Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
04-09-2006 19:20
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Что год грядущий нам готовит? ОПК в российских школах вытесняется "Историей мировых религий". Но конфессиональный компонент в светском образовании останется

Итак, свершилось! ОПК, то есть подогнанный под запросы современного среднестатистического обывателя "Закон Божий", переступил 1 сентября порог российских общеобразовательных школ. Преодолена весьма условная для российского образования грань, отделяющая факультатив от обязательной дисциплины: в действительности, факультатив, особенно идеологический, "формирующий мировоззрение и нравственное чувство", будет еще более обязательным предметом, чем музыка и физкультура.

События, предшествовавшие нынешнему Дню знаний, продемонстрировали возможности повышения статуса конфессионального предмета. В Белгородской области новшество преподнесли "с помпой", как личную заслугу уважаемого архиерея и местного губернатора - через специальное решение законодательного собрания. В других регионах соответствующий приказ спустили "в рабочем порядке" (Брянск, Калуга, Смоленск).

Сам список регионов-передовиков по части превращения ОПК в обязательный предмет школьной программы весьма показателен. Нынешний губернатор Брянской области (естественно, "единоросс") ускоренными темпами ликвидирует остатки прежней системы ценностей: область дольше других регионов оставалась островком и оплотом "красного пояса". Наиболее подходящим инструментом для достижения цели, похоже, была выбрана религия и всё, что связано с ней. Не оттого ли преференции здешней епархии в последнее время сыплются как из рога изобилия? О достижениях равновеликих митрополитов-"тяжеловесов"- Кирилла Смоленского и Климента Калужского - потенциальных кандидатов на патриарший престол – можно говорить много, но в данном случае бросается в глаза некоторая "соревновательность" их епархий в деле внедрения ОПК. Раз в епархии Кирилла обязательное религиозное образование в светских школах поставлено "на поток", значит, и Климент добивается в Калуге того же.

Белгородский казус посложней. Здесь на уровне массового культурного сознания начинает срабатывать региональная мифологема "святого Белогорья", которая сформировалась в постсоветское время при непосредственном участии местной епархии РПЦ МП. Проникновение религии во все сферы публичной и даже частной жизни - явление для этого региона, скорее, закономерное, и это максимум, к которому все последние 10 лет шла местная епархия.

Помимо регионов, где с нового учебного года ОПК стал обязательной дисциплиной, частью основной программы, в России нашлось около десятков субъектов Федерации, которые ввели модный духовный предмет как факультатив или как часть "региональной компоненты" образовательной программы. Православие так или иначе представлено в школах уже всех субъектов РФ за исключением Чечни - своеобразного доминиона/протектората России, недавно покоренного грубой военной силой, где русских, "этнических православных", практически не осталось.

На фоне постепенной конфессионализации российского образования наблюдается и противоположный процесс: клерикально-образовательная инициатива - там, где она принята властью уже давно, несколько лет назад, - начинает явным образом выдыхаться. Об этом, в частности, свидетельствует опыт Воронежской области, где официальная статистика общеобразовательных школ с религиозными факультативами в прошедшем учебном году снизилась. Там, где ОПК не подпускают к школам и на пушечный выстрел (прежде всего это Москва и Санкт-Петербург), так называемая "православная общественность" не в состоянии изменить сложившееся положение, даже несмотря на гласную поддержку местных градоначальников...

Активное внедрение православия в учебные планы светских общеобразовательных школ началось с середины 1990-х под самыми разными "соусами", как то: часы "духовного краеведения", тематические беседы о живущих по соседству зловредных "сектантах", рассказы о русской святости, повествования про православные истоки отечественной литературной классики (либо живописи и музыки), законоучительные уроки различной глубины и, собственно, "Его Величество" ОПК. В последнее время к ним прибавились православно-демографические посиделки старшеклассников с участием местных батюшек, - совершенно удивительное дело - сразу же превратившиеся в 45-минутки сурового обличительного антиамериканизма в духе времён борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед разлагающимся Западом. Для придания таким занятиям юридической легитимности использовалось несколько организационно-правовых возможностей (в сущности, плохо сочетающихся с конституционным принципом отделения школы от Церкви) – через включение новых предметов в "региональный" или "школьный" "образовательные компоненты", либо через добровольно-принудительные факультативы. И кое-где, например, в Белгородской и Смоленской областях, конфессиональные предметы уже вышли на уровень 80-90 % охвата учащейся аудитории. В официально объявленную "стопроцентность" смоленского эксперимента верится с трудом, хотя бы в силу того, что в регионе есть отдалённые сёла и малокомплектные школы.

В связи с таким поворотом событий возникает резонный вопрос - почему победоносное шествие ОПК происходит именно сейчас, а не 13-15 лет назад (в эпоху "Второго Крещения Руси"), либо 4-5 лет назад (в начале президентства Путина)? В первом случае такому начинанию объективно должен был способствовать слом старой общественной системы, во втором – "работа над ошибками" предшествующего десятилетия, затеянная сверхпопулярным в обществе президентом, вкупе с готовностью к принятию религиозно-образовательных новаций тогдашнего министра образования, искренне полагавшего, что теология тождественна науке о Боге.

Скорее всего, дело тут в том, что только сегодня мы получили сложившуюся систему государственных институтов. Сейчас уже не "кризис" и не "переходный период", а прямолинейная "вертикаль", возродившая и умножившая во много раз замкнутую и самодостаточную корпорацию правящей бюрократии, в состав которой включена и церковная иерархия и власти которой как будто ничто не угрожает. Для этой сложившейся системы перестали представлять опасность претензии РПЦ МП, которая сама играет важную роль в жизнеобеспечении системы, осуществляет в известной степени ее связь с "народом", легитимизирующую и психотерапевтическую функции. Кроме того, министерство образования заранее защитило себя от провала эксперимента по массовому внедрению ОПК. "В сущности, - говорят в министерстве, - предмет не наш, мы за него ответственности не несём. Да, в обществе возникла потребность в его введении, но она не была должным образом обеспечена, а вот теперь с появлением учебника "История мировых религий" всё становится на свои места, в том числе и переподготовка учителей, которая проходила раньше на уровне епархиальной самодеятельности на площадках провинциальных институтов усовершенствования учителей; появился государственный стандарт, которому мы обязаны следовать".

Появление чубарьяновского учебника "История мировых религий" (ИМР), получившего положительные рецензии со стороны ведущих конфессий, действительно кажется выходом из противоречивой ситуации с ОПК. Очевидно, что учебнику будет обеспечен весьма высокий тираж, несопоставимый с показателями учебника Аллы Бородиной. Светская ИМР в выпускных классах заменит или серьёзно потеснит ОПК хотя бы уже потому, что ОПК не рассказывают о других религиях или подают их со своих конфессиональных позиций. Так что проигнорировать ИМР даже в Белгородской области вряд ли кому-то удастся. Там же, где никакого ОПК не было, дело будет обстоять ещё проще – всё начнётся с чистого листа. Но при этом, скорее всего, ещё какое-то время ОПК останется в программе общеобразовательных школ для ступеней начального и среднего звена. Религиозно-образовательное соревнование между епархиями и губернаторами не может заглохнуть, едва начавшись. Впрочем, и из сегмента начального и среднего звеньев образования педагогическая корпорация постепенно вытеснит епархиальную самодеятельность по той же самой схеме, что и из выпускных классов.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]