Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
13-04-2006 11:28
 
"ВСЕРОССИЙСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОНГРЕСС": Военизированная духовность и национальная правозащита

 Общеизвестно, что Русская Православная Церковь, как все остальные религиозные организации, часть общества. Представляясь достаточно обособленной по конфессиональному признаку, РПЦ имеет и использует право на участие во всех общественных процессах. Однако, у самого общества представления о том очень приблизительны и во многом мифологизированы. Поэтому то, что реально происходило на спешно созванном заседании Священного Синода РПЦ 11 апреля в Москве, несомненно, представляет и общественный интерес.

Первое в 2006 году заседание Священного Синода началось в московской резиденции Патриарха с обсуждения общих вопросов - встреч, заявлений, акций и прочих инициатив, предпринятых РПЦ с начала года. Сообщения по таким вопросам, в случаях, когда они касаются исключительно внутрицерковной жизни, как правило автоматически одобряются Синодом, что наблюдалось и на этот раз. Так, например, по рапорту митрополита Минского и Слуцкого Филарета в составе Витебской епархии РПЦ появился новый викарий - епископ Друцкий Петр (Карпусюк). Кроме того, были утверждены кадровые перемещения в структурах РПЦ по представлениям митрополитов Крутицкого и Коломенского Ювеналия и Смоленского и Калининградского Кирилла во вверенних им подчинениях, одобрена активная научно-издательская и просветительская деятельность Церковно-научного центра "Православная Энциклопедия". Само собой, не нуждалось в особом обсуждении предложение Святейшего Патриарха о внесении изменений в "Положение о наградах Русской Православной Церкви". В результате, Синод единодушно постановил вручать церковные ордена первых степеней святого благоверного князя Даниила Московского, преподобного Сергия Радонежского и святой равноапостольной княгини Ольги "на ленте", к чему добавлять и "знак ордена, на котором изображена монограмма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, лента и грамота".

Однако, рассматривались на заседении Священного Синода и вопросы, которые относятся к участию церкви во вполне светских общественных и даже государственных процессах, то есть, вопросы, касающиеся не только церкви, но и остальной части общества. Это, например, "суждение", которое имели члены Синода "об инициативах по восстановлению института штатного военного духовенства Российской армии".
Как известно, РПЦ, наряду с Министерством обороны является одним из инициаторов обсуждения проекта закона о военном священстве, созданного в обход действующей Конституции Главной военной прокуратурой РФ. В последнее время, вероятно, уразумев неуместность перспективы такого нововведения, как священники в погонах, ряд крупных российских политиков и должностных лиц, в числе которых и министр обороны Сергей Иванов, выступили против этой инициативы. Поянтно, что присутствию священнослужителей в армии и без странного закона ничто не мешало и не будет мешать. Поэтому принятие решения по этому вопросу Синодом сначала можно было трактовать двояко. Оно гласило: "1. Выразить позицию Русской Православной Церкви в специальном заявлении Священного Синода. 2. Призвать епархиальных Преосвященных к активизации работы по духовно-нравственному окормлению военнослужащих, в координации с Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями".

Таким образом, вопрос о том, будет ли РПЦ и далее лоббировать присвоение священникам военных званий, полностью зависел от содержания будущего заявления. Оно не замедлило появиться, и гласило, что Священный Синод РПЦ призывает "государство, общество и все традиционные религии России совместными усилиями воссоздать институт военного духовенства", объясняя это тем, что военнослужащие "исполняя высокое служение Родине, ... не должны лишаться права на полноценную религиозную жизнь". Правда, объяснить, каким образом полноценность религиозной жизни может напрямую зависеть от присвоения священнику воинского звания, осталось архиереями не расшифрованным.

Второй вопрос, также напрямую относящийся к общественным интересам, вне какой-либо зависимости от того, религиозны люди или нет, касался оценки результатов Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), который проходил с 4 по 6 апреля текущего года. После краткого сообщения об этом главы названного Собора, Святейшего Патриарха Алексия II, члены Синода порешили "выразить удовлетворение в связи с проведением в Москве X Юбилейного Всемирного Русского Народного Собора", одобрить все его итоговые документы и "поручить соответствующей рабочей группе ВРНС разработать проект документа, излагающего православный взгляд на права и достоинство человека". Из этого нетрудно сделать вывод, что Священный Синод безоговорочно поддержал позицию православных национал-патриотов ВРНС, красноречиво сформулированную в тексте "Декларации о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора" и хорошо прокомментированную предварительным выступлением митрополита Кирилла (Гундяева). Трудно предположить, чтобы большинство членов Священного Синода не понимало всей курьезности этого документа. Но тогда возникает вопрос: зачем же создавать еще одну рабочую группу из тех же лиц, если авторы Декларации ни за какие коврижки не поступятся ни одним из ее положений, включая недоразумение с "самобытной русской цивилизацией"? Чтобы придти к тому же результату, но теперь с официальной поддержкой РПЦ?

Сегодня, при воспоминаниях о некоторых бесспорно содержательных заседаниях Священного Синода РПЦ прежних лет, невольно всплывает в памяти и практика заседаний былого Политбюро ЦК. Еще в начале 70-х годов прошлого века они представляли собой реально работавший высший партийно-коллегиальный орган, но к середине 80-х выполняли лишь функцию заседаний, посвященных нуждам генерального секретаря. Хотя решения принимались на самом деле уже негласно, по согласованию с отдельными влиятельными фигурами спецслужб и в соответствии с сиюминутными нуждами всей "системы".

Впрочем, это лишь ассоциации, тогда как некоторые детали нынешнего заседания Священного Синода свидетельствуют о преобладании у его состава завидного трезвомыслия. Ведь, не сочли же нужным высшие иерархи Русской Православной Церкви даже рассматривать вопрос о подготовке равноценной замены оскандалившемуся главе Латвийской Православной Церкви митрополиту Александру, и не стали определять викарием его "келейную симпатию" - игумена Александра (Матренина). И это не смотря на то, что келейника очередного "голубого владыки" энергично проталкивала одна из влиятельнейших фигур в нынешней РПЦ.
В результате, сверхсрочность Синода, о созыве которого, в отличие от других таких мероприятий было сообщено лишь накануне, может найти довольно простое объяснение. А именно: острая необходимость придать больший вес альтернативе правозащитного движению в России при помощи введения на "голубом глазу" сугубо "православной теории о правах человека". И не менее срочная нужда в поддержке пошатнувшегося проекта закона о военном священстве, что в серьезной мере соответствует церковным интересам по усилению клерикального влияния на светское общество.

Правда, если первое вполне могло бы вызвать симпатию со стороны высших эшелонов светской власти, то в отношении второго, по всей вероятности, в них может возникнуть довольно серьезная оппозиция.

Михаил Ситников
"Всероссийский гражданский конгресс"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]