Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
29-12-2004 17:36
 
РЕПОРТАЖ: Раскол в Истинно-Православной Церкви под омофором митрополита Рафаила. Из ИПЦ(Р) ушли митрополиты Кириак и Николай

Очередная попытка воссоединения Истинно-Православной Церкви под омофором митрополита Рафаила (ИПЦ(Р)), судя по всему, подошла к своему логическому завершению. После Поместного Собора, проходившего в синодальном доме на улице Радио, глава Северокавказской митрополии, кандидат богословия митрополит Кириак (Темерциди) и митрополит Потийский Николай отстранились от работы Священного Синода этой Церкви. Причиной тому стал вопрос об избрании Патриарха для истинно-православных (между прочим, окончательно пока не решенный).

Вслед за митрополитом Кириаком ушли из ИПЦ(Р) многие священнослужители. Разделение Церкви они называют вынужденным и возлагают вину за него на митрополита Рафаила. Теперь, по словам сторонников митрополита Кириака, ИПЦ(Р) состоит практически полностью из одних архиереев.

Случившееся прокомментировал корреспонденту "Портала–Credo.Ru" рукоположенный недавно епископ Гатчинский и Волосовский Виталий (Волконский): "Основную массу среди участников Собора составляли "матушки-целительницы" из Московской и Петербургской епархий, причем к Церкви имеющие не самое близкое отношение. Присутствовали не все члены Священного Синода и далеко не весь епископат. Причем практически не присутствовало духовенство и миряне от остальных епархий. Таким образом, основываясь на малограмотности участников Собора, группа архиереев, во главе с митрополитом Рафаилом смогла превратить предполагаемый Собор в мероприятие для "проведения" своих решений. Так, Собором были приняты постановления о канонизации иконы "Воскрешающая Русь", информация о которой довольно сомнительна и требует расследования специальной синодальной комиссией. Совершенно необоснованно (если не еретично) и провозглашение Девы Марии императрицей Всероссийской". Отдельной строкой епископ Виталий выделил решения об освобождении от присяги на верность Дому Романовых, данной на Земском Соборе. Такое решение, по его мнению, может принять только Поместный Собор всей Православной Российской Церкви. "Посему, - завершил свои комментарии епископ Виталий, - решение "Собора" матушек-целительниц во главе с митрополитом Рафаилом не может быть легитимным".

Из числа иерархов, принявших участие в работе Ссобора, наиболее харизматичными можно назвать "катакомбного" митрополита Епифания (Каминского), который возглавлял "секачевскую" иерархию ИПЦ, митрополита Стефана (Линицкого), рукоположенного в УАПЦ для "воссоздаваемой" Российской Истинно-Православной Церкви, и уже упомянутого митрополита Кириака, авторитетного в кругах диссидентствующей интеллигенции иерарха. Последний, еще в юности, будучи иподиаконом митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) (вкупе с нынешними архиереями РПЦ МП Кириллом (Гундяевым) и Хризостомом (Мартишкиным)) он отличался "связями с диссидентами" и дружбой с опальными священниками Глебом Якуниным, Александром Менем, Сергием Желудковым, историком Левитиным-Красновым.

Три "лидерствующих" архиерея отказались поддержать инициативу избрания Патриарха в ИПЦ. Причем, если митрополиты Епифаний и Стефан корректно посоветовали отложить сей вопрос "до лучших времен", то митрополит Кириак занял более радикальную позицию.

Владыка Кириак прокомментировал свой "отход" от Синода митрополита Рафаила и ответил на несколько вопросов корреспондента "Портала–Credo.Ru": "Идея избрания Патриарха абсурдна, и я говорил об этом участникам Собора. Хотим мы того или нет, законно или незаконно, российский патриарший престол занят. И существующий ныне в РИПЦ пост "местоблюстителя", а тем более – патриарший – не имеет под собой законных оснований. Если участники Собора говорят об избрании собственного Патриарха, то они либо хотят "отлучить" этим себя от православия, либо показать, что возглавляемая Алексием Вторым РПЦ МП не является частью Православной Российской Церкви. И в том, и в другом случае, их собственный статус становится "неканоничным".

В первом – само собой разумеется – отлучивший себя от православия не может быть православным пастырем. Во втором – большинству архиереев РИПЦ придется пересмотреть свою легитимность, так как большинство из них получило священный сан именно в РПЦ МП. РИПЦ не нуждается вообще в какой-либо централизованной власти, так как, если быть честным, управлять-то собственно нечем. С парой-тройкой приходов в каждой епархии вполне может справиться епархиальный архиерей. Что касается поста управляющего делами… Управление какими, простите, такими делами Священный Синод хотел возложить на управляющего? Со времен проведения Архиерейского Собора 2003 года я лично еще ни разу не видел такого дела, с которым не справился бы рядовой прихожанин.

Священный Синод ни разу не встретился с представителями государственной власти, братских Православных Церквей, инославных, общественных организаций. Пустым звуком остались и громкие фразы по поводу сотрудничества со средствами массовой информации. Кроме материалов по факту проведения самого Собора и нескольких интервью, данных мною СМИ, ничего так и не было. Неужели нам нечего сказать?

Неужели Православная Российская Церковь не может активно вести просветительскую деятельность? Неужели Священный Синод, состоящий из почти двадцати архиереев, не может изыскать средства на организацию собственной пресс-службы, хотя бы из двух-трех профессиональных журналистов? Если кто-то из архипастырей считает, что газета "Поместный Собор" может выполнять функции связи с общественностью, то это глубокое заблуждение. Необходима целенаправленная работа со СМИ серьезной, сильной и самостоятельной пресс-службы Священного Синода Православной Российской Церкви.

Иногда мы жалуемся на то, что СМИ плохо о нас отзываются, пишут неправду. На самом деле, в этом виноваты не СМИ, а мы сами. Именно мы не предоставляем обществу информации о том, что происходит в Православной Церкви. Создавшийся информационный вакуум заполняется сплетнями, слухами и т.д.

На Соборе я предложил упразднить ненужные посты "местоблюстителя", "управляющего делами" и др. Вместо этого я предлагал учредить в России несколько митрополичьих округов и предоставить им самостоятельно управлять своими приходами. К тому же, я предложил участникам Собора вернуться к принципам выборности архиереев. Епископ – это не только "князь Церкви". В первую очередь – он слуга Христов и "печальник" своей паствы. Именно поэтому паства сама должна выбирать своего архиерея. Также и епископы должны сами избирать своего митрополита. Сегодня в РИПЦ копируется система МП – назначение епископов и глав митрополичьих округов "сверху". Единственным отзывом на мои предложения стала реплика "управляющего делами резиденции митрополита Рафаила" (вероятно, "завхоза"), Нижегородского архиепископа Евгения: "Власть у нас забрать захотели…".

Николай Савин, для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]