диакониссы, не решившись, при этом, на введение женского священства. После долгих дискуссий в середине 90-х годов  этот вопрос был вынесен на конференцию старокатоликов в Скрэнтоне (США). Позитивное решение этого вопроса притормозили тринадцать делегатов, представлявшие канадских консерваторов - из группы так называемой "польской национальной католической Церкви в Канаде", старокатолической по догматике.

Старокатолические церкви сегодня

Сегодня в мире насчитывается около 300 самостоятельных религиозных групп. Большинство их собрано в рамках Утрехтской унии, однако по отдельности численность каждого из них крайне мала. Хотя раскол с римским католицизмом признается большинством этих групп за трагедию, в Утрехтской унии до сих пор не видят препятствий для присоединения к себе римских католиков, ушедших из Церкви в результате конфликтов с ее властями  или  пришедших из некатолических Церквей.

В настоящее время их можно разделить на три группы. Первая - самая старая по времени появления - материнская Церковь Нидерландов, затем церковные группы, отделившиеся после I Ватиканского Собора (Австрия, Германия, Швейцария, Чехия, Нидерланды. Третья, самая значительная, представляет собой конгломераты групп из польских религиозных диссидентов, появившихся в Северной и Южной Америке - объединенная экуменическая католическая Церковь, католическая апостольская Церковь, латинская апостольская Церковь Бразилии (близкая к харизматам), независимая католическая Церковь (дорожащая сохранением народной религиозной традиции). К этой группе относят также старокатолические Церкви Чехии и Словакии.

Практически каждая из старокатолических Церквей признает важность женского служения, однако, что касается их реального воплощения, то здесь есть тенденции как более консервативные, так и более либеральные. Сторонником последнего можно назвать, например, Жана-Мари Росэ, автора книги "Во имя Бога против церкви", в которой автор говорит только о незыблемости таких догматов, как Воскресение Христа, Троица и т.п. Все остальное в религиозной жизни подлежит переосмыслению и изменению. Нынешняя расплывчатая структура старокатолических Церквей предполагает такое свободное сосуществование церкви.

Как утверждают многие исследователи, старокатолицизм - явление, сходное с англиканством. Все более проявляющая себя наиболее консервативной с точки зрения дисциплины Утрехтская уния, однако, многократно опережает англиканство с точки зрения активности реформ и призывает к тому же Церковь Англии. По мнению многих, старокатолицизм - просто протестантизм в "римо-католической" оболочке, другие видят в старокатоликах прообраз Церкви будущего, того устройства, к которому рано или поздно придет и Рим.

Если в настоящее время отношения православия углубились, то римо-католики продолжают относиться к старокатоликам с предубеждением, хотя и не отрицают
возможности сотрудничества. Видимо единственным фактором этой настороженности является рукоположение женщин в старокатолицизме.

Здоровый взгляд на экуменическое сотрудничество заставляет ждать и надеяться. На что? На то, что либо Утрехтская уния согласится на пересмотр своих некоторых положений в сторону традиционализма, либо римкий католицизм станет более открытым.

Ян Канты-Скупински,
"SEMPER REFORMANDA" (сокращенный перевод "Портала-Credo.Ru")

9 ноября 2006 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]