Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
07-10-2004 19:00
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Кто подставил русское «сектантство»? Почему деятельность российских протестантов вызывает раздражение архиереев РПЦ МП?
 День ото дня Архиерейский Собор РПЦ МП все больше "гремит" в прессе, принимая "эпохальные" решения, имеющие некое принципиальное значение для будущего российского православия. Да и не только православия – недаром участники Собора в своем обращении к президенту РФ заявили о том, что их "деяния" будут иметь значение для "православных, инакомыслящих, неверующих".

В представлении широкой общественности одним из главных событий на Соборе стало полное одобрение окончательного объединения Русской Зарубежной Церкви с "Церковью на Родине", которую русские эмигранты еще недавно называли "советской". Обратило на себя внимание общественности и смягчение тональности в отношении "братьев-католиков". Немало добрых, теплых слов произнес Собор и о "братьях-мусульманах", а также о старообрядцах, отметив существенное изменение позиции крупнейшей древлеправославной Церкви после избрания ее нового Митрополита.

Лишь протестантские Церкви России подверглись однозначной обструкции. В своем выступлении Патриарх Алексий II назвал прозелитизм основной проблемой, препятствующей установлению "добрых отношений с протестантами". Дискутировать на тему прозелитизма, то есть обращения одними христианами других христиан в свою Церковь, довольно сложно по двум причинам. Во-первых, в российском обществе часто невозможно определить, кто, собственно, является православным, и в какой степени. Во-вторых, случаев проповеди протестантских миссионеров у православных храмов или внутри них не зафиксировано. В то же самое время православные активисты в разных городах России часто пытаются прервать богослужения евангельских христиан или же пятидесятников с тем, чтобы, наверное, совершить акт депрозелитизма (склонить верующих одной христианской веры к переходу в другую, но свою, родную, христианскую веру).

Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев), рассказывая о внешней церковной деятельности, выделил, впрочем, наиболее дружественных православию протестантов и четко обозначил проблемы межрелигиозного диалога. Самыми успешными, по его словам, стали встречи и социальные проекты с немецкими, финскими и норвежскими лютеранами, хотя, как явствует из речи митрополита Кирилла, российские лютеране, среди которых много русских людей, в этом диалоге участия не принимали. Из российских протестантов в докладе митрополита Кирилла упомянуты только баптисты, вместе с которыми был проведен один, видимо, экспериментальный, семинар.

Про другие протестантские конфессии было заявлено, что они фактически находятся в состоянии "духовного кризиса".Они были обвинены в отходе от соблюдения библейских нравственных принципов. Особое недовольство у митрополита Кирилла вызвал "процесс отказа от признания гомосексуализма грехом" в западном протестантизме, что, как надеется иерарх, заставит многих увидеть в Православной Церкви "хранительницу истины". Эта надежда особенно подкрепляется тем обстоятельством, что в современной России "голубые скандалы", иногда еще кое-где в Православной Церкви возникающие, имеют все меньше шансов дойти до прессы и, соответственно, до широкой общественности.

Митрополит Кирилл жестко определяет, с кем православные могут сотрудничать в России: с теми, "которые присутствуют в России десятки, а иногда и сотни лет, с которыми мы имеем общий опыт страданий в период гонений на религию и Церковь в Советском Союзе и общий опыт сотрудничества в "доперестроечные" годы". Нетрудно догадаться, что общий вместе с патриархией опыт "сотрудничества", по большей части с советскими властями, имели только баптисты, - благословение на создание Союза баптистов в 1944 году через год после создания Московской патриархии дал все тот же И.В. Сталин. Все остальные протестанты, кроме баптистов, по мнению митрополита Кирилла, не только способны отрицать библейскую мораль, но и пропагандируют "ложный образ Православной Церкви", нарисованный как "лидерами протестантских общин, так и некоторыми журналистами".

На самом деле, протестанты привнесли в религиозную жизнь России совершенно новый тип духовности, новые представления о молитве и богослужении при активной поддержке со стороны своих единоверцев, в первую очередь, с Украины, а потом уже из Соединенных Штатов, Европы и Южной Кореи. Помимо этого, протестантизм объективно разрушает устои русской православно ориентированной культуры (как и какие – это уже другой вопрос).

Однако протестанты заняли значительное место в религиозной жизни России, если судить, хотя бы, по их численности. Православных приходов в стране около 13 тысяч, а официальных протестантских общин (лютеран, баптистов, евангельских христиан, пятидесятников, методистов, адвентистов и т.д.) – более 5 тысяч. Если учесть, что большинство прихожан православных храмов посещают их "по традиции", порой не имея четких религиозных представлений, но в протестантские храмы почти все попадают сознательно, в нашей стране – нередко после личного разочарования в православии.

Наиболее многочисленные протестантские Церкви – баптистов и пятидесятников – придерживаются строгой христианской морали и так же как митрополит Кирилл осуждают лютеран и англикан, с которыми патриархия все-таки поддерживает связи, за рукоположение открытых гомосексуалистов и венчание однополых пар.

Что касается "ложного образа православия", то его часто создают не журналисты и пресвитеры евангельских общин, а сами православные иерархи. Приведу конкретный пример. Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон долгое время открыто и в резкой форме призывал власти к репрессиям против "сектантов", в результате чего епископы баптистов и пятидесятников обратились в 1997 году к Патриарху, обвинив Симона в разжигании межрелигиозной розни. В 2003 году в изданном Мурманской епархией катехизисе католичество было названо "антихристианской неоязыческой сектой". При этом владыка Симон активно участвует в деятельности Совета по сотрудничеству христианских Церквей Баренц-региона, куда входят христианские Церкви Норвегии, Швеции и Финляндии, а также поддерживает связи с консервативными протестантскими объединениями США.

Дело отнюдь не в "еретичности" или "аморальности" той или иной протестантской конфессии. Дело в том, действует ли она на "канонической территории" РПЦ МП. С самыми еретическими, но территориально удаленными конфессиями общаться и сотрудничать можно. Но любое присутствие их на "канонической территории" будет восприниматься как вызов.

Роман Лункин, для "Портал-Credo.Ru" 


© Портал-Credo.Ru, 2002-2016. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]