Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
24-07-2017 19:11
 
Гора опять родила мышь: тотальное разочарование православной блогосферы в проекте катехизиса РПЦ МП, который надо читать только “из-за политики”

Новый катехизис РПЦ МП вызвал в сети обсуждения, по оживленности близкие к обсуждению половых отношений во время Великого поста.

Диакон Андрей Белоус написал: "Пожелания к Катехизису? Выгнать из Библейско-Богословской тов. Малера или не привлекать его ни к чему серьезному. Потому как чувство такое, что писал "Катехизис" кто-то типа Люльки и прочей тусовки сысоевцев. Если это не он... Распустить общецерковную докторантуру, ПСТГУ, МДА, СпбДА, РПУ и т.д., членам комиссии съесть свои дипломы и удостоверения и уйти с административной и преподавательской работы до окончания какого-нибудь богословского факультета Афинского университета. И, разумеется, никакой теологии в светских ВУЗах в ближайшие лет 40. Потому что это - сочинение заочника-троечника за второй класс МДС".

Публицист и политолог Александр Морозов, имеющий весьма широкий круг читателей, вывел обсуждение за уровень внутриРПЦшного дискурса: "Для внутренней жизни Церкви - это большое событие: после пяти лет подготовки опубликован проект нового Катехизиса РПЦ. Им будут пользоваться каждый день и на всех приходах. Поскольку эта книга является простым и - по своему жанру - понятным каждому члену Церкви руководством по всем вопросам, с которыми он может столкнуться. Работали над ним умные люди. Страницы 262-342 охватывают все вопросы "политической философии" РПЦ. 
Как бы не относиться к современному положению РПЦ в государстве, надо понимать, что Катехизис - это плод усилий лучшей гуманитарной команды в Патриархии и что позиции, изложенные в нем, важны для всех, поскольку Патриархия теперь - активный политический игрок. Поэтому - надо читать"
.

Затем подлил масла в огонь: "Скорее, скорее пусть редакционная группа нового Катехизиса вычеркнет из главы про биоэтику положение о необходимости согласовывать график секса в семье с духовником. И так уже мало жить осталось, а тут еще эти "согласования"...".

Не осталась в стороне от темы и Ксения Лученко: "Прочитала первые несколько страниц, потом ещё сколько-то по диагнонали. Вернулась к предисловию, чтобы свериться, правильно ли я помню, зачем существуют катехизисы. Выяснилось, что правильно: "для верующих Русской Православной Церкви, а также для готовящихся вступить в нее через таинство Крещения". 
То есть, на вопрос "для кого это всё???", возникающий на первом же абзаце, ответ - для широкой современной (!) аудитории. 
Тогда следующий вопрос: что же это за Бог, о котором современному человеку надо говорить таким карикатурным бюрократическим языком? Бесконечные "является", нанизывание падежей, нескончаемые причастные обороты. И всё это периодически сползает то в стиль учебника по философии, то провинциальной газеты, как бы авторы спохватываются, что люди не понимают, и начинают с ними сюсюкать. 
Я помню времена патриарха Алексия, когда всякие "преклоним колени сердца" вызывали у нас смешки, но это была "византийщина", - большой стиль, как теперь выясняется. Было хоть ощущение какого-то специального церковного архаизированного языка, а теперь тотальный новояз постсоветской бюрократии. Сплошные "агрегаты" с комическим эффектом. 
И это когда уже созданы все форматы, инструменты и технологии для того, чтобы говорить с реальным читателем, с человеком, просто о сложном, объяснять и убеждать. Сделали бы церковный "Арзамас" вместо устаревшей до издания книжки - какой был бы прорыв, аж католиков бы опередили. А на его основе уже хоть книжки делай, хоть кино снимай, адаптируй хоть для молодёжи, хоть для пенсионеров, хоть для котиков"
.

Игумен Петр Мещеринов так высказал свою позицию: "Пролистал вчера появившийся проект Катехизиса. Зацепило про Св. Писание — что это-де "часть Предания"... хотя само понятие "Предания" оформилось на Тридентском (католическом, прошу заметить) соборе, и это вовсе не то "предание", которым нам постоянно тычут в цитате Василия Великого. Во времена Василия Великого никому бы и в голову не пришло так уничижать Писание. А про "богослужение суточного круга"... про "подготовку к причастию"... откуда всё это, на чём основано, почему это так, а не иначе, что за "святые отцы", какой в этом вообще смысл? — читаешь, как вату жуёшь. Чего-то даже дёрнулся написать — где-то там отзывы призывают оставлять. Но почитал сегодня комментарии в ленте... нет, не буду ничего писать. Неохота на это тратить время и силы. Я лучше катехизисы Шпенера и Терстегена почитаю, вон, стоят на полке уже несколько лет, ждут своей очереди. Те хоть настоящие катехизисы".

Александр Морозов подытожил дискуссии: "Вот люди пишут: почему "Основы социальной концепции РПЦ" (документ, принятый на Соборе в 2000 году) целиком всадили в проект нового Катехизиса, ведь сами эти "Основы" - глубоко секулярный, казенный и малохристианский документ? Никому он никогда не нравился, пользы от него было мало, профессиональное философское сообщество обсуждало его даже меньше, чем какие-то статьи Суркова о будущем России.
Но эти люди не совсем правы. Дело в том, что "Основы социальной концепции" оказались в своем роде пророческим документом, поскольку в дальнейшем на то понимание государства, права, общества, народа, которое в нем содержится, плавно перешел весь госаппарат - от министров культуры и образования - до председателя Конституционного суда (см. последнюю статью В.Зорькина о естественном праве). В известном смысле этот документ является неформальным Манифестом всего "военно-исторического общества", которое ныне управляет Россией"
.

Андрей Нефедоров,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


© Портал-Credo.Ru, 2002-2017. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]