Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
03-10-2017 12:36
 
МОНИТОРИНГ СМИ: Церковь в духе Рериха. Церковь Сошествия Святого Духа, состоящая из элементов пирамиды, пагоды и русского шатра, построенная художником-мистиком, возрождается в Смоленской области

Неподалеку от Смоленска, в деревне Фленово, идет реставрация храма Сошествия Святого Духа, напрямую связанного с творчеством великого русского художника и оригинального религиозного мыслителя Николая Рериха. В наше время отношение к богоискательству и философскому наследию Рериха весьма неоднозначно. Сторонник духовного синтеза христианства и мистических традиций Востока, он подвергается критике со стороны представителей ортодоксального православия. В последнее время неприятности преследуют Музей Рерихов в Москве. Однако в смоленской глубинке взялись за возрождение одного из самых противоречивых и вместе с тем отнюдь не самого известного произведения рериховского таланта.

История храма такова. В 1894 году Фленово, обладавшее на тот момент статусом хутора, было куплено княгиней Марией Тенишевой. Вместе с мужем она открыла там сельскохозяйственную школу. Позднее аристократка решила построить во Фленово церковь для духовных нужд учебного заведения. В 1900 году состоялась закладка храма, который первоначально был посвящен Преображению Господню. Проект постройки разрабатывала сама княгиня вместе с художником, архитектором Сергеем Малютиным и археологом, фотографом Иваном Барщевским. Тенишева не собиралась возводить церковь в традиционном стиле. Ей хотелось чего-то нового. Стадия проектирования здания проходила в спорах и дискуссиях, на которых Тенишева заявляла, что постройка должна совмещать разные архитектурные формы. В результате строительство затягивалось.

В 1903 году Мария познакомилась с Николаем Рерихом, с которым быстро подружилась. Общаясь с ней, художник узнал о том, что она создает деревенскую церковь в своем имении. Ему понравились творческие задумки аристократки, ее креативное мышление и перфекционизм.

В 1905 году наконец-то завершилось строительство церкви. Княжне удалось воплотить свои идеи. При взгляде на строение казалось, что оно соединяет в себе пирамиду, пагоду и русский шатер. Теперь необходимо было выбрать художника для росписи внутреннего убранства храма. В 1908 году она просит Рериха выполнить роспись церкви, и тот с радостью соглашается.

Занимаясь художественным декорированием, Рерих находил время для общения со своей заказчицей на разные духовные темы. В ходе бесед у них возникла мысль поменять посвящение церкви. «Мы решили назвать этот храм Храмом Духа. Причем центральное место в нем должно было занимать изображение Матери Мира», – писал впоследствии Рерих. В 1911 году он приступил к росписи алтарной части, создаваемая им композиция «Царица Небесная на берегу Реки Жизни» должна была отличаться размахом и грандиозностью. Допустимо предполагать, что в образе Богоматери художник воплощал Матерь Мира, ведь Рерих хотел отвести для нее центральное место. «Матерь Мира стоит во главе Великой иерархии света нашей планеты. Матерь общая Владыкам не символ, но Великое Явление Женского Начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды. Та, которая учила и рукоположила их на подвиг» (из книги Николая Рериха «Семь великих тайн космоса»). Существует версия, что художник видел во фленовской церкви храм грядущей религии, которую (по его мнению) предсказывали великие пророки прошлого.

Княгиня знала о философских взглядах и убеждениях Рериха, приглашая его расписывать церковь, вероятно, она была согласна с идеями мистика. «Обращаясь к широкому пониманию религиозных основ, можно считать, что Мария Клавдиевна и в этом отвечала без предрассудков и суеверий запросам ближайшего будущего», – писал художник. Тенишева одобряла храмовую роспись, осуществляемую им. «Только с ним, если Господь приведет, доделаю Храм. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда», – писала впоследствии аристократка. После того как мистик создал композицию «Царица Небесная на берегу Реки жизни», княгиня решила, что в храме должен быть низкий иконостас, чтобы будущие прихожане могли хорошо видеть Матерь Мира.

Постройку Тенишевой называют то храмом Сошествия Святого Духа, то просто храмом Святого Духа. Второе именование более правильное. Имеются сведения, что аристократка и художник хотели посвятить церковь не эпизоду Сошествия из книги «Деяния апостолов», а самому Святому Духу. «Храм достроится во имя Духа Святого. Дух Святой – сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие… Какая задача для художника! Какое большое поле для воображения! Сколько можно приложить к Духову храму творчества!» – писала Тенишева.

Помимо росписи Рерих делал эскизы «Спаса Нерукотворного», по которым художник Владимир Фролов в 1912 году создал над входом храма мозаичное изображение. Есть разные мнения относительно того, изображен ли канонический Христос или мистик под видом священного для христиан образа воплощал что-то другое, как в случае с фреской «Царица Небесная на берегу Реки жизни». В религиозном учении Николая Константиновича и его жены Елены Рерих, которое они начали активно распространять в 1920-е годы, традиционный образ основателя христианства воспринимается критично. «Изъятие Иисуса Христа из жизни человечества, умаление Его жизненного подвига и страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от «первородного» греха и всех последующих, нанесли огромный вред пониманию смысла Его Учения», – писала Елена Рерих. Для Рерихов Иисус был одним из Великих Учителей. «Восстание Люцифера дало миру Христа. Это восстание дало и других Великих Учителей до Христа и после Него. Длинен список самоотверженных жизней этих Высочайших Духов, боровшихся с темною силой. Все великие сыны Света прибыли на нашу планету с более высоких миров», – считала Елена Рерих. В связи с этим возникает предположение, что, делая эскизы «Спаса Нерукотворного», ее муж изобразил «Великого Учителя», а не канонического Христа.

Православная церковь не освящала этот храм. Имеются две версии, почему это произошло. Согласно одной, духовенство не согласилось совершить обряд из-за храмовых изображений Рериха и низкого иконостаса. Согласно другой, началась Первая мировая война, и Рерих не успел доделать все росписи. «Именно в храме прозвучала весть о войне. И дальнейшие планы замерли, чтобы уже более не довершиться», – сообщал впоследствии художник.

После революции княгиня уехала из России, тем самым спасла себя от участи наблюдать, что станет с ее храмом, который по распоряжению советских властей стали использовать в качестве хранилища зерна.

Настенная роспись начала постепенно осыпаться еще до революции из-за сырости. В советское время процесс разрушения ускорился, поскольку фрески никто не пытался оберегать и создавать условия для их защиты. Со временем композиция полностью погибла. Мозаике над входом повезло больше, она сохранилась. В 1984 году сын Николая Рериха Святослав пробовал добиваться проведения реставрации. Он считал, что утраченные фрески можно воссоздать по фотографиям и эскизам. Однако его прошения не были выполнены. Вскоре само здание стало приходить в упадок, поскольку не проводились качественные ремонтные работы. Со временем возникла угроза обрушения постройки.

В 2016 году началась активная реставрационная деятельность. Спасение памятника осуществлялось на деньги, выделенные Министерством культуры. Специалисты восстановили здание и его элементы – фундамент, крышу, кладки стен и пр. Благодаря проведенной работе церковь перестала находиться в аварийном состоянии. В этом году реставраторы занялись мозаикой. Однако не ясно, что будет со стенописью. На воссоздание фресок еще не выделялись финансы. Вероятно, это связано с тем, что пока не решен вопрос о будущей принадлежности здания – станет ли оно музеем или постройку ждут освящение и превращение в действующий храм РПЦ?

Однако если здание передадут РПЦ, то вряд ли стоит ожидать восстановление росписей Рериха. Духовенство не захочет видеть в алтарной части Матерь Мира. К тому же после освящения здания там появится традиционный иконостас, за которым не будет видно фреску, если ее все-таки отреставрируют.   

Леонид Макшанов,

"НГ-РЕЛИГИИ", сентябрь 2017 г.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


© Портал-Credo.Ru, 2002-2017. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]