Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
07-02-2006 17:33
 
СПРАВКА: Православная Церковь Божией Матери Державной (Богородичный Центр)

Православие богородичной ветви, как себя называют последователи Православной Церкви Божией Матери Державная (ЦБМД), официально возникло в 1991 году, когда в Москве было зарегистрировано общественное объединение общественно-благотворительный просветительский фонд "Богородичный центр", который в 1993 г. был переименован в фонд "Новая Святая Русь". В 1999 г. фонд "Новая Святая Русь" перестал действовать. В 1992 г. в г. Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение "Община Церкви Божией Матери Преображающейся". Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" оно было переименовано и действует по настоящее время как "Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы". Как отмечают лидеры ЦБМД, с конца 70-х гг. и до 1990-1991 гг. они принадлежали к катакомбному Православию.

Возглавляет Церковь "пророк Божией Матери" архиепископ Иоанн (Вениамин Яковлевич Береславский). Родился В. Я. Береславский в 1946 году, в 1970 году окончил Московский государственный институт иностранных языков им. М. Тореза. В середине 1970-х гг. крестился в православную веру в РПЦ МП. Огромное влияние на него оказало паломничество в Почаевскую Лавру, где Береславский находился под духовным влиянием "старицы" блаженной Евфросинии, которая имела большой авторитет среди богородичников. Ефросиния была первым духовным учителем основателей Богородичной Церкви: по их представлениям, ей являлась Богородица и говорила о своей новой исключительной роли в истории России и мира в целом в новом тысячелетии.

Основанием вероучения ЦБМД и обновленного православного богослужения (в харизматическом стиле – с танцами и общим пением гимнов) стали пророчества, которые стал получать Вениамин Береславский. Впервые Богородица явилась Береславскому в 1984 году перед иконой Божией Матери Одигитрии в кафедральном соборе Смоленска. С тех пор Береславский, как следует из изданий ЦБМД, ежедневно слышит голос Божией Матери и "откровения" святых (издано более 20-ти томов "пророчеств"). Вместе со своими соратниками Береславский разработал учение о третьем "Богородичном завете".

В начале 90-х гг. у Богородичной Церкви без труда обнаруживались признаки нового религиозного движения "тоталитарного типа". Деятельность ЦБМД имела громкий общественный резонанс, и не только в Москве, но и по всей России.

Прокуратурой г. Москвы в 1994-1996 гг. расследовалось уголовное дело в отношении руководителей и активных участников общественного объединения "Фонд Новой Святой Руси" ("Богородичный Центр"). Основанием для его возбуждения послужили результаты проверки обращения московского общественного Комитета по спасению молодежи, состоящего из сторонников РПЦ МП, об отрицательном воздействии деятельности "Богородичного Центра" на здоровье граждан. По делу опрошено большое количество свидетелей, со слов которых были выделены следующие требования, предъявляемые в ЦБМД к новообращенным: отказ от белковой пищи, сон в течение 3-5 часов, самоустранение от просмотра телепередач, чтения литературы, издаваемой помимо центра, непочтительное отношение к матери, резкое похудание, уход из дома, отказ от работы и учебы. Очевидцы подчеркивают, что на собраниях ЦБМД человека окружала экспрессивная эмоциональная атмосфера, крики, монотонные молитвы, призывы отказаться от всего мира, от семьи, а свою мать проклясть с помощью формулы, содержащей нецензурную лексику, чтобы ничто не мешало спасению человека. Целый ряд московских приходов РПЦ МП занимались реабилитацией "жертв" Богородичной Церкви, которые агрессивно относились ко всему окружающему.

В конце 90-х гг. многие богородичники признавали, что крайности и перегибы в первые годы существования Церкви Божией Матери были, в том числе и самая скандальная крайность в их церковной практике – молитва-обет "проклятие матери". Кроме того, в крайне эмоциональных и часто стилистически грубых пророчествах Иоанна (Береславского) упоминалось о необходимости постоянных ночных и утренних (около 4 утра) молитв, сотен коленопреклонений и послушания (если не жесткого подчинения) своим духовным наставникам. Однако к концу 90-х гг. лидеры ЦБМД отказались от обязательных для всех строгих аскетических практик, богослужения стали носить менее экстатический характер. ЦБМД сконцентрировали свою деятельность на просвещении и миссионерстве. В Москве был организован Центр русской духовности, церковный театр, и богородичные общины стали привлекать молодежь и интеллигенцию (членом ЦБМД стала писатель и правозащитница Зоя Крахмальникова).

Церковь Божией Матери усиленно ищет себе союзников за рубежом среди так называемых "марианских церквей", в богословии которых, как и у богородичников, многие сотериологические функции Христа выполняются Божией Матерью. ЦБМД входит в ряд зарубежных объединений независимых христианских Церквей и общин с развитым марианским богословием. Кроме того, ЦБМД стремиться наладить контакты с общинами и движениями, которые признают явления Богоматери, ставшие известными с ХIХ века, и распространяют пророчества Божией матери.

В России зарегистрировано около 30 богородичных приходов. Кроме того, более 50 общин ЦБМД действуют без регистрации.

По материалам официального сайта Православной Церкви Божией Матери Державной и Энциклопедии: Современная религиозная жизнь России: опыт систематического описания: том I. Под редакцией М. Бурдо и С.Б. Филатова. М. Издательство "Логос", 2004.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]