Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
11-08-2006 12:15
 
"ИЗВЕСТИЯ": Живее всех живых - не Ленин, а лама Итигэлов. Спустя 75 лет после похорон из земли извлекли его абсолютно неповрежденное тело, пребывавшее в позе лотоса

Очередь начиналась еще за воротами дацана. Несколько тысяч человек под палящим солнцем стояли, чтобы попасть в главный храм. Дело было 29 июля, в один из 6 великих буддийских праздников, во время которых верующие могут увидеть нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова и поклониться ему. Он возглавлял российских буддистов с 1911 по 1917 год. Потом сложил с себя полномочия, а в 1927-м ушел из жизни. Согласно завещанию Итигэлова, в 2002 году саркофаг с его телом был вскрыт. А накануне эксгумации одному из лам Иволгинского дацана были видения о нетленном теле Итигэлова, который при жизни прославился своими духовными трудами, а также умел ходить по воде и мгновенно перемещаться. Все это зафиксировано в документах, которые собирает директор института Итигэлова - его племянница Янжима Васильева. Спустя 75 лет после похорон из земли извлекли абсолютно неповрежденное тело, пребывавшее в позе лотоса.

Когда Итигэлова откопали, дацан приобрел два мощных холодильника, но выяснилось, что тело прекрасно обходится без них. Теперь в одной из не подключенных в розетку камер и сидит Итигэлов, которого можно рассмотреть во всех деталях через стеклянную дверь. Голова без всяких признаков тлена чуть наклонена вперед, глаза плотно зажмурены. В руках у него шелковые ленты, концы которых пропущены наружу. К ним и прикладываются верующие. Сидящие в центре храма ламы служат молебен.

- Анализ крови не делали, но медики провели спектральный анализ. Так вот: по состоянию белка тело ламы практически не отличается от нашего. Четыре раза в год Итигэлова переодевают по сезону. Его суставы вполне подвижны, - рассказала мне Янжима Васильева. А в самом дацане ламы мне поведали: тело теплое, а иногда даже потеет. Когда атмосфера в храме накаляется. Причем не только от жары, но и в моменты важнейших событий. Известно три вида сохранения останков - мумификация, торфяное дубление и жировоск. Но это не подходит к состоянию тела Итигэлова. Научное объяснение феномена пока не найдено. Скорее всего его следует искать совсем в другой сфере.

Нынешний глава российских буддистов хамбо-лама Дамба Аюшеев на мой вопрос, жив или мертв Итигэлов, сказал: - Никто не возьмет на себя смелость сказать, в чем заключается феномен хамбо-ламы Итигэлова. Все нормальные буддисты об этом думают, но при этом хорошо понимают: путь Итигэлова для нас недоступен. Он другой человек, у него своя карма, своя жизнь. Хамбо-лама Итигэлов - маяк для нас. Его тело, подобно вечно горящей лампадке, притягивает нас, когда мы бываем близки к пониманию философии. Основа буддизма - связь противоположностей. Почему вы услышали про Итигэлова, если он ни одного слова не сказал? Он молчал и сейчас молчит. Почему вы приехали, он же вас не звал? Тысячи людей ходят тут незваными. Почему не могут его забыть?

Самовольно фотографировать или снимать на видео Итигэлова запрещено. И лучше не пробовать - целее будете. Однажды человек сделал это и продал фотографии - доподлинно известно, что нарушитель поплатился за это целым букетом болезней и семейными проблемами.

Люди же, выходившие из храма, говорили, что из них вышло что-то нехорошее, а на душе стало спокойнее. Янжима Васильева уверяет, что чудес и случаев исцеления среди посетителей так много, что даже фиксировать их уже перестали.

Но один факт имеет вполне материальное подтверждение. Хамбо-лама Дамба Аюшеев рассказал, что железный капиталист Анатолий Чубайс в 2003 году побывал в дацане и, увидев тело Итигэлова, решил за счет средств РАО "ЕЭС" освободить монастырь на два года от платы за электричество. Разве не чудо? Настоятель дацана Дагба-лама сообщил "Известиям", что до сих пор вопрос о плате за электроэнергию перед монастырем не стоит. Хотя, напомню, сам Итигэлов электричеством не пользуется...

* * *

Преподобный и нетленный Александр Свирский


Не проводя аналогий, следует отметить, что Русская православная церковь хранит необычные мощи святого преподобного Александра Свирского. Он скончался 30 августа 1533 года. Впервые его мощи были обретены в 1641 году, а после революции изъяты из Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря (Ленинградская область).

В 1998 году после длительных поисков в архивах они были обнаружены в музее Военно-медицинской академии. Во время идентификации ученые обратили внимание, что у преподобного "кожа весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком". Медики, принимавшие участие в обследовании, пришли к выводу, что "состояние плоти прп. Александра - его святых мощей находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма". Особенно поражало нетление лица святого. То, что у обычного человека подвергается тлению в первую очередь, - мягкие ткани губ, носа и ушей - все не тронуто тлением.

После экспертизы мощи были переданы Церкви, и сразу же были зафиксированы факты мироточения. Было замечено, что интенсивность мироточения меняется в зависимости от того, кто служит, как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими людьми. Мироточение и благоухание были настолько сильными, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой, и три пчелы даже попали в чашу с причастием - их пришлось спасать. Само миро потоками стекало по ступням преподобного, покрывая их при высыхании очередным блестящим маслянистым слоем. Миро стекает с верхнерасположенной ноги на нижнюю, при этом сама нижняя нога тоже обильно мироточит.

* * *

От чего могут вылечить тибетские лекари


Гунга-лама преподает буддийскую философию в институте при Иволгинском дацане. А еще он лекарь. Тибетскую медицину, которая в нашей стране проходит по разряду народного целительства, Гунга-лама изучал три года. Во время приема пациентов он не только изучает результаты ранее проведенных в официальных клиниках анализов, но может и сам продиагностировать - по пульсу, глазам и ушам. Утверждает, что не раз бывало: обнаруженную тибетским лекарем болезнь официальные медики находили через год-два. Но при этом Гунга-лама сразу говорит: тибетская медицина вовсе не всесильна. В дацане не делают полостных операций, не занимаются переломами.

СПИД, инфекционные, венерические и аллергические заболевания лечению поддаются плохо, и с ними лучше обращаться к официальным врачам. - Очень хорошо лечатся болезни внутренних органов, например, заболевания почек, сердечно-сосудистые заболевания. После инфаркта можем помочь в зарубцевании, - рассказывает Гунга-лама.

Еще, по его словам, тибетская медицина неплохо справляется с мужским простатитом, импотенцией, а также женским бесплодием. Лекарь утверждает, что из 10 обратившихся женщин 5-6 излечиваются. Тибетская медицина может помочь и при гормональных нарушениях, и при спаечных процессах. Онкологические заболевания полностью излечить удается крайне редко, чаще получается продлить больному жизнь на несколько лет.

У каждого тибетского лекаря есть 50-60 постоянных составов лекарств, в которые входят не только травы, но и многие компоненты животного и минерального происхождения. В сложных случаях лекарства готовятся по индивидуальному рецепту. По словам Гунга-ламы, 80% сырья закупается в Китае, а 20% собирают в Бурятии.

В России тибетской медицине обучают только в двух институтах - в Иволгинском и Агинском дацанах. Чтобы распознать самозванцев и шарлатанов, Гунга-лама рекомендует спрашивать у тибетских врачей в крупных городах соответствующие дипломы. Коли возникли сомнения в подлинности документов - обратитесь в один из двух названных дацанов: там обязательно проверят, учился ли у них такой лекарь и может ли он практиковать. По словам Гунга-ламы, дацаны могут проверить и достоверность дипломов, выданных некоторыми иностранными буддийскими учебными заведениями.

Иволгинский дацан - это шесть храмов и здание оранжереи, в которой растет священное дерево Бодхи. Отросток его был привезен в Бурятию в 1970 году. Именно под сенью этого дерева Будда Шакьямуни достиг просветления. Дерево высотой метра два - особая разновидность фикуса, по-научному ficus religiosus. Живут ламы вместе с 4-5 студентами открытого при дацане в 1991 году института в небольших деревенских домиках - очень скромно.

Есть мясо российским буддистам не воспрещается, что ламы объясняют простой житейской истиной: зимой под Улан-Удэ минус 40 градусов, на одних овощах не продержаться.

- Ламам можно жениться, если не был принят обет безбрачия. Человек берет такой обет для себя, - подчеркивает хамбо-лама Аюшеев, - чтобы иметь определенную внутреннюю свободу от многих житейских обязанностей. Чтобы посвятить свою жизнь Учению. Сегодня число таких молодых людей увеличивается, и нас это радует.

* * *

Гороскоп зомбирует граждан?


Полный курс обучения буддийской философии рассчитан на 16 лет. После первых пяти можно начать заниматься астрологией. Без знания философии невозможно понять, для чего вообще нужен гороскоп, в каких случаях с ним надо сверяться. Причем сами ламы заявляют, что гороскопом не пользуются. Объясняют это тем, что жить становится неинтересно.

Глава российских буддистов хамбо-лама Аюшеев сказал мне: "Я сам себе гороскоп не составлял. Если человек делает для себя гороскоп, он становится зомбированным. А это - удел слабых людей".

А через 15 минут добавил: "Мы без гороскопа не можем. Похороны любого человека зависят только от астролога. У нас человека не обязательно хоронят на третий день. Могут и через два дня, и через три, четыре или пять. Это определяют астрологи. Без них никто не женится - они называют день сватовства и свадьбы. Кстати, каждую неделю у буддистов есть день, опасный для жизни - в зависимости от года рождения". Даже день посещения парикмахерской определяет астролог.

Вот такая связь противоречий, которую простым смертным не понять. Втолковать мне сей парадокс хамбо-лама попытался так: знание астрологических предрасположенностей - это проявление бдительности, а не зависимости.

Аюр-лама, астролог Иволгинского дацана, себе гороскоп не составляет. У него такое объяснение: - Ламе он не нужен. Лама идет вперед без страха. И должен принимать превратности судьбы. Если известно, что у человека могут быть неприятности, лама должен помочь. Для этого есть специальные обряды. Астрологический прогноз нельзя считать чем-то неизбежным.

- А вы неприятностей не опасаетесь?
- На мою жизнь звезды не влияют. Когда человек идет по духовному пути, его карма меняется. У меня несколько раз менялись линии на ладонях.
- А можно ли идти по духовному пути без специальных обрядов?
- Можно, но очень трудно.

По словам Аюр-ламы, астрология позволяет предсказать день смерти человека, только ему эту дату никогда не назовут. Ведь такое знание принесет только душевные муки. А задача ламы - избавлять человека от страданий: "Порой вредно знать будущее - человек начинает думать о плохой ситуации, тем самым притягивая ее. Лама же должен уберечь человека от неправильных шагов и помочь принять трудности с легкостью".

Астрологические прогнозы на всю жизнь, как правило, не составляют. Даже составление карты на год требует месяца работы. Обычно в дацан приходят с более конкретными вопросами: покупка-продажа квартиры или машины, смена работы или заключение брака. В последнем случае партнеров проверяют на астрологическую несовместимость. Но если она выявляется, люди сами принимают решение. Бывает, такая проблема возникает у пар, проживших вместе много лет. Тогда ламы проводят специальный обряд и в семье воцаряется согласие. Обряд надо повторять раз в три месяца, а иногда ежемесячно. По ситуации.

К гороскопам, публикуемым в газетах, в дацане относятся осторожно. - Кто эти астрологи? Знают ли они буддийскую философию? Нет, мы к этим гороскопам не прислушиваемся, - замечает хамбо-лама Аюшеев.

* * *

"Сдал стариков в приют - гореть тебе в аду"


Ответы на вечные вопросы от хамбо-ламы Аюшеева для "Известий":

- Счастья нет. В океане страдания нет ни одного счастливого человека. - Карма - это долг. Судьба - это долг. Судьбу можно поменять, если отдашь все долги. Отцу и матери - за то, что дали возможность жить в этом теле; земле, где ты жил, дышал воздухом, ел из этой земли; тем близким, которые помогали при жизни; той школе, где получал образование. Всегда будешь должен той стране, где вырос, народу, где родился. Учение говорит: если сдал отца и мать в дом престарелых, будешь гореть в аду. Если скажешь, что никому не должен, - ты уже давно не буддист.

"ИЗВЕСТИЯ"
11 августа 2006 г.
Фото: www.infpol.ru


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]