Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
27-05-2004 18:15
 
"РУССКИЙ КУРЬЕР": Кто сказал "кряшены"? Нет теперь такого народа

Они носят русские имена и фамилии, но читают "Отче наш" по-татарски. Ну... или почти по-татарски. Татарские националы называют их предателями и изменниками нации. А они говорят, что никого не предавали. Просто они - другой народ, и они хотят им остаться.

Еще в августе прошлого года Межрегиональный союз национально-культурных объединений кряшен обратился к президенту России и Патриарху Алексию II с просьбой помочь выделить кряшен в отдельную нацию, напомнив, что кряшены добиваются этого статуса уже четыре года.

Об ответе президента России кряшенам до сих пор ничего неизвестно. Зато последовала быстрая реакция руководства Татарстана: глава республики Минтимер Шаймиев заявил, что "вероисповедание не влияет на национальность", поэтому проблема кряшен является искусственной. Татарстанские чиновники немедленно взяли под козырек: при сборе данных национальность "кряшен" была под различными предлогами проигнорирована. А в ходе Всероссийской переписи населения 2002 года "кряшена-ми назвали себя только 24,7 тысячи человек". Таковы официальные результаты. Однако еще совсем недавно, по данным Института этнологии и антропологии РАН, в России насчитывалось 300-320 тысяч кряшен.

"Сколько людей себя определили кряшенами, столько мы и записали. Мы не могли ни убавлять, ни прибавлять",

- заявил по итогам переписи заместитель главы Госкомстата Сергей Колесников. И тут же пояснил: "Как считают ученые Института этнологии и антропологии РАН, в частности, его директор Валерий Тишков, кряшены являются субэтнической группой татар, но теперь они получили в национальном составе населения Российской Федерации свою отдельную строчку".

Однако сразу же после этого заявления один из руководителей Института этнологии сообщил Интерфасу, что в Госкомстат трижды направлялись письма за подписью Валерия Тишкова с предложением признать кряшен отдельным народом. "В этой связи,

- сказал представитель института, - нас привело в сильное недоумение и непоследовательное поведение нашего директора и то, что Госкомстат в итоге принял такое решение"...

Ни один из высших татарстанских чиновников не захотел комментировать этот парадокс. При упоминании темы беседы все ссылались на досадную нехватку времени и срочные дела. Впрочем, компетентный источник в руководстве Татарстана все же подтвердил, что "до переписи проблема кряшен действительно была, но теперь, кажется, потеряла актуальность".

Кто же такие кряшены и отчего их так боятся татарстанские власти?

Для начала немного истории.

С IX - X веков значительная часть булгар (которых большинство современных татар считает своими предками) стала исповедовать ислам. Однако население региона постоянно испытывало и влияние христианства. Существование в Среднем Поволжье общин тюрок-христиан давно известно историкам. Часто упоминается случай о противостоянии в городе Булгар мусульманской и христианской общин в 1230 году. Активным проповедником христианства среди горожан был тогда некий Авраамий. Его проповеди приводили в ярость мусульман, и однажды они расправились с земляком-кяфиром.

Булгарские христиане подчинялись тогда Владимирской епархии. По причине хороших торговых отношений между Владимиром и Булгаром инцидент быстро замяли. Авраамий был зачислен в мученики.

После завоевания Казани Иваном Грозным (1552 г.) и присоединения Волго-Камского региона к России в крае стало активно насаждаться христианство. Делалось это достаточно жестко. И ненависть к землякам, исповедовавшим одну и ту же религию с захватчиками, а также к новокрещенным татарам усиливалась.

Сельские общинники кряшены и новокрещенные татары, не зная русского языка и резко сократив общение с мусульманами, вели закрытый и крайне замкнутый образ жизни. Например, все так же пользовались арабской графикой. В культурном отношении они были ограничены рамками своей общины, традициями, основанными на симбиозе тюркских и финно-угорских обычаев. Возможно, поэтому у кряшен до сих пор сохранились некоторые древние языческие обряды.

До 1926 года на территории современного Татарстана кряшены имели около 100 национальных школ и собственные храмы. Потом началась сталинская национальная политика - кряшены были причислены к татарам по "принципу схожести языков". Самобытный этнос просто "растворили" среди татар, а о проблеме было приказано не вспоминать.

- Шокор Ата-га, Ул-га, Святый Тын-га...

Так по-кряшенски звучит "Во имя Отца, Сына и Святого Духа". В Казани есть единственный храм во имя Чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери, настоятель которого отец Павел проводит службы на родном языке. В праздники здесь бывает столько народу, что для крестного знамения трудно поднять руку.

Храм был возвращен в 1996 году. Руководство Казанской епархии решило, что для богослужений на кряшенском языке необходима своя церковь, и сразу передало полуразрушенное здание кряшенскому приходу. Как рассказал отец Павел, прежними хозяевами храм был превращен в сарай. Но его поразило другое. Кто-то старательно выколол глаза святым на старинных изображениях.

Официальные татарстанские "идеологи" твердят: кряшены - это предатели, изменившие своему народу, или же насильно крещенные Иваном Грозным татары.

- Это чепуха! Кряшены вообще никогда не были мусульманами, - возражает Алексей Шабалин, президент Межрегионального союза кряшен. -Мы приняли христианство еще до крещения Руси, и наши предки были язычниками.

210 тысяч кряшен живут в Татарстане, но не имеют ни своих школ, ни своих храмов. Точнее имеют... один храм на 30 тысяч человек. Лидеры кряшенского движения в Татарии запуганы и стараются не общаться с прессой. По сообщениям независимых информационных агентств, в ходе переписи на кряшен оказывалось прямое давление. Например, в Менделеевском районе Татарстана кряшен заставляли записываться татарами под угрозой отключения газа в домах и увольнения с работы. В Лениногорском районе при заполнении анкет давали вместо ручек обычные карандаши. Известны случаи физической расправы...

Обо всем этом еще год назад заявил на конференции председатель исполкома республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана Виталий Абрамов. С тех пор мало что изменилось. "Мы живем хорошо, - говорит, немного смущаясь, лидер общественной организации народности кряшен Казани Геннадий Макаров. - У нас есть свои этнокультурные права, есть свои национальные центры. Да и президент к нам относится хорошо...". Однако в конце он не выдерживает и тихо добавляет: "Но было бы приятно, если бы в паспорте мы значились как кряшены".

На проблему кряшен одно время обратили внимание российские правозащитники. В октябре прошлого года председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила агентству Интерфакс, что "каждый человек волен сам определять свою национальность". Говоря о нежелании властей Татарстана признать кряшен отдельным народом, госпожа Алексеева обвинила руководство республики в попытке сделать политическую ставку на национальную карту. "Если кряшен запишут кряшенами, то получится, что татары не составляют в Татарстане большинство", - пояснила она.

"Абсолютно незаконным" назвала отказ в предоставлении кряшенам статуса отдельного народа и председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. Она напомнила, что, "согласно ст.26 Конституции РФ, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть к этому принужден". Руководитель программы "Дискриминация по этническому признаку" правозащитного центра "Мемориал" Александр Осипов указал на международные обязательства России, которые призывают ее уважать стремление кряшен к самостоятельному статусу. Это Конвенция по защите национальных меньшинств, разработанная в рамках Совета Европы, а также международный пакт 1966 года о гражданских и политических правах, к которой СССР присоединился в 1973 году. Правозащитник также отметил, что, по мнению этнологов, "язык не является отличительным признаком народа, например, карачаевцы и балкарцы говорят на одном языке, в то время как осетины - на двух, главное же при выделении группы людей в отдельную национальность - это их национальное самосознание". Однако все усилия правозащитников не привели к каким-либо реальным сдвигам. Субэтническая группа татар, и точка.

Тем не менее разговоры о кряшенах, которые нет-нет да и проникнут в "официальную прессу", заставляют татарстанских чиновников нервничать. Инициатива кряшен с самоопределением никак не вписывается в идиллическую картину острова стабильности и политического благополучия, каким давно рисуют Татарстан. Еще совсем недавно лидеры республики в дискуссиях о модели российского федерализма заявляли: необходимо сделать так, чтобы регионы России сами захотели остаться в ее составе. Мол, никто не бежит оттуда, где хорошо. Теперь этот тезис все чаще нужно доказывать уже татарстанским властям.Не так давно татарский драматург Туфан Миннуллин, известный своим непримиримым отношением к "предателям нации", с экрана местного телевидения не без удовлетворения заметил, что через 30-40 лет кряшены сами исчезнут...

- Святый Алла, Святый кодрятле, Святый улемсез, безне жарлыка! - разносится по Тихвинской церкви. - Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас! Эй, Алла, - молят кряшены.

На табличке распятого Христа выбито: "Назорей Иисус Иудей Падшасы". Помилует?

Алексей ДЕМИН

27 мая 2004 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]