Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
16-03-2004 23:43
 
Ольга Брилева. Парад Святого Патрика бывает раз в году.

Во время очередного православно-католического спора на Курайнике с православной стороны проскочила жуткая информация о католическом модернизме: как-то раз в католическом храме пели ужасную песню про то, как "Христос плясал по Галлилее..., с ним плясали апостолы..., и мы пляшем с ними". Я, на свою беду, эту ужасную песню знала. Это Lord of the Dance, старинная ирландская песня, написанная никак не позже 1848 года, когда она впервые появляется в сборниках. А 1848 год - это год великого голода в Ирландии, и то, что на этом фоне появляется такая вот песня - очень много об ирландцах говорит. Ирландское благочестие никогда не было чем-то бесхребетным и беззубым; пожалуй, никакой другой народ не понял и не принял "христианство как вызов" сильней, чем ирландцы. Начиная со времен Генриха VIII быть католиком в Ирландии означало - быть бунтовщиком. Во время голода, который произошел по причине поражения картофеля вирусом, британское правительство легко могло спасти людей - тот миллион их, что умер, и тот миллион, что уехал. Но условием получения помощи было принятие протестантизма. Тех, кто делал это, соседи называли "soupers", "супниками". И вот в это время появляется такая песня. Назвать ее неблагочестивой - все равно, что назвать неблагочестивым само мученичество. Народ, который танцевал в то время, как его тщательно распинали, имеет право петь песню о Христе от первого лица и говорить о Творении и Искуплении как о божественном танце.

Согласно одной из благочестивых легенд о Св. Патрике, Господь за его стойкость в борении с искушениями и демонами во время Великого Поста обещал ему, что Ирландия пребудет христианской страной до самого конца мира, пока не уйдет под воду. Пока что нет оснований усомниться в правдивости этой легенды.

Ирландских патриотов в Москве, Питере и Киеве проживает как бы не больше, чем в Ирландии. Чем объясняется такая страстная любовь к Ирландии в частности и кельтам вообще объяснить трудно, но можно. Ирландцы - хороший пример того, как можно быть патриотом и верующим - но без имперской истерики. Ирландия - маленькая страна, и патриотический пафос в ней носит антиимперский характер, поэтому ее героика привлекает людей, которым хочется любить родину, но при этом их тошнит от всего имперского. Она учит людей патриотизму "местечковому", патриотизму "малой родины": своего города, дома, двора, семейного и дружеского круга. Среди моих знакомых, серьезно увлекающихся кельтикой, фолком и ирландскими танцами, я не знаю людей, которые говорят о России (Украине, Беларуси - словом, о месте, где они живут) "эта страна" с таким характерным придыханием. Они могут ругаться по поводу всего происходящего здесь весьма эмоционально, но они никогда не дистанцируются от этого. Они учатся, как ирландцы, любить свою родину и слабой, и больной.

Характерно, что отечественое великодержавие не приемлет таких праздников, как парад в честь Дня св. Патрика на наших просторах. В тот час, когда население нашей великой страны изнемогает, понимаешь, под бременем Великого Поста, эти люди нахально празднуют. Нехороший праздник, подозрительный. И тот, кто его празднует, тоже подозрительный человек, не наш. "Католицкий держит крест и постами мясо ест". Хотя святой Патрик совершил свою миссию задолго до Великой Схизмы, был прославлен как святой неразделенной Церкви и вполне может почитаться православными в качестве православного же святителя.

Но нет. Праздник и тех, кто его празднует, принято ругать - за коммерциализацию (несравнимую, правда, с коммерциализацией Дня св. Валентина), секуляризацию и чуть ли не паганизацию населения.

Часть этих обвинения справедлива - да, для многих участников День св. Патрика - это не столько день памяти святителя Ирландии, сколько повод выпить пива или виски, попеть песни и пройтись маршем по улицам столицы, пугая и потешая цивильный народ килтами и волынками. Но, господа, не в наших ли все руках? То есть, можно признать, что не в наших и отдать праздник полностью на откуп католикам и неоязычникам (и пусть первые обращают вторых, чтобы их потом с чистой совестью можно было обвинить в прозелитизме). Можно продолжать игнорировать опыт святителя по отношению к окружающему язычеству. Одна из легенд о св. Патрике гласит, что святой, проповедуя Христа королю Лоэгайрэ, воскресил языческих героев древности и те приняли крещение и умерли снова, чтобы отправиться в рай. В каком-то смысле она совершенно правдива: эти герои живы в легендах благодаря наследникам св. Патрика, монахам, заботливо собиравшим и переписывавшим старинные саги в своих скрипториях. Вот еще одна черта, характерная для раннего христианства и нехарактерная для сегодняшних взбалмошных времен: стремление "крестить" языческое прошлое, а не открещиваться от него. То есть, понять, принять и осмыслить через призму христианства, как учили Григорий Богослов, Василий Великий и... ну да, Патрик Ирландский.

Интерес молодежи к кельтике, в том числе и к кельтскому язычеству, нельзя ни игнорировать, ни истребить. Остается идти к новым язычникам так, как св. Патрик шел к древним. Парень, ты учишься драться на мечах, шьешь себе килт и восторгаешься Кухулином? А ты знаешь, ирландцы верят, что Кухулин встал из могилы, чтобы принять крещение. Он встал из могилы, парень. А что сделал ты?

Но, кроме интереса к язычеству, просто ролевыми играм и исторической реконструкции (которые, надо заметить, не преобладают среди кельтолюбов), есть еще и просто интерес к истории, культуре и особенно - музыке. Причем, полным-полно людей, которые не только слушают кельтский фолк, но и сами его исполняют. Есть хорошие переводы ирландских народных песен - особенно выделяются на общем фоне переводы Александра Карпова, погибшего во время теракта на спектакле "Норд-Ост", Шона О’Брайена, Павла Осипова и автора, пожелавшего остаться неизвестным. Есть многочисленные подражания. Есть группы, исполняющие музыку на гэльском, бретонском и английском, есть и те, кто в этой манере исполняет и русские, и украинские песни. То есть даже не язычество, а просто светская культура. Ее-то зачем предавать анафеме?

Опыт св. Патрика, точнее, одно из его свидетельств, очень красноречиво говорит не только о евангелизации, но о ре-евангелизаци, об обращении формальных христиан. Вот, что св. Патрик пишет в своей "Исповеди": "В неспокойствии моего скорбного ума я открыл своему близкому другу то, что совершил в один из дней, - или нет, в один из часов, - моей юности, когда я не был еще укреплен против греха. Бог знает - я не знаю, кажется, мне тогда было пятнадцать, и я не верил еще в живого Бога, как не верил в Него с младенчества, но оставался в смерти и неверии, пока не был сурово исправлен и поистине приведен к смирению каждодневным голодом и наготой". То есть святой, выросший в христианском доме и воспитанный в христианском духе, говорит, что не верил в Бога, пока его не угнали в плен в Ирландию, где он, постоянно голодный, отягощенный работой и униженный раб, открыл для себя веру, молитву и пережил крещение Святым Духом. Нам нужно обращаться, нам, христианам, нужно обращаться снова и снова, и если для многих, кто выйдет на улицу 21 марта, это будет просто поводом хорошо провести время - то значит, наша, христиан, в том вина. Человек имеет право на веселье, на песню, на танец, на пиво наконец (тем более, что в Православной Церкви воскресенье исключается из числа постных дней!). Но, чтобы он веселился, ел и пил "во славу Божию", по слову Апостола, нельзя заведомо объявлять такое веселье мерзостью. Потому что ведь до смешного доходит - называть день памяти святого языческим праздником из-за того, что в толпу затесалось энное количество язычников.

А еще эти ребята напоминают английских чиновников, которые, искореняя и выхолащивая во времена оны национальную культуру Ирландии, запрещали носить национальные костюмы, национальные фамилии (их требовалось переделывать на английский лад) и - ну да, праздновать День святого Патрика.

Эй, Пэдди - слышал новость, от которой дрожь в ногах?
Трилистник больше не растет в садах и на лугах!
И День святого Патрика отныне запрещен,
И цвет его носить нельзя - таков теперь закон.

 И, кстати, по тем же самым соображениям - это-де подрывает государственные устои. Однако же сама история показала бессмысленность такого рода мероприятий. Ирландия "прописалась" на просторах СНГ (в то время как много русских "прописано" в Ирландии!), в День святого Патрика многие русские по паспорту с ирландской душой будут танцевать. Вопрос только один: будет ли Богом их танца Иисус Христос или нет.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]