Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
24-11-2004 19:00
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: "Калашников" как способ решения "исламского вопроса"

За эмоциональными событиями текущих дней как-то незаметно прошел тот, в общем, обыденный факт, что в воскресенье, как и положено, вышла в эфир программа Владимира Познера "Времена". Но очень возможно, что для российских мусульман это событие станет знаковым примером того явления, которое именуется исламофобией. Более того, по имеющейся информации известно, что мусульманские круги планируют, в том числе и через медиа-сообщество, предпринять определенные шаги в ответ на это событие, случившееся в телеэфире.

Дело не только в том, что застарелый академическо-политологический спор на тему "Насколько акты терроризма определяются принципами мусульманской религии" выплеснулся на головы широкой публики в одной из самых высокорейтинговых информационно-аналитических программ. А прежде всего, в том, что авторитетные аналитики гг. Андраник Мигранян, Александр Игнатенко и Леонид Радзиховский, по-видимому, настолько глубоко убедили ведущего в существовании войны западной цивилизации с исламом, в необходимости отбросить политкорректность по отношению к исламу, что у Владимира Познера, фигуры, символизирующей в отечественном медиа-мире эпоху гласности, демократии и открытости, появилось, как он выразился, "подспудное желание взяться за "калашников", видимо, для того, чтобы решить эту самую проблему "исламского терроризма".

Спору нет, сейчас время эмоций и разного рода страстей, причем не только в связи с проблемой исламского терроризма. Но там, где речь идет о сюжете, так или иначе, связанным с религией, роль эмоционального фактора увеличивается, и, наверное, задачей информационной аналитики должна стать рассудочность и недопущение накала страстей, могущего только усугубить ситуацию и никак не способствовать тому, что называется словами "духовный диалог".

Г-н Познер, безусловно, имеет право на свою точку зрения. Но в данном случае в действие вступает и фактор определенной журналистской ответственности за подбор участников программы. Потому что в одном месте были собраны три стоящих на близких позициях человека, и трудно ожидать от них объективного освещения проблемы. Что это – ошибка редакторов программы или определенный умысел? И том и другом случае это серьезный просчет. Нельзя сбросить со счетов и ответственность ведущего программы за изреченное слово, в том числе и как журналиста, имеющего определенное реноме в глазах общественного мнения.

Наши телеаналитики, как говаривал Н. Гоголь, "трухнули, однако ж, порядком", – эмоции захлестнули через край. Даже традиционная "свежая голова" - писатель Виктор Ерофеев - в них ударился: "Я согласен, что это начало третьей мировой войны. Это начало войны двух очень серьезных цивилизаций, которые очень друг друга не понимают, а раз не понимают, то, наверное, и не любят. И это очень трудно остановить, но это надо делать, и это очень актуально. И с другой стороны, очевидно, что наша страна к этому не готова, потому что у нас и антисемитизм, и расизм, и вообще ненависть к тем людям, которые имеют другой цвет кожи, другую религию".

На этом цитату прервем, и подумаем, а есть ли у нас желание познать эти другие народы и религии, и преобладает ли оно над точкой зрения, признающей априори неразрешимость этого конфликта с исламской цивилизацией. Судя по всему свежие и не очень головы из "Времен" предпочитают последнее.

Хотя по-своему объективные взгляды в программе были выражены, и отнюдь не со стороны "яйцеголовых" политологов и исламоведов. Их озвучили всезнающий "сын юриста" г-н Жириновский, а также шеф московского бюро телеканала "Аль-Джазира" Акрама Хузам, выходец из арабской христианской среды, в последнее время позиционирующий себя как атеист.

Владимир Вольфович, со свойственной докторам философских наук прямотой, заявил, что все дело в том, что украли деньги, направленные на восстановление Палестины.  Затем А. Хузам очень объективно заметил, что существует не только исламский радикализм. "Вот я вчера по телевизору смотрел, – сообщил он, – как в Израиле танцевали после смерти Арафата. Это что - не радикализм? Это не рождает ненависть?" Он также сообщил, что недавно вернулся из поездки по Киргизии, и в этой стране, по мнению арабского журналиста, есть все социально-экономические предпосылки для возникновения "исламского радикализма", возможно, в формате партии "Хизб-ут-Тахрир".

А вообще, после всего просмотренного-прочитанного в последнее время, и отнюдь не только по вопросу соотношения терроризма и ислама, невольно возникает ощущение, что все те лица, которые мы зрим в качестве аналитиков на телеканалах и полосах газет, последние десять - пятнадцать лет, видимо, изговорились и исписались настолько, что уже мало способны предложить свежие и конструктивные идеи по серьезным и животрепещущим проблемам современности, в том числе, кстати, и по потенциальному конфликту религиозно-цивилизационного плана.

Такие у нас времена.

Полная стенограмма программы: СЛУШАТЬ

Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]