Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
22-03-2006 14:00
 
РЕПОРТАЖ: Государственные Церкви – есть ли они на самом деле? В Санкт-Петербурге прошла III конференция "Религиозная ситуации на Северо-Западе России и в странах Балтии". Часть первая

Уже в третий раз российские и финские учёные, а также церковные деятели обсуждают религиозную ситуацию, которая складывается в северо-западных регионах России и в сопредельных скандинавских странах. Причём с каждой новой проводимой конференцией растёт ощущение того, что исследователи, епископы и пасторы живут в одном европейском пространстве, где господствует культура свободолюбивой, но по-фински или по-поморски сдержанной Северной Европы. Организаторы конференции, которая состоялась 13-14 марта 2006 г., – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Теологический институт Евангелическо-Лютеранской Церкви и Институт Финляндии в Санкт-Петербурге - попытались создать максимально полное впечатление о роли Церквей в обществе и в государственном строительстве в регионах русского и скандинавского Севера.

Заместитель Генерального консула Финляндии в Санкт-Петербурге консул Юхани Йоутсен, передавший приветствие участникам конференции от имени правительства Финляндии, отметил, что особенно важно понять социальную роль религии на Северо-Западе, то, как государство и Церковь сами по себе понимают эту роль. По словам консула, и в Финляндии и в России Церкви оказывают большую помощь нуждающимся, они также нацелены на поддержку национального становления народа и распространение Евангелия.

Однако представления о государственных Церквях Финляндии и Швеции, существующие в России, были в ходе конференции поколеблены. Оказалось, что "государственный" статус лютеранства в скандинавских странах, на который часто ссылаются православные иерархи, является скорее достоянием XIX, а никак не ХХ века. Примас Лютеранской Церкви Финляндии, архиепископ Турку Юкко Паарма в своём докладе утверждает, что отношения православия и лютеранства с государством в Финляндии и России действительно были похожи. В социологическом смысле в Финляндии существует "народная" Церковь, то есть более 80 % населения относит себя к лютеранам, а поэтому Церковь осознаёт то, что она должна работать на нужды нации. Более того, принадлежность к лютеранству всегда означала и социальный успех для гражданина. В то же время Лютеранская Церковь не является в настоящее время частью государственной системы, как это было раньше. Процесс отхода лютеранства от государства к полной независимости начался в 1869 году. Постепенно автономность Церкви была гарантирована тем, что у парламента было отобрано право отвергать решения Синода, и все внутрицерковные проблемы стали решаться исключительно самим Синодом. Между тем, члены парламента всё равно имели право голосовать по вопросам, связанным с церковным правом, хотя на практике ни одно решение Синода и не было оспорено. После 1917 года формально власть государства над Церковью сохранилась, несмотря на то, что Финляндия стала республикой, но уже в 1919 году в Конституции был провозглашен принцип свободы совести. По словам архиепископа Юкка Паарма, именно в 1919 году Лютеранская Церковь перестала быть государственной. И Церковь воспользовалась этой свободой – все административные решения стали приниматься без участия чиновников и парламента. Но и после этого лютеранские деятели старались и дальше разорвать тесную связь церковных структур и власти. По сути, только в 1995 году был сделан последний шаг – Церковная палата перестала быть частью государственного аппарата и перешла в подчинение Церкви, то есть вопросы о выделении пенсий и зарплат священнослужителей стали решаться внутри Церкви. Кроме того, епископы стали избираться духовенством и мирянами, тогда как ранее они формально утверждались президентом Финляндии.

Независимость от государства дала больший простор для социальной и общественной деятельности финской Церкви, а преференции, которые получило лютеранство, не вызвали неприятия общества, а наоборот побудили самих лютеран бороться за свободу совести. Особый статус Церкви заключается в том, что по закону она имеет право собирать церковный налог, который вычитается из зарплаты верующих. Власть поддерживает служение капелланов в армии и в других учреждениях. Открытие заседаний нового парламента сопровождается совершением лютеранской молитвы. С участием президента Финляндии проводятся национальные дни молитвы, в том числе и экуменические акции с участием разных конфессий. Согласно законодательству, лютеранские приходы имеют право регистрировать рождение детей прихожан, отпевать их, заключать браки, но приходы также отвечают за порядок на кладбищах, где могут быть похороненными верующие разных деноминаций.

Отсутствие давления Церкви на властные структуры и наоборот привело к тому, что была безболезненно решена проблема преподавания религиозных предметов в школе. В 2003 году был принят Закон о том, что каждый гражданин имеет право на получение религиозного образования. По словам архиепископа Юкка Паарма, безусловно, в финских школах преподаётся религия большинства – лютеранство, но если по крайней мере трое учеников и их родители соберутся и заявят о том, что они хотят изучать другую религию, то им будет разрешено. Вместо религии можно также изучать предмет "Этика и сравнительная религия".

Особый статус Лютеранской и Православной Церквей в Финляндии отмечен в законодательных актах. Но в 2000 и в 2003 гг. были приняты специальные конституционные решения о свободе всякой религии и необходимости защищать свободу совести. Как заметил примас Лютеранской Церкви Юкка Паарма, финская модель отношений Церкви и государства значительно отличается от традиционных тесных отношений власти и церковных институтов – особый статус лютеранства и православия подразумевает сейчас только то, что они независимы во всех своих церковных и общественных начинаниях.

Евангелическо-Лютеранская Церковь (ЕЛЦ) Швеции перестала быть государственной немного позже финской Церкви, но, как и в Финляндии, сам процесс отделения церковных структур от властных повысил общественную активность лютеран и оздоровил Церковь. Как отметила в своём докладе сотрудник Института всеобщей истории РАН Ольга Чернышёва, принципиальное решение о необходимости отделения Церкви от государства было принято в 1995 году, но фактически ЕЛЦ Швеции стала независимой с 1 января 2000 года. К тому времени среди тех, кто считал себя лютеранином, исходя из истории и традиции, 10% были атеистами, 23% – агностиками, 33% изредка посещали церковь и 10% постоянно посещали богослужения. Шведское лютеранство демонстрировало общую картину для всех традиционных Церквей – храмы регулярно посещало незначительное число верующих, несмотря на то, что 68 % шведов крестят в лютеранскую веру детей, 55% венчаются в церквях, 38% молодёжи проходят конфирмацию. Даже в выборах духовенства в Швеции участвовало в 90-е гг. только 14% от всех верующих, имеющих право голоса. После 1995 года из 2200 приходов ЕЛЦ осталось около 1800, а официальная численность лютеран уменьшилась на 300-400 тысяч человек. После 2000 года был отменён и церковный налог – теперь лютеране платят только взнос по крещению.

Однако, по словам О. Чернышёвой, после, казалось бы, спада религиозной жизни стало расти реальное общественное влияние Лютеранской Церкви. Выросло число участников музыкальных занятий, которые организуют приходы, увеличилось количество студентов, которые учатся на теологических факультетах. Стали бурно развиваться экуменические контакты между ЕЛЦ и баптистами, а также с Шведской Церковью Миссии (которая в прошлом отделилась от ЕЛЦ), тем более, что для шведов, как подчеркнула Чернышева, нормально состоять одновременно и в ЕЛЦ и посещать свободные евангельские Церкви. В ходе свободного церковного обсуждения были решены острые проблемы – женского священства и гомосексуальных браков. Женское священство было введено в ЕЛЦ Швеции в 1958 году, но это решение было утверждено не только Церковью, но и государственными органами. С 1988 по 1996 гг. существовало право, согласно которому пастор мог отказаться служить с женщиной. Однако затем к рукоположению стали допускаться только те, кто заявлял о своей готовности служить с женщиной-пастором. Внутри ЕЛЦ возникло целое течение, выступающее против женского священства, но это не раскололо Церковь. Теперь в ЕЛЦ 36% женщин-служителей, а в Стокгольмской епархии их 42%. Среди 12 епископов также есть две женщины. В отношении гомосексуальных пар в 2005 году было принято решение о том, что Церковь не вправе отказывать в благословении тем людям, которые к ним приходят, а поэтому над однополыми парами будет производиться обряд благословения, но не обряд венчания. В 2004-2005 гг. ЕЛЦ Швеции возглавила движение за изменение миграционного законодательства, с тем, чтобы из страны не высылались автоматически больные дети и их родители. Лютеране стали активно оказывать помощь семьям иммигрантов.

Процесс отделения от государства, оздоровления церковных институтов и перехода от традиционной Церкви к Церкви, имеющей значительный авторитет среди молодежи, интеллигенции и политиков благодаря своим социальным и культурным программам, идёт по всей Скандинавии. Формально или же неформально Церкви учатся жить самостоятельно, потому что осознают ответственность за страну и свой народ (какой бы он ни был) здесь и сейчас. На очереди Норвегия, где правительственная комиссия в начале 2006 года рекомендовала упразднить действующую в стране систему государственной Церкви, которую возглавляет король. Если представители приходов, общественные и политические движения решат, что Церковью должны управлять не правительство и монарх, а епископы и верующие, то отделение ЕЛЦ Норвегии от государства произойдёт в 2013 году. Для большинства финнов, шведов и норвежцев самостоятельная Церковь – это институт, который уважают, в первую очередь, за её конкретные дела, а не за традицию, а для церковных деятелей отделение от власти – принятие намного большей ответственности за всех граждан.

Окончание следует.

Роман Лункин,
"Портал-
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]