Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
20-01-2006 19:00
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Ледяная «благодать». Купание в проруби на Крещение посвящено не Богу, а Новому году?

Вот и прошло Крещение, или Богоявление – один из великих двунадесятых христианских праздников, которым завершаются Рождественские святки. Он отмечается в наше время особо праздничными богослужениями и, в частности, ежегодным чином Великого освящения воды.

В Новом Завете Богоявление хронологически связано не с Рождеством Христовым, а с Его крещением спустя 30 лет Иоанном Крестителем в Иордане. Именно тогда впервые и публично Иисус был явлен как Сын Божий, и совершилось основополагающее для будущего христианства явление Святой Троицы. После того, как Иисус вышел из вод Иордана, "се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с неба глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3:16-17). К нашим дням акценты сместились, а смысл праздника в значительной степени искажен, как в Западной, так и в Восточной традициях.Если особенностью католического его празднования можно назвать связь Богоявления с памятью о поклонении трех волхвов (или царей) новорожденному Иисусу Христу, то в православии, и, прежде всего, в российском, доминирующим признаком Крещения традиционно воспринимается освящение воды с обливанием ею или купанием верующих. Когда-то, еще до большевистского переворота, освящение водных источников ‑ рек и озер - было вполне ординарным крещенским народным обрядом, неизменно сопутствующим празднику на всей территории расселения восточных славян, исповедующих христианство. Затем в России, как известно, пришла пора гонений на Церковь, когда такое освящение совершали разве что тайно. Да и в последние пару десятилетий советской власти, когда безбожники были вынуждены хотя бы для виду соблюдать внешние правила приличия, крещенское водосвятие совершалось лишь в границах храмовой ограды. Но после падения советского режима многие старые народные обычаи стали мало-помалу возвращаться, и уже в середине 90-х годов проруби в форме креста и служение над ними праздничных молебнов с водосвятием на Крещение вошло в практику, вероятно, всех православных приходов, где поблизости есть относительно чистые водоемы.

В восточнославянской традиции немалое значение придавалось и кануну Крещения – крещенскому Сочельнику, антураж которого во многом сходен с тем, что сопутствует и празднику Рождества Христова. Да и вообще, с Крещением, как и с Рождеством, связано немало элементов язычества, сохранившихся в "народной вере" – комплексе бытовых верований, сопутствующих непосредственно новозаветной христианской традиции. Отсюда особое внимание православных, уделяемое святочным гаданиям, погодным приметам, особой праздничной трапезе и, разумеется, купанию на Крещение в проруби, которым в этом сверхморозном году очень многие отличились особо.

По одному из самых распространенных православных поверий считается, что если на Крещенье искупаться в освященной проруби, то очистишься от греха и избавишься от болезней. Представление, прямо скажем, весьма упрощенное, если вспомнить о том, как коварен зачастую бывает грех, и сколько серьезных усилий приходится прилагать верующим, чтобы суметь хоть в какой-то мере очиститься от подобной скверны. Однако магия бывает и православной. Потому что на то она и магия, чтобы все желаемое делалось само собой и сразу. Во всяком случае, нет никаких оснований сомневаться, что прыгающие, к примеру, в прорубь при почти 30-градусном морозе Жириновский или губернатор Вологодской области Позгалев могут свято верить в такой моментальный способ достижения праведности. Однако, насколько разумнее выглядела, пусть и упрощенная, позиция секретаря Харьковской епархии УПЦ МП некоего о. Тарасия, сказавшего, что, конечно, "принято в этот день окунуться в те воды, в которых Господь принимает крещение. Единственное то, что, принимая во внимание наш сегодняшний мороз, это достаточно опасно и проблемно".

Кстати, в некоторых особо морозных регионах власти и Церковь активно призывали людей не рисковать бездумно здоровьем и от купания воздержаться. Тем не менее, как сообщают корреспонденты с мест событий, практически везде нашлось немало народу, не внявшего таким советам. А поток информации в СМИ срочно сменил самую популярную тему "небывалых морозов" на "крещенские купания, несмотря на небывалые морозы".

Многим, по сути, бытовым православным традициям России общественное мнение безапелляционно придает статус церковных. Впрочем, Русская Православная Церковь Московского патриархата особо этому не противится, в частности потому, что именно за счет подобных обычаев и идет процесс ее популяризации в нашем секулярном обществе. Ведь скверно знающее Священное Писание,историю христианства а, тем более, церковную историю большинство населения, тем не менее, испытывает смешанное чувство уважения и заинтригованности в одинаковой степени и к куличам, и к масленичным гуляньям, и к крещенским купаньям. То, что эти и подобные обряды связаны с дохристианскими еще обычаями, не мешает людям воспринимать их "исконно православными", что ни в коей мере не должно удивлять. За десятилетия антирелигиозной пропаганды и гонений в головах абсолютного большинства смешались в одну кучу заговоры и молебны, чин отпевания и водка на могилке, исповедь и посещение гадалки. Этим, кстати, пользуются сегодня многие мошенники, помещая среди разного рода причиндалов христианский крест, которого вполне достаточно, чтобы прослыть православным.

Вот и в нашем случае благодаря телевидению можно было убедиться, что весь праздник Крещения Господня не только для тележурналистов, но и для массы простых его участников сконцентрировался вокруг жутковатой, с точки зрения обыкновенного человека, водной процедуры. Несмотря на религиозный антураж и определенную экстравагантность, она довольно проста: мужчины и женщины с диким криком бросаются в ледяную воду, плещутся там (или "погружаются" трижды), затем им помогают вылезти из проруби, накидывают верхнюю одежду и подносят стопку. Обычай, разумеется, экзотичный и вполне в духе других российских экстремальных увеселений. Но у любого мало-мальски грамотного христианина рано или поздно не может не возникнуть вопроса: а при чем тут, собственно, Крещение Господне? Ведь второе название этого праздника – Богоявление - и раскрывает его истинную суть, столь далекую от спортивного экстрима и требующую ясного осознания ее верующими.

Изначально празднование в память Крещения Господня в Иордане утверждено апостольскими постановлениями и восходит к первым векам христианства. По свидетельству святителя Климента Александрийского (II в.), праздник Крещения знаменовался в его канун длительным ночным бдением. При богослужениях св. мученика Ипполита (III в.) проводились глубокие, посвященные Богоявлению беседы. С IV по IX вв. традиция этих душеполезных бесед сохранялась такими великими Отцами Церкви, как Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин. Преподобные Иосиф Студит, Византий и Феофан посвятили этому празднику много песнопений, которые поются за богослужениями по сей день. Иначе говоря, в праздновании Крещения Церковь изначально уделяла особое внимание более глубокому осознанию в вере непостижимой тайны Святой Троицы. И разъясняла не пришедшим еще ко Христу смысл крещения ради стяжания благодати Святого Духа и спасения. Как видим, никакой бравады, а тем паче рекламы этот великий праздник изначально не предполагает.

Привычное ныне освящение воды на Крещение стало практиковаться Церковьюзначительно позже, а обычай окунаться в ледяную прорубь возник и вообще в начале XVIII века, как церковное оправдание понуждений Петра I делать это всем пренепременно ...на Новый год. Правда, до этого нововведения, Петр еще в ходе первых опытов по "перевоспитанию" бояр забавлялся тем, что заставлял их на святках ездить на санях по тонкому льду, с риском искупаться без всякого повода. В соответствии с одним из поздних, уже послепетровских православных поверий, купание в ледяной воде помогает смыть с себя грех гадания, которым еще не так давно накануне Крещения занимались почти все. А еще одно поверье гласит, что "...в крещенскую ночь надо загадывать любое желание, потому что в это время на небе открываются врата, ведущие ко Господу, который тут все и слышит...".

В общем, уровень представлений, питающих крещенские гадания и "моржевания", вероятно ясен. Как видим, обычай купания, а тем более в ледяной воде, не имеет никакого отношения к церковным каноническим установлениям, а представляет собой введенную по прихоти одного из государей всего около 300 лет новогоднюю традицию. Усвоить ее Российской Православной Церкви было очень легко, так как основанием для этого послужил миф, рожденный вольным толкованием самого факта крещения Христа Иоанном Крестителем. Когда преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что Господь, не имеющий необходимости в очищении, крестился, чтобы открыть таинство Святой Троицы и освятить "водное естество", то последнее трактуется не как аналог физического тела человека, состоящего более чем на 75 % из воды, а как вся вода в природе в ее традиционно магическом аспекте.

Вода, наряду с огнем,воздухом и землей, относится в магических культах к основным стихиям. Ее в виде источников, рек и озер обоготворяют с незапамятных времен, как неиссякаемый источник жизни. С постепенным принятием христианства языческая вера в божественное происхождение воды видоизменялась, и стала проявляться в убеждении при определенных условиях в ее святости. Иначе говоря, обычай окунаться в прорубь на Крещение несомненно магичен, но не церковен.

А с точки зрения физиологии неподготовленного человека, это еще и очень серьезный стресс. Который, конечно, может вышибить, как клином, определенного рода недомогания. Но может и напротив стать причиной серьезных воспалительных процессов, прежде всего у женщин, и иных неприятных неожиданностей у всех вместе, вплоть до немотивированного инфаркта или инсульта.

Хотя, "православным Жириновским" подобное вряд ли грозит.

Михаил Ситников,
для "Портала–
Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2017. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]