Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
15-09-2004 18:36
 
МНЕНИЕ: "Построение Ведического культурного центра в Москве не решит проблемы взаимоотношений индуистов и индологов", - доктор философских наук СЕРГЕЙ ИВАНЕНКО

Портал–Credo.Ru: Уважаемый Сергей Игоревич, какого Вы мнения о состоявшемся 16 –21 августа всемирном конгрессе востоковедов?

С. Иваненко: Есть такое общее правило: чем больше ждешь от какого-то события, тем меньше удовлетворен. Это касается и театра, и выставок, и научных мероприятий. В данном случае я не ждал многого и поэтому удовлетворен. Есть позитивный материал, есть о чем подумать.

Над чем Вы сейчас работаете?

Я собираюсь выпустить второе, дополненное и исправленное издание, посвященное индуистским организациям в России. Тот справочник, который вышел в прошлом году, нуждается в корректировке, уточнении.

– На секцию "Религиоведение" несколько докладов представило Центр Общества сознания Кришны в России (ЦОСК). Каково Ваше впечатление?

И прошедший конгресс, и мой опыт личного общения свидетельствуют о том, что постепенно у представителей этого общества вырабатывается новый взгляд на светскую науку, в том числе на религиоведение, как на область, достойную приложения сил. Пока еще некоторые выступления больше походили на проповеди или попытки рассказать светским ученым о каких-то азах ведического знания. Это еще нельзя рассматривать как полноценное участие в светской востоковедной науке. Но есть у них и другой опыт. Например, на конгрессе выступил доктор теологии из Оксфорда Рави Гупта. Его работы – на хорошем научном уровне, и он очень удачно сочетает научно-исследовательскую деятельность с поклонением Кришне.

Такой же позитивный опыт есть и у одного из руководителей ЦОСК Сергея Васильевича Зуева, участвовавшего и в работе конгресса, и в составлении религиоведческого справочника, о котором мы с Вами говорили. Мне понравилось также выступление представителя Санкт-Петербурга канд. филос. наук Семена Викторовича Ватмана по истории бенгальского вайшнавизма (течение в индуизме, к которому относится ОСК). Он показал и глубокое знание источников, и понимание тех тенденций, которые существуют в современном востоковедении, и умение их осмысливать в русле научной парадигмы. Стоит отметить и доклад представителя Самарского государственного университета канд. психол. наук Николая Шкопорова. Его исследования психологии личности в свете священного писания индуизма "Бхагавад-Гиты" находятся вполне на уровне современных научных взглядов.

Не могу не вспомнить мысль одного марксиста проф. Седковского. В 30-е г.г. он печатался в "Правде" с так называемыми "установочными" статьями, потом попал в сталинский лагерь, позже был реабилитирован. Он говаривал: "Нет ничего проще, чем сказать новое слово в философии, но при этом очень трудно остаться в рамках марксизма. Настоящий исследователь умеет сочетать генерирование новых идей и верность марксизму". По аналогии можно сказать, что задача, стоящая перед человеком, который придерживается каких-то религиозных взглядов и при этом участвует в научном исследовании, остается трудно решаемой. Ему нужно, плывя в бурном океане научных идей и школ, не забывать, что где-то на берегу есть маяк, на который он должен ориентироваться. Этот маяк посылает ему импульсы, подтверждающие его приверженность вечным истинам. Но если он будет толькосмотреть на маяк и никуда не поплывет, то его роль в науке останется незаметной. Мне хочется пожелать верующим ученым этой способности выходить в открытое море, и в тоже время не сбиваться с правильного курса, не теряя своих идеалов.

– Много споров вызвала идея строительства Ведического культурного центра (ВКЦ) в Москве. Как Вы считаете, мог ли он быть интересен для ученых-индологов?

Создание ВКЦ, несомненно, важно, но это еще не решение проблемы взаимоотношений индуистов и индологов. Мне представляется, что еще предстоит найти ту модель этих взаимоотношений, которая будет привлекательна и для ученых, и для верующих. Эта задача – не тривиальная, поскольку религиозные организации обычно стремятся только к "воцерковлению" тех людей, с которыми сотрудничают, что для науки неинтересно.

Кстати, на Западе у ОСК выработана модель отношений с учеными, которая обогащает обе стороны. У ЦОСК есть необходимая идейная база для этого, так как Общество хранит и развивает не только религиозную, но и собственно научную традицию. Опора ЦОСК на Веды позволяет его членам ощущать себя не чуждыми науке и тем поискам, которые ведутся учеными. Безусловно, чтобы сотрудничество было плодотворным, - либо Общество должно привлечь специалистов, предложив им определенную программу работ, интересных ОСК своим научным результатом, либо в своей среде воспитать людей, которые могли бы на хорошем уровне вести научную работу.

Первый путь мне представляется более сложным – насколько я ознакомился с проблематикой Центра индийских исследований Института востоковедения (ИВРАН), представленной на конгрессе. Индуизм, похоже, не относится к магистральным направлениям исследований наших индологов. Более того, то, что было достигнуто в этой сфере в дореволюционной России, сейчас в значительной степени утрачено. Наших специалистов будет сложно повернуть к такого рода работе.

Можно, конечно, привлечь иностранных специалистов, что даст толчок к тому, что научная молодежь заинтересуется такими проблемами, почувствует, что они перспективны. Что касается самих членов ЦОСК, то среди них достаточно людей, получивших высшее образование и научные степени. Их участие в научном поиске, безусловно, очень полезно. Только надо сформировать серьезные проекты, которые будут подкреплены и подготовленными кадрами, и финансированием. Такие проекты будут завершаться публикацией статей, монографий, сборников и тем самым будут вовлечены в научный оборот. Тогда научное сообщество всерьез обратит внимание на такую деятельность и, когда возникнет ВКЦ, там найдется место современной науке.

– Видимо, речь должна идти не только об ИВ РАН. Есть же смежные и пограничные области исследований? Индийский театр, кино, этнография, социальная антропология… Можно ли здесь найти общий язык?

– Реальное сотрудничество возможно с теми, кто расценивает роль индуизма объективно, не усматривая в нем разрушительного начала. Мне приходилось сталкиваться с выступлениями, в которых усиление роли индуизма в жизни современной Индии рассматривалось как чуть ли не угроза для всего мира. Такой взгляд и мешает собственно научному прогрессу, и исключает сотрудничество с верующими. В действительности, просто должна быть поставлена научная проблема: какова же на самом деле роль индуизма в духовной культуре и образе жизни современной Индии? Что из этого наследия может быть применено в других странах и других культурах? Масштаб этой проблемы, на мой взгляд, пока превосходит те интеллектуальные ресурсы, которыми обладают как ЦОСК, так и научное сообщество современной России. Но если будет задано верное направление, то со временем усилия принесут плоды.

Елена Гимадиева, для "Портала–Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]