Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
14-06-2004 17:42
 
Владимир Андерсен. Christ-online. Образ Христа в современном Интернете

Фраза "у каждого свой Иисус" уже давно стала "общим местом", и нельзя сказать, чтобы это было совсем уж неверно. Пожалуй, одна из самых главных особенностей психологии человека – в том, что мы можем, смотря на одно и то же, видеть разные или, подчас, вообще совершенно противоположные вещи. Интернет – чуть ли ни идеальное место для того, кто хочет ознакомиться с альтернативными точками зрения на проблему, которая его волнует. Вопросы веры – не исключение. Другое дело, насколько репрезентативной окажется выборка, которая попадется нам на глаза.

Конечно, свобода размещать в Интернете любые материалы иногда приводит к оказиям: так, в результате поиска мы можем получить – одну за другой - страницы с такими названиями: "Был ли Иисус Богом?", а за ней "Был ли Иисус геем?", "Был ли Иисус самоубийцей?", "А был ли Иисус евреем?".

Феномен Христа в культуре уникален как раз тем, что на все эти вопросы современное человечество может ответить как "да", так и "нет". Разумеется, значение того, что нам говорят историки о личности Иисуса, сложно переоценить. Но образ Христа в коллективном сознании (и бессознательном) настолько далек от исторического Иисуса из Назарета, что даже самый непререкаемый исторический факт не сможет серьезно изменить наши представления о Христе. Феномен "Чёрного Христа" доказывает, что образ, символ Иисуса является отчасти некоей prima materia, которая может меняться в зависимости от сознания, в котором она мыслится.

Пожалуй, именно в виртуальном пространстве на первый план выходят недогматические, неожиданные точки зрения на природу Христа. Так, в огромном количестве обществ Европы и Америки Иисус мыслится как Христос-обыватель, некое сверхъестественное, но всё же бытовое явление. Если угодно, к Христу в Америке можно придти своими ногами или, скажем, доехать на велосипеде. Такой, посюсторонний Христос предстает нам потрясающе реальным и близким, как в стикере, который мексиканские водители приклеивают на бампер своей машины: "Jesus es mi copiloto" - "Вместе со мной машину ведет Иисус". Нечто вроде икон святых, которые часто приходится видеть в маршрутных такси у нас в России.

Тема вождения почему-то особенно близка такому восприятию Иисуса. Целый англоязычный сайт, посвящает свои страницы вопросу, какую бы марку машины водил Иисус, живи Он в наши дни. Выясняя, что автомобили джип-класса вредны для экологии, создатели сайта уверяют нас в том, что Иисус водил бы небольшую машину-малолитражку, с минимумом потребляемого топлива, а то и электромобиль, чтобы свести к нулю ущерб, наносимый окружающей среде.

"Вопрос "А как бы поступил Иисус?" является блестящим рекламным трюком. Это звучит заманчиво, просто, доступно. <…> Именно поэтому спекуляции о гипотетической мотивации Иисуса привлекают ряд доморощенных экспертов, которые, по всей видимости, знают лучше других, что именно стал бы думать, делать, или, наоборот, не делать Иисус в тех или иных обстоятельствах. Я уверен, что кто-то уже додумался до "А стал бы Иисус носить кроссовки фирмы "Nike"?" или "Какой канал телевидения стал бы Он смотреть?", - пишет в своей очаровательной статье "А как бы поступил Иисус?" Сай Фрумкин.

Точно по такому же принципу Христос может восприниматься и, например, как эталон телесного здоровья: неплохой образ для "возвращения к природе". Так, вышедшая летом 2003 года книга д-ра Дона Колберта "Что бы ел Иисус?" моментально стала бестселлером, а на основе рекомендаций этой книги в Северной Каролине проводятся проповеди-семинары о здоровом питании. Хотя самого Христа в отделе рецептов диет немного, а основное количество запретов и рекомендаций основывается на законах Моисея, тем не менее, пастор Дж. Малкмус, глава программы, считает, что следование диете, "исторически причащенной" Христу, само по себе является актом восхваления Бога, создавшего благую пищу. Моисеевы законы выполняются последователями Малкмуса на редкость строго.

Образ Христа эксплуатируется в Интернете не только в рекламных целях, но, например, и для создания дружественного развлекательного интерфейса для обучения. Как правило, эти ресурсы рассчитаны на детскую аудиторию и выполнены в легкой для визуального восприятия форме. Например, на этой странице нам предлагаются комиксы, иллюстрирующие евангельские сюжеты, подписанные на современный лад. Одна из картинок  показывает пьяницу, прильнувшего к бутылке, и улыбающегося Иисуса, стоящего рядом. Подпись к картинке гласит: "Иисус умеет превращать воду в вино, но и вино в воду тоже".

Не совсем понятно назначение ресурса "Одень Иисуса". Нечто вроде зарубежной версии старой настольной игры "Одень Машу", в которой роль Маши исполняет распятый (!) Иисус. Висящего на кресте Христа можно нарядить в костюм хиппи, в изящный голубой фрак и даже в бальное платье, не говоря уже о костюмах популярных киногероев вроде Человека-Паука. Над крестом можно повесить таблички с разными надписями: "Иисус Назорей Царь Иудейский", "Повиси-ка тут, детка", "Слава Богу, я спасен!"

Этическая оценка ресурсов такого толка вызывает большие затруднения. То ли создатели сайтов настолько невинны, что не замечают ничего предосудительного в размещении подобных картинок и материалов, то ли настолько циничны, что хотят шокировать аудиторию такой визуальной спекуляцией на образе Христа. Так или иначе, несомненно, что этические запреты на изображение Иисуса в неподобающей форме в Интернете не действуют. И хотя сайты вроде http://www.jesusdressup.com/ наверняка получают должную порцию hate mail, можно констатировать, что чувствительность общества к образу Христа и христианства в целом несколько притупляется.

Поэтому неудивительно, что во многом противоречивый фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы" в последнее время вызвал гигантский всплеск интереса к личности Христа. Современный человек привыкает мыслить Иисуса как что-то сусальное, неживое, как скульптуру, застывший рекламный образ. Тогда как в фильме Гибсона Иисус вдруг оказывается живым, страдающим – и потому необыкновенно близким нам.

Пожалуй, феномен успеха "Страстей Христовых" заключается именно в эксплуатации этого образа. Христос Мела Гибсона потрясающе человечен, и главный акцент фильма сделан именно на плоти Иисуса – на тех муках, которые приходится испытывать Его телу. Когда смотришь "Страсти", то ощущаешь какой-то поистине животный страх – боязнь того, что это же может случиться и с тобой. Крамольная мысль: ты не переживаешь за Джеймса Кэвизела, не боишься за кинематографического Иисуса – ты боишься за себя! Исключительно.

Именно "Страсти" продолжают провоцировать огромное количество разговоров о Христе в Интернете. Редкое сообщение на религиозном форуме обходится теперь без упоминания фильма Гибсона. А посты в Живом Журнале постоянно противоречат один другому. Один автор считает, что фильм "был создан для людей увлекающихся садомазохизмом, на протяжении всего фильма идет такая жескатура, что иногда даже передергивает". Другой – что главное в фильме – это "понимание, что это не руки Гибсона заколачивают гвозди в руки Спасителя — а твои руки. И что это не Каиафа желал смерти Иисуса — а ты. И что это не Иуда предал Христа за тридцать сребреников — а ты. И не Понтий Пилат, прокуратор Иудейский, умыл руки и отдал невиновного на распятие, чтобы сделать угодное народу — а ты". Кто-то считает "Страсти Христовы" "дешёвым фильмом", кто-то – безусловным шедевром.

Но главное в "Страстях", на мой взгляд, не видеоряд и не место в мировом кинематографе, а то, что фильм смог изменить коллективное сознание людей, заставил их увидеть не только красивый образ с иконы, но и то, что пришлось сделать для того, чтобы этот образ мог существовать. Религия не рождается просто так. И в фильме Мела Гибсона мы можем видеть цену, которую Человеку пришлось заплатить ради человечества. Ради нас, живущих сейчас.

Говоря об отношении к Христу, мне ни в коем случае не хочется говорить о "правильности" одного способа восприятия Иисуса и "неправильности" другого. Тем более, не хочется упрекать кого-то в приземленности религиозного мышления или в диффамации символа Христа. Вера водителя – именно вера! – вешающего внутри машины надпись "Иисус со мной", заслуживает уважения, по крайней мере, за её искренность и какую-то внутреннюю благодать…


© Портал-Credo.Ru, 2002-2017. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]