Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
11-04-2004 12:24
 
"НОВАЯ ГАЗЕТА": «Здравствуйте, братья, я бывший алкоголик». Батюшка навещает спонсоров на велосипеде, а джипы не любит

Наш герой, оговорюсь сразу, просил не называть ни имени, ни места. Его нужно понять: он ведь священник — а вдруг его церковному начальству что-нибудь да не понравится? Поэтому начну так: в сегодняшней России, в Подмосковье, на берегу Москвы-реки стоит красавец храм, подворье одного известного на всю Россию монастыря. Это теперь. А двенадцать лет назад к руине, заросшей поверху березовой порослью, ноги принесли новоиспеченного священника, назначенного служить в разоренную, давно разграбленную и брошенную церковь.

Надо было хоть с чего-то начать. Выпросив рулон рубероида и несколько досок у мужичка, живущего по соседству, наш поп приколотил рубероид поверх свода, а из досок соорудил что-то вроде дверки, полиэтиленом завесил оконные проемы, чтоб не задувал вольный ветер, да и начал служить.

Долго ли, коротко ли, подсобрав буквально с шапкой по кругу немного деньжат и обзаведясь на грядущую зиму буржуйкой и охапкой выпрошенных у соседей дров, наведался он на соседний военный завод. Директору визит попа-попрошайки не понравился, но хоть и не хотел сначала, однако разговорились.

"Мне стыдно, что красота, построенная предками, превратилась в убогую руину и стоит нам на позорище, — сказал поп директору, — а вам не стыдно?". На том и сошлись. "Проси верблюда — получишь барана", — напутствовал директор нового друга. И от слов своих не отказался, стал помогать батюшке.

Прошло четыре года. Монастырь вспомнил о своем возрожденном подворье, и наш батюшка, отец семи детей, считая, что семейному священнику неудобно служить в монастырском храме, в котором к тому времени появились откомандированные туда монахи, выпросился у начальства строить храм в соседнем заводском поселке на пятнадцать тысяч жителей, где своей церкви не было.

Пришел он в чисто поле, поставил крест, выпросил у военных большую армейскую палатку да и начал службу. Вначале, надо сказать, многие из тамошних жителей были против: боялись, что вот явился поп охмурять ихних женщин и обогащаться. Однако с годами мнение изменилось, и теперь люди сами приходят просить у нашего батюшки прощения за то, что плохо о нем думали.

В феврале палатка сгорела: занялась от упавшей свечи и полыхнула — насилу выскочили. Однако это не остановило службу. По весне поставили временный навес и продолжали служить на лоне, так сказать, природы: без окон, без дверей да и без стен тоже. Как земля оттаяла, люди всем поселком вышли копать котлован. За лето залили фундамент, перекрыли цокольный (подвальный) этаж — и получилась "катакомбная" церковь, на которую сверху приладили тот самый вначале установленный крест. Туда батюшка и перебрался служить и служит там до сих пор, а на этом цоколе потихоньку за прошедшие восемь лет выстроил настоящую каменную церковь, в которой, правда, пока нет "ни окон, ни дверей", но верится: когда-нибудь будут. Жить же он устроился в дряхлом маленьком домике, оставленном ему умершей слепой старушкой. А по делам стройки, по банкам и спонсорам разъезжал на велосипеде: подоткнет рясу и крутит себе педали.

И стали его уважать люди, начали помогать. В чем? Да не перечислить.
Притащили списанный, распиленный пополам пассажирский вагон, поставили буквой "г" и в нем устроили воскресную школу для ребятишек, драмкружок, библиотеку, турклуб и автомотосекцию. Здесь же — столовая, в которой кормят нищих, а раз в неделю собирается попить чайку неформальная группа "анонимных алкоголиков и наркоманов", перед которыми, начиная встречу, батюшка встает и говорит: "Здравствуйте, братья, я — как и вы, бывший алкоголик".

"Катакомбный" храм по воскресеньям полон. Особенно в нем много молодых мам с детьми самого разного возраста. Вообще, ребята в своем батюшке души не чают: он их в походы водит на катамаранах, рыбу учит ловить (сам — заядлый рыбак), разучивает с ними церковные песнопения да и светскими песнями не брезгует: поет с ребятами и под гитару, и под старенькую фисгармонию, которую нашел на помойке и сам отреставрировал. Вот только теперь уже сам машины с кирпичами, как вначале, не разгружает — возраст дает о себе знать и не позволяет сорванная раз и навсегда спина. Ну да это не беда — теперь в помощниках недостатка не бывает, всем миром церковь достраивают — и достроят, будьте уверены. Да всего не перескажешь.

Убедившись, что я выключил диктофон, наш герой сказал: "Я тут виделся с одним высокопоставленным монахом, и он посетовал, что раньше священников почитали, место уступали, а теперь они людей стали раздражать. Почему, мол, это? Хотел я ему сказать, что вы, мол, джипы свои с глаз долой уберите, а потом не стал, как-то неудобно показалось. Только ты не пиши об этом". Что ж, я его просьбу чту и выполняю — не стану я писать об их джипах.

Олег Чекрыгин, Калужская область

"Новая газета", 8 апреля 2004


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]