Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
02-07-2004 17:25
 
РЕПОРТАЖ: “Достоинство и свобода личности: православный и либеральный взгляд”. Внезапно «правозащитная» дискуссия прошла в гостинице "Даниловская"

Актуальная тема "Достоинство и свобода личности: православный и либеральный взгляд" собрала на круглый стол 1 июля в гостинице "Даниловская" представителей Московской патриархии, общественных деятелей, связанных с православной Церковью, а также государственных деятелей, чья деятельность в той или иной мере соприкасается с проблемой прав человека.

Инициатором проведения круглого стола стало православное общество "Радонеж", лидер которого Евгений Никифоров был ведущим мероприятия. Он заявил, что задача этого круглого стола – прояснение позиций по отношению к проблеме, которую можно сформулировать так: "Права человека - православный и либеральный взгляд". Актуальность обсуждения этой проблемы ведущий объяснил тем, что в последнее время в России, и в мире в целом, права человека стали орудием в руках людей, преследующих корыстные политические интересы. В качестве материалов к круглому столу была предложена брошюра "Кризис правозащитной идеологии", изданная обществом "Радонеж".

Выступивший первым заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московской патриархии (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин задал тональность всему дальнейшему ходу обсуждения, заявив, что согласно Евангелию, Человек - это образ и подобие Божие, и потому его права и свободы неотделимы от основных принципов христианства вообще, и православия в частности. В то же время докладчик часто подчеркивал принцип иерархии ценностей, в смысле того, что есть ценности более важные и высокие, нежели человеческая жизнь – это защита семьи, родной земли и ее святынь. О. Всеволод так же отметил, что для православной цивилизации неприемлемы многие атрибуты современного западного общества, как-то конкуренция, состязательность в суде и другие элементы политической демократии, ибо они основаны на разделении. А разделенное общество, в основе своей, греховно, поскольку в Евангелии содержится призыв к единению, а не разделению. По мнению о. Всеволода, правозащитная деятельность должна перестать быть монополией гуманистическо-либеральных кругов, чьи взгляды основаны на безрелигиозной идеологии.

Преподаватель Свято-Тихоновского богословского института, диакон Андрей Кураев в присущем ему стиле сразу обозначил основную идею своего выступления: "То, что не может быть причиной несогласия христиан с людьми других убеждений - это фундаментальные права человека, в том числе и право на свободу совести. Часто в истории христианской Церкви эти права нарушались. Но именно раннехристианские мученики кровью своей подтвердили приверженность основополагающим правам и свободам человека. И сегодня христиане отнюдь не против принципа прав человека и их защиты как такового, но против тех спекулятивных идеологем, которые пытаются сформировать вокруг этого принципа.
<…> По настоящему XXI век начался 11 сентября 2001 года. Нью-йоркские теракты поставили человечество перед выбором - или полная свобода, или частичный отказ от свобод по соображениям безопасности. Западное сообщество сделало выбор в пользу безопасности. Но в современных условиях у христиан возникает опасение – не окажется ли эта ориентация на безопасность, в конечном итоге, обращена против христианства. Вообще, на Западе есть тенденция представить христианство сегодня в роли некоего задержавшегося гостя, которому , пусть пока двусмысленно, но довольно настойчиво пытаются указать на дверь".

В связи с этим о. Андрей привел примеры европейской конституции и других западных деклараций, в которых упоминается роль и значение античной цивилизации, эпохи Возрождения, но отнюдь не христианства, безраздельную власть которого многие склонны считать "темными веками" истории европейской цивилизации. Эта тенденция, по мнению выступавшего, серьезно настораживает, и является одной из причин того, что сегодня в Церкви возвысился голос за права и свободы человека. В качестве примера перемены отношения в Церкви к вопросам гуманитарного характера о. Андрей привел тенденцию к увеличению числа женщин среди церковных интеллектуалов и публицистов. "Есть много интересных трудов авторов-женщин, и многие из них издаются консервативными мужскими монастырями," - резюмировал о. Андрей.

Следующей по очереди взяла слово первая из женщин, доктор исторических наук, депутат Госдумы от фракции "Родина" Наталья Нарочницкая. Ее сообщение было выдержано в духе обобщающих философских рассуждений. Докладчик заявила, что свобода - это дар Св. Духа, и она неотделима от различения человеком добра и зла. Свобода человека там, где дух – выше плоти. Поэтому подлинные истоки европейской или, шире, христианской культуры, вообще, не в Возрождении и французском Просвещении, а в кровавом поту св. Франциска Ассизского и слезах бл. Августина. Свобода человека там, где дух выше плоти.
Н. Нарочницкая высказала мнение, что либерализм выродится, потому что не может предложить идеи более великой, чем жизнь. А безграничная свобода, по мнению выступающей, это фальшивая идея, ибо она абсурдна философски. Ведь декартовская мысль о том, что "я существую", по определению обозначает, что существует также и некая другая личность, "не-я". В целом, по мнению докладчицы, либерализм выродился в свою злокачественную форму – либертарианство, и представляет собой ни много, ни мало – конец культуры.

Затем на трибуну поднялся патриарх правозащитной деятельности ( как его представил г-н Никифоров) академик Игорь Шафаревич. Он выразил сожаление, что правозащитное движение, начало которого было связано, в том числе, и с защитой религиозных свобод, сегодня противопоставляет себя Церкви. "Раньше мне казалось, -вспомнил академик, - что либерализм и христианство совместимы. Но нынешнее поколение смотрит на это по другому: либерализм агрессивен по отношению к христианству, а идеология либерализма и прав человека несут на себе отпечаток отказа от христианских ценностей". По мнению академика, безудержный либерализм, секуляризация и безрелигиозность поразили и современный Запад, в том числе и Америку. И. Шафаревич высказал мнение, что либерализм, с его культом безудержной свободы, это тоже, своего рода, современная религия, и где-то даже, религиозная секта, отличающаяся замкнутостью и элитарностью.
Академик при этом вспомнил одного из отцов французского Просвещения, Вольтера, когда-то сказавшего: "Мы не претендуем на просвещение булочников и молочников - это дело апостолов…" Шафаревич закончил выступление выводом, что сегодня только восточнохристианская (православная) традиция может быть единственной альтернативой безрелигиозному либерализму.

Тезис о противостоянии "правозащитной" идеологии прозвучал так же в последовавших выступлениях председателя "Фонда единства православных народов" Валерия Алексеева, председателя Союза "Христианское возрождение" Владимира Осипова и председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Попова.

Последний, кстати, отметил, что сегодня во многих законопроектах, имеющихся в парламенте страны, активно проводится идея отказа от религиозного образования и воспитания, а также от признания особой роли традиционных религий.

Некоторым диссонансом с общим тоном мероприятия прозвучало выступление председателя Комиссии по правам человека при президенте РФ Эллы Памфиловой. Она начала с того, что напомнила, что в США если, президент, действующий или потенциальный, объявит о том, что он неверующий – его ждет неминуемая политическая смерть, и, наверное, нынешняя безрелигиозность Америки сильно преувеличена. А в целом, по мнению, г-жи Панфиловой, не следует рисовать все нынешнее правозащитное движение одной единственной краской. В нем есть радикалы, настроенные постоянно критически ко всему, и ориентирующиеся исключительно на помощь Запада, и есть представители, с которыми можно и нужно конструктивно работать. Элла Памфилова считает, что сегодня в стране, особенно в регионах, формируется правозащитное движение нового типа. По ее мнению, у Церкви и новых правозащитников есть общие интересы, например, борьба с тоталитарными сектами. А столь огульное отношение к правозащитному движению как исключительно антитезе религиозного и духовного мировоззрения может привести к введению нового единомыслия в России.

Далее начались очень короткие из-за недостатка времени выступления и замечания. Так иеромонах Макарий из Нижнего Новгорода заметил, что, вообще-то, единомыслие – наша цель, но только если она достигается свободно, а не путем администрирования. Пресс-секретарь Союза православных граждан (СПГ) Кирилл Фролов поведал собравшимся, что сегодня единственная по настоящему действенная правозащитная организация - это СПГ, занимающийся защитой прав человека в их традиционном понимании. В заключении о. Всеволод Чаплин поблагодарил всех выступающих и слушателей и заметил, что эта дискуссия должна быть продолжена.

Валерий Емельянов,
для Портала–Credo.Ru


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]