Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
26-11-2004 15:35
 
"ASIA NEWS": Арафат и Католическая Церковь - взаимоотношения, которые никогда так и не стали реальностью

После ухода Арафата множество вопросов в отношениях между палестинским руководством и Католической Церковью остаются открытыми, несмотря на базовое соглашение, существующее между Святым Престолом и палестинской администрацией, бывшее, пожалуй, в юридическом отношении наилучшим из тех,что были подписаны на предмет христианского присутствия в Палестине.

Из приблизительно 2, 5 миллионов арабов, проживающих на территории Палестинской автономии, приблизительно 40 000 - христиане. И эти христиане живут в условиях постоянной дискриминации. Очень часто собственность христиан (дома, земли) оказывается конфискованной мусульманами-палестинцами, и при этом власти автономии предпочитают сохранять полное безразличие.  Христиане в Бейт-ле-Хеи (Вифлееме), Бет-Сахуре, Бейт-Джале и секторе Газа стали жертвами физического насилия, их религия подверглась унижениям, их не только вынуждают уважать мусульманскую религиозную практику, но также целовать Коран и определять себя как мусульман под угрозой насилия.

В то же время церковные лидеры региона, в том числе и латинско-католический Патриарх Мишель Саббах, давали Арафату знать о далеко не единичных случаях дискриминации христиан на территориях автономии, но эти сообщения не имели никакого практического эффекта...

Невыполненных обещаний со стороны лидера Палестины по отношению к христианам множество. С первых дней палестинской автономии Ясир Арафат провозгласил себя сторонником создания секулярного и демократического государства, и эта секулярность является лучшей гарантией для Церквей и христиан на ближнем Востоке.

В последние годы, однако, под влиянием продолжающегося арабо-израильского конфликта отношение к этой самой секулярности стало неоднозначным. Проект будущей палестинской конституции выглядит не особенно сосредоточенным на сохранении секулярности и плюрализма и, очевидно, дрейфует в исламистском направлении. Реально этот законопроект не только определяет связь Палестины с арабским миром, что вполне естественно с точки зрения исторического и географического положения, но также и с исламскими государствами. При этом церковные комментаторы-обозреватели не перестают утверждать, что секулярное государство несовместимо с тесными связями с исламским миром.

Отношения между Палестинской автономией и Католической Церковью основываются на базовом соглашении, подписанном 15 февраля 2000 года Святым Престолом и Организацией Освобождения Палестины от имени Палестинской Национальной автономии. Именно этот договор, который обрел силу сразу после подписания, содержит основные принципы, которые регулируют отношения между Католической Церковью и государством и, более того, провозглашают уважение свободы совести и религиозного исповедания одновременно с равенством граждан вне зависимости от их религиозных взглядов.

Статья 4-ая соглашения с Ватиканом своим содержанием имеет уважение и поддержку юридического статуса международно признанных Святых мест. Этот принцип формулируется в международной практике как статус-кво, то есть замораживание положения, существовавшего на определенный момент времени.

Положения этой статьи касаются и церкви Рождества в Вифлееме, по отношению к которой тоже должен соблюдаться статус-кво. Но этот вопрос по-прежнему остается открытым.

Очень красноречив инцидент, имевший место два года назад. Монахи греко- православного монастыря взяли и закрыли на замок церкви Рождества в Вифлееме, сделав, таким образом, невозможной в ней литургию для католиков и армянских христиан. А ведь именно право на ключи от этой базилики и право свободно осуществлять в ней богослужения являются частью того же стаус-кво и частью содержания статьи 4 вышеупомянутого базового соглашения.

После месяцев бесплодных разговоров с греческой Православной Церковью (Иерусалимского патриархата) Католическая Церковь официально обратилась к лидеру автономии Арафату 12 апреля 2003 года с письмом, в котором потребовала вмешательства в историю с навешенным замком. В этом послании содержались ссылки на базовое соглашение и на статью 4. Тогдашний францисканский кустодий в Святой земле отец Батистелли направил письмо, в котором обосновал необходимость личной встречи с Аратом и папскими представителями. Арафат назначил комиссию, которая должна была разобраться в проблеме. Комиссия в результате разобралась в вопросе и посчитала необходимым обязать православный греческий патриархат вернуть ключи от храма в Вифлееме, но правительство палестинской автономии по-прежнему затягивает вопрос о возвращении ключей.

Вот почему возможное новое палестинское правительство должно предпринять неотложные меры по поддержанию доверия к себе самой. Это испытание на доверие к этому правительству. Само существование церкви на святой земле в значительной степени зависит от сохранения статус-кво и позиции руководства палестинской автономии. И еще - поддерживание статус-кво христианских святынь не должно зависеть напрямую от оккупации или иных форм вооруженного конфликта.

Именно факты насилия против христиан и международные гарантии по Святым местам и являются двумя фундаментальными индикаторами перспективы создания независимого палестинского государства. Так, например, выступая на исламско-христианской встрече в Рамалле в августе минувшего года, латинский Патриарх Саббах говорил: "Нужны скорые и решительные действия как противодействие попыткам тех, кто хочет использовать ситуацию для того, чтобы создавать дальнейшие препятствия для жизни людей на этой земле". "Главная проблема в том, - заключил Патриарх Саббах, - что посторонние наблюдатели почему-то приходят к выводу о том, что власти Палестины неспособны защитить права своих граждан и таким образом не заслуживают того, чтобы считать себя полноценным государством".

Бернардо Червеллера

Ноябрь 2004 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2017. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]