Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
06-12-2006 11:58
 
"НГ-РЕЛИГИИ": Конец пасторали. Священник на селе остается один на один с агрессивной реальностью

В ночь с 1 на 2 декабря в деревне Прямухино Тверской области в доме священника Андрея Николаева произошел пожар. В огне погибли сам священник и его семья. Московский Патриархат призвал правоохранительные органы приложить все усилия для расследования причин пожара. Известно, что в последнее время Андрею Николаеву, настоятелю местной Троицкой церкви, приходилось с ружьем в руках защищать церковную утварь и иконы от односельчан-алкоголиков.

Священник в городе и священник в деревне – персонажи, вписанные в совершенно разные социальные контексты. Город – это чувство защищенности, тесная связь с епархией, стабильная и высокая зарплата, внимание СМИ. Город – это нередко и общественное реноме, даже шанс мелькнуть на светских раутах. Село – иная, опасная реальность. Священник не встраивается в сельскую жизнь, он ее организует подчас буквально с нуля. Он не персонаж пасторали, как это часто представляется в СМИ. Это человек, оставленный один на один с хаосом, люмпенизацией и деградацией – сухим остатком распада системы коллективного хозяйства.

"Именно сельскому духовенству доверена важная миссия вдохнуть новую жизнь в угасающую, разрушенную почти до основания русскую деревню", – заявил представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Прокопенко. Схожим образом в Латинской Америке образованный священнослужитель становится организующим звеном сельской общины, совмещая совершение богослужений с врачебной практикой, обучением крестьян грамоте и основам агрономии. Его враги – это латифундист, наркобарон, партизан. Для последнего священник – конкурент в борьбе за умы.

Россия – не Латинская Америка. Там священник – естественная фигура в культурном пространстве деревни. Здесь, после 70 лет маргинализации Церкви, пастырь для села скорее миссионер, "чужак". Он сознательно окунается в хаос, причем вовсе не пассивный, а агрессивный. У него куда больше шансов стать изгоем, пришедшим в село со своими "ненужными" порядками, чем "любимым батюшкой". Вечно пьяный мужик, выносящий иконы из Церкви, – лишь одна из неприглядных картинок этой реальности.

Кадровый кризис в Русской Православной Церкви в первую очередь затрагивает именно деревню. Многие выпускники православных семинарий не горят желанием принимать духовный сан, опасаясь попасть в село по распределению. Куда удобнее, например, преподавать "Основы православной культуры" в школах. Их не привлекает роль "жнеца, швеца и на дуде игреца" в сельской общине, требующая от исполнителя колоссального терпения, недюжинных педагогических способностей и личной смелости. А образ священника с ружьем на пороге храма отпугивает напрочь.

Обстоятельства смерти и служения Андрея Николаева в селе Прямухино – не только объект милицейского расследования, но и повод для более глубокой рефлексии. Речь в конце концов идет не просто о невозможности Церкви осуществлять свое "общественно-полезное служение". И даже не о том, что подвижников в России днем с огнем не сыщешь. Речь идет об элементарной незащищенности человека перед лицом агрессивной реальности. Разбирательство и наказание виновных в конкретном преступлении здесь неизбежно превратятся в полумеру.

Станислав Минин,
"НГ-РЕЛИГИИ"

6 декабря 2006 г. 


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]