Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
12-06-2004 15:12
 
"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Между ангелом и бесом. Музей современного искусства Зураба Церетели представил свой взгляд на вечное

Сегодня в Музее на Петровке открывается выставка молодых художников "Между". Каждый из экспонатов представляет какое-то пограничное состояние: между жизнью и смертью, между адом и раем, между добром и злом. В итоге сам музей и даже семья Зураба Церетели превратились в "пограничную зону" актуального искусства.

На предыдущей подобной выставке Школы современного искусства, которая работает при церетелиевском Музее, смотрительницы отказались сидеть в залах. Экспозиция была посвящена сексу, и даже при том, что на ней не было ни одного порнографического экспоната, а просто "эротично" снятые музейные объекты, она оскорбила вкус служительниц. Нельзя сказать, что ожидания завсегдатаев современных салонов полностью оправдались: выставка "Между" иногда напоминает арт-КВН – кто остроумней ответит на заданную тему. Но главный ее итог заключен даже не в представленных объектах, а в том, что воспитанники академий и солидных художественных заведений, наконец, смогли отвести душу не на "вечном", а на актуальном искусстве.

В узком музейном коридоре с одной стороны идет вереница почти одинаковых фотопортетов девушки, которая является представительницей "Службы размещения Рая" (у девушки недоверчивый взгляд), на другой стене – девушка из "Службы размещения Ада" (она мила, открыта и гостеприимна). Пройдя между ними, зритель натыкается на красочный художественный тест "Узнай свой грех" и заодно наблюдает на мониторах за зародышем в материнском чреве (инсталляция воспроизводит УЗИ в женской консультации). Из этой же серии рядом – городские ангелы и часы с капельницами.

Тема, заданная кураторами – состояние "между", – аукнулась в остротах по поводу загробного мира (начинающему художнику не пристало всерьез думать о смерти). Впрочем, словечко "между" очень удачно описывает позицию современного художника. Этот словно зависает между чистым искусством и концептуальным трюком (карикатурой). Здесь, с одной стороны, повторение картины Караваджо "Пир в Эммаусе" с Христом и апостолами, с другой – та же самая картина, но вместо апостола перед Христом руки разводит... Владимир Путин. В отдельном зале представлен типичный для реалистического художника сюжет – живописец на пленэре (Александр Погоржельский). Только вместо типичного академического пленэра (речка, деревца, травка) перед художником вырастает гриб ядерного взрыва. А вот художник Сергей Ерков усадил своих Адама и Еву на тротуар в виде опустившихся фриков и заставил зрителя наблюдать на экране ноги прохожих (будто зритель вместе с библейскими прародителями рода человеческого устроили пикник на обочине).

Кстати сказать, положение зрителя на этой выставке также можно описать как "состояние между". Посетителя пытаются поставить в тупик и запутать: "Не значит ли какая-то картина больше, чем она означает"? Вот невероятной красоты пейзаж или даже экзотическая бабочка. А на поверку оказывается не что иное, как эффектно снятая капуста.

Но, пожалуй, самым шокирующим и неожиданным для зрителя (смотрительницы явно будут довольны) окажется зоофилическое видео с похотливой мартышкой. Неожиданность в том, что сделал его вовсе не эпатажный Олег Кулик. Здесь и понимаешь всю опасность состояния "между": автор ролика, рассчитанного на бурный скандал, – сын академика, классика, хозяина музея Василий Церетели.

Сергей Соловьев

"Новые известия", 10 июня 2004


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]