Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
16-01-2004 19:25
 
РЕПОРТАЖ: Алексей Белов. Много ли в Евразии Язычества? В московском Центре Карнеги прошел семинар "Современные языческие религии Евразии: крайности глобализма и антиглобализма"

  Главный докладчик семинара, прошедшего 14 января в рамках проекта московского Центра Карнеги "Этничность и нациестроительство", Анастасия Струкова, сотрудник проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России", представила слушателям в виде доклада результаты полевых и академических работ, проведённых ею самой и её коллегами по проекту, и одновременно - рабочий вариант статьи, готовящейся к публикации.

Первым тезисом доклада стало "сохранение и развитие язычества как парадокс для глобализма". Поскольку основополагающим принципом в идеологии и практике язычества является сохранение Рода, язычник - прежде всего человек Рода; сам факт наличия, а тем более возрождения, развития и распространения язычества парадоксален для вся и всё обезличивающей и уравнивающей глобализации.

Можно выделить две основных позиции в современном язычестве: радикальный антиглобализм - фашизм, европейские "новые правые" и т.п., который всё более уходит в прошлое, и радикальный глобализм, к которому можно отнести течение Викка, одинизм (Европа), и, разумеется, New Age-варианты языческих культов.

Полностью антиглобалистскими докладчица считает консервативную революцию 20-30 годов ХХ века, с которой были связаны многие языческие движения того времени, но это, по ее мнению, для языческого движения уже полностью отработанный вариант. Глобалистской версией язычества можно счесть движения, возникшие на волне контркультурного бума 60-х годов. На данный момент глобалистский вариант язычества можно считать ведущим.

Однозначно либеральными следует признать американские и японские языческие культы, и Северная Европа и Скандинавия близки к подобному выбору. Восточная Европа и Россия пока не определились в своей позиции по отношению к процессу глобализации.

Другими, не менее важными, атрибутами язычества являются традиция и пантеизм, говорится далее в докладе Струковой. Для язычника свойственно непротивление естественному порядку вещей, ключевыми понятиями являются единение, гармония, в славянском язычестве - Лад. Благодаря этому важному фактору можно говорить о принципиальной несочетаемости язычества с антиглобализмом.

Процесс либеральной трансформации в ХХ веке затронул и вопрос Рода в язычестве.
Если в начале века в языческих культах преобладал биологический подход, или принцип чистоты крови/расы, на что в немалой степени повлияли ариософские идеи, то сейчас язычники отходят от этого. Доминирующим подходом становится социоэтнический. Главной ценностью провозглашается народ, нация, род. Языческие организации становятся всё более доступными и открытыми, так же, как и сам доступ внутрь них. Кровное родство теперь уже не играет существенной роли, более важным является самоопределение и личный выбор, а также субъективные критерии морально-нравственного порядка.

Современные язычники, как правило, не проживают в родовых общинах, не занимаются совместным ведением хозяйства и воспитанием детей, ведут современный образ жизни.

Исключение составляют община Доброслава, поселение язычников под Можайском и некоторые другие примеры. Появляется новая категория язычников - язычники-одиночки.

Одной из всё более часто встречающихся особенностей русского язычества является русский эсхатологизм.

На примере московской общины "Купава" можно говорить о популярности в языческой среде представлений о едином человечестве, общности мировоззрения, духовных поисков.

В связи с этим можно провести и параллели с буддизмом, феномен которого в контексте глобализации обсуждался на одном из прошлых семинаров в центре Карнеги.

Можно сказать и о достаточно виртуальной на первый взгляд, но, тем не менее, реально существующей в языческой среде конфронтации по принципу деления на традиционных верующих, для которых язычество - вера предков, и неофитов, пришедших к этому выбору в результате личного духовного поиска.

В этой связи, выделяются два уровня бытования язычества: традиционно-патриархальное, сохраняющее непрерывность традиции, идущей из глубокой древности, и современное городское, неофитское.

Непрерывная патриархальная традиция сохранилась в таких районах, как Алтай, Поволжье, Удмуртия, Марий Эл. Но и здесь существует городское неофитское язычество, которое находится в сложных взаимоотношнениях с традиционным. Ярким проявлением трений между тем и другим могут служить постоянные факты разоблачения шаманов-самозванцев со стороны представителей патриархальной деревенской традиции.

В настоящее время позиции язычников по отношению к христианству далеко не так радикальны. В частности, можно услышать такие заявления, как "нельзя занимать по отношению к христианству позицию однозначного отвержения", "возможен диалог с христианством" и пр.

В процентном соотношении меньшинство (около 10 %) российских язычников являются либералами-западниками, от 20 до 25 % - радикальными националистами, 40-50 % - консерваторами-традиционалистами.

Для современного язычества характерно увеличение числа контактов между различными языческими общинами, и общинами и организациями разных стран. Лучший тому пример - Япония, где под эгидой организации "Синто" взаимодействует большое количество различных языческих организаций разных стран. В России такие контакты наиболее многочисленны в Поволжье (между финно-уграми и славянами) и на Алтае (во многом благодаря рерихианскому движению). На Алтае находят общий язык между собой славянские язычники, североамериканские индейцы и алтайские бурханисты.

Либерализация язычества затронула прежде всего сферы быта, семейных отношений и морали. "Так, язычество начала ХХ века - агрессивный мужской культ, направленный против женской эмансипации. Сегодня эта ситуация стремительно меняется", - заявила докладчица.

По окончании ее выступления последовало несколько реплик присутствующих.

Александр Асов, известный языческий писатель, прославившийся своим переводом и пропагандой книги Велеса, истинность которой является своеобразным камнем преткновения для язычников и сочувствующих, на семинаре представлял нижегородскую языческую общину. Продемонстрировав собравшимся очередное, теперь уже чешское издание своего перевода "Книги Велеса", он рассказал об "огромнейших", по его выражению, проблемах общины. Проблемы эти связаны, прежде всего, с недостатком информационных ресурсов и, как следствие, неадекватной либо не соответствующей действительности информации о язычниках и язычестве, и полным отсутствием государственной поддержки и традиции академического изучения язычества, "давно существующей на Западе". Асов также отметил, что "для славянской традиции характерен вечевой подход - это и есть наша, а не западная либеральная традиция".

Были приведены примеры других конфессий, не учтённых докладчиком, по всем или большинству определений могущих быть отнесёнными в категорию язычества. Из трёх основных отличий, а именно род, традиция и пантеизм, в иудаизме, к примеру, отсутствует пантеизм, зато очень ярко выражены две другие составляющие: традиция и принцип рода.

(Можно даже заявить, что иудаизм - консервативный этнический культ.
А индуизму присущи все три характеристики. В индуизме силён культ почитания предков, более того, несмотря на большое количество разнообразных индуистских и неоиндуистских миссионерских организаций, ортодоксальный индуизм гласит, что индуистом нельзя стать, им можно только родиться. В данный момент в Индии у власти "Бхаратия Джаната Парти", известная своим умеренным национализмом. В отличие от язычества, понимание и ценность традиции в индуизме очень сильна. Пантеизм (конечно, в более метафизически совершенной, и теологически зрелой, кстати, форме манифестационизма) также присущ индуизму. Является ли он язычеством?.
. - А.Б.).

Исламовед Александр Игнатенко рассказал о появляющихся и набирающих силу тенденциях возврата к древним местным этно-национальным религиозным истокам в традиционно мусульманских странах, таких, как Египет и Бенин.

Представители этих движений апеллируют к национальному самосознанию народа, опираясь на исторические факты, а именно на то, что арабы-мусульмане – ни кто иные, как захватчики и колонизаторы.

Другими докладчиками были приведены примеры малого хаджа к тюркским святыням, организующегося движением тенгрианцев в Татарстане.

Одним из спорных вопросов стал сам термин "язычество", являющийся проблемным и с точки зрения самих язычников. С этим согласилась и докладчик, и большинство присутствующих. Всё большую популярность в качестве альтернативной идентификации, и в первую очередь - самоидентификации феномена, приобретает термин "родноверие", или "родная вера", причём не только в среде русского язычества, как справедливо отметил Александр Асов. Однако, в связи с отсутствием общепризнанной альтернативы, приходится пользоваться устаревшим и неадекватным "богословским", по выражению А. Асова, термином.

Закончил семинар ведущий Алексей Малашенко. По его мнению, "у язычества есть неплохие шансы на существование в будущем. Я вижу, - сказал он, - по крайней мере одну причину для этого: когда противостояние мировых религий и глобализма придёт в свою окончательную стадию, достигнув пика своего развития, именно тогда язычество может оказаться хорошей альтернативой и тому, и другому".

Алексей Белов 


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]