Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
11-10-2006 18:27
 
ИНТЕРВЬЮ: Советник Совета муфтиев России АЛИ ВЯЧЕСЛАВ ПОЛОСИН о "втором пришествии" сборника сплетен и "компромата" о российском исламе, собранных ответственным сотрудником ОВЦС МП Романом Силантьевым

"Портал-Credo.Ru": Али Вячеслав, внутри РПЦ МП очередной скандал: изгнанные из Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ РФ) муфтии Магомедгали Хузин и Фарид Салман (Хайдаров) подписали письмо против известного православного юриста Игоря Понкина, в котором ему в вину вменяется то, что он якобы "взаимодействовал" с Вами, чем "подрывал устои" муфтиятов, Церкви и государства. Действительно ли Вы вели "тайную игру" с этим юристом?

Али Вячеслав Полосин: Знаете, если следующее издание "Новейших исследований российской уммы" будет включать в себя еще и такие "версии", то там уже не о рецензии нужно будет говорить, а о диагнозе! Игоря Понкина я видел 3 – 4 года назад на какой-то конференции. Он произвел на меня впечатление человека, активно лоббирующего интересы патриархии, – он передал мне и другим сотрудникам Совета муфтиев России (СМР) бумаги, в которых со ссылками на европейское право доказывалась необходимость включения "Основ православной культуры" в учебную программу. Поскольку СМР официально занял негативную позицию по этому вопросу, я на эти бумаги ничего не ответил и ни в какие контакты с автором не вступал.

Возможно, у Романа Силантьева так плохи дела внутри РПЦ МП, что просто он хочет переложить ответственность за последствия своей книги на кого-нибудь другого. Ведь в своей книге он охарактеризовал двух вышеуказанных муфтиев как полностью зависимых от него людей. Более того, затем Силантьев "назначил" одного из них "председателем исполкома ЦДУМ" со всеми властными полномочиями, да так, что другие члены ЦДУМ узнали об этом только из приветственной телеграммы Хузину митрополита Кирилла, которого Силантьев этим грубо подставил.

Когда муфтий Талгат Таджуддин, "лишенный" Силантьевым власти в своем родном ЦДУМ, прочитал книгу Силантьева, то понял, откуда "ноги растут", и уволил со всех постов "сладкую парочку". Тем пришлось пойти в раскол, создав независимые от ЦДУМ и СМР муфтияты.

Теперь Роман Силантьев решил доказать своим подчиненным, что это не он виноват в их изгнании, и нашел "козла отпущения" в собственной среде. Чтобы выдумать какую-нибудь мотивацию поведению Игоря Понкина, он сочинил миф о его "взаимодействии" со мной – дескать, это мы вместе против двух раскольничьих муфтиев воевали.

Могу ответственно заявить: я не являюсь ни вечным, ни временным оппонентом ЦДУМ РФ, просто как сотрудник СМР я подчиняюсь решениям СМР. А если ЦДУМ вывел двух мятежников из своего состава – для меня они просто фактические раскольники, которые за невозможностью инициировать и дальше внутримусульманские расколы, активно включились во внутриправославные разборки. Может быть, им эта сфера намного ближе?

С Игорем Понкиным я пересекался несколько раз на конференциях, и всё. С тем же Силантьевым до выхода его книги я куда больше общался и пытался отвратить его от таких шагов, а он безуспешно пытался втянуть меня во внутриправославные разборки –например, громко похвалить кого-нибудь из его врагов.

– А почему Силантьев считает, что пишущий на "БАБР.Ру" Равиль Незаметдинов – это Ваш псевдоним?

– Вот уж загадка! Недругов у Силантьева после выхода его книги много. Я-то как раз был против шельмования его книги и вообще реагирования на нее, чтобы не делать ей рекламу. Что касается лично меня, то я очень радуюсь, когда про меня недруги какие-нибудь гадости пишут: во-первых, за каждое клеветническое обвинение Аллах прощает какой-нибудь реальный грех, а во-вторых, рассматриваю это как признание правильности моих действий, как поощрение. Точно так же воспринимают это и другие мусульмане.

Этот Равиль Незаметдинов первый публиковал разгромную рецензию на книгу Силантьева на БАБР.ру. Когда одна наша сотрудница перепечатала ее на мусульманском сайте, я был в крайнем расстройстве – зачем популяризировать-то?

А дальше была естественная реакция СМР. Если я лично и другие новообратившиеся мусульмане радуемся публикациям Силантьева, то вот в отношении центров традиционного ислама в России – это качественно иная ситуация. Это не просто личные оскорбления муфтиев, это подрыв всей нынешней структуры традиционного ислама в России. Насколько она сегодня эффективная – это другой вопрос. Совершенствоваться необходимо, но подрывать ее в целом – значит играть на руку ваххабитам и прочим экстремистам. Поэтому в ваххабитских кругах книга Силантьева пошла "на ура", это подарок для них.

Кто такой Незаметдинов – не знаю, спрашивал в мечети, говорят, что есть такой в Поволжье. Он – явный сторонник муфтия Талгата Таджуддина, что исключает возможность его координации с СМР. Я же писал и пишу на эту тему всегда открыто, за своей подписью, как и сейчас. Кто-то, видимо, пытается пустить легковерного Романа по ложному пути – не исключаю, что этот кто-то на самом деле – из РПЦ МП.

Прочитав статью Понкина и заглянув на БАБР.ру, обнаружил там аж четыре статьи этого Незаметдинова, с большим интересом прочитал. Статьи любопытные, хотя наполовину – спекулятивные, без фактов. С установлением мотивов действующих лиц не могу согласиться. Думаю, что "силантьевопомоечная машина", в которую, по мысли автора, превратился сайт interfax-religion.ru, – это вообще не свойственный мусульманам оборот и явно завышает роль одного человека. Версия о соучастии в выпуске книги Силантьева ректора Исламского университета Марата-хазрата Муртазина – на мой взгляд, вообще абсурдна.

– А как Вы думаете, зачем председателю ОВЦС МП митрополиту Кириллу, санкционирующему ведение Силантьевым информационной войны против мусульман России, выступать в имидже врага российского ислама?

– Трудно сказать. Его аллергия в мой лично адрес понятна – я тесно сотрудничал с митрополитом, будучи депутатом, впоследствии полтора года был его консультантом, считал его лидером российского и мирового православия, поддерживал его в плане продвижения к патриаршему креслу. Когда я стал приближаться к исламу, я ушел оттуда как можно быстрее, чтобы не навредить бывшему шефу.

Конечно, принятие мною ислама стало для него сверхнеприятной неожиданностью, разгорелись негативные эмоции, месть. Правда, уже столько лет прошло, а почему-то все никак не успокаивается. Но вот зачем будущему всероссийскому Патриарху враждовать с мусульманами – ума не приложу! Полагаю, наоборот – именно мусульмане могли бы стать самыми надежными партнерами православных по стабилизации обстановки в нашей евразийской стране. И тот же митрополит Кирилл, если заручится добрым свидетельством от "внешних" в лице реального мусульманского сообщества, а не нескольких "оборотней в чалмах", может куда успешнее обойти конкурентов на патриарший трон.

Не знаю точно, но предполагаю, что конкуренты митрополита Кирилла обложили его несколькими сотрудниками, которые вопреки его собственной воле и, играя на его человеческих слабостях, создают ему "антиисламский имидж". Отсюда и понятно, почему появляются подписанные лично митрополитом угрозы в адрес новообратившихся мусульман, из недр его ведомства выходит слив грязного бытового компромата на лидеров традиционного ислама России, его сотрудники курируют антиисламскую информационную помойку на "Интерфакс-религии".

Кстати, и скандал вокруг моей книги "Евангелие глазами мусульманина", являющейся апологетикой против протестантских миссионеров, устроил тот же Силантьев, вынудивший на неадекватную реакцию митрополита Кирилла, превратив для него эту ситуацию в проигрышную в любом ее PR-развитии, кроме умолчания.

Неужели Вы думаете, я не знаю, что православие и католичество базируется на Священном Предании, через призму которого понимается и трактуется Священное Писание? Так ведь ни западного, ни православного Предания я не затрагиваю. А вот протестантские миссионеры ставят своей целью доказать с помощью буквально понимаемого текста Евангелий его совместимость и при этом превосходство над Кораном. Поэтому и пришлось проанализировать буквальный текст Евангелий, как он есть, чтобы показать, что духу и букве Корана он в ряде принципиальных позиций не соответствует и не может свидетельствовать о своем превосходстве над Кораном – у каждого своя религия.

Самым умным действием оппонентов из РПЦ МП было бы никак не реагировать на мою книгу, обращенную к сфере противодействия мусульманских общин зарубежным сектам и Церквам, которые и самим православным доставляют немало хлопот. А Силантьев в атмосфере скандалов вокруг своей книги попытался использовать мою книгу, вышедшую на четыре месяца позже, для самооправдания, хотя это совершенно разнородные произведения: у него – современный бытовой компромат, у меня – религиозная апологетика и текстология исторических текстов. Тем самым, он в своекорыстных интересах навредил всем, а больше всего – ОВЦС.

Таким образом, все межконфессиональные скандалы последнего года с книгами, с информационными войнами в СМИ последних 10 лет, слив компромата, маниакальный поиск "врагов внутренних" – всё это только пена на поверхности. А внутри идет борьба за патриарший трон, в которой участвуют на самом деле и "Московский комсомолец", и "Интерфакс-религия", и ряд маргинальных околоправославных сайтов, и "Новейшая история…" протухших слухов. Мы, мусульмане, в этих играх не участвуем и одинаково уважаем всех наших православных соотечественников, которые сами делают свой выбор.

Беседовал Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]