Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
04-04-2004 13:12
 
"ЗОЛОТОЙ РОГ": Не рублем единым... Группой приморских предпринимателей разработан "Свод нравственных принципов и правил в экономике"

Свод "нравственных правил" для предпринимателей был обнародован на Всемирном Русском православном Соборе в Москве. Но и в центре он не вызвал большого ажиотажа у адресатов, не говоря уж о местной бизнес-элите. Именно поэтому известие о том, что одна из наиболее влиятельных групп предприятий в крае готовится к подписанию "Свода нравственных принципов и правил в экономике", привлекло внимание "ЗР".

Об этом мы разговариваем с председателем Совета директоров АКБ "Приморье" и группы компаний "Владхлеб", депутатом Законодательного собрания, человеком верующим, Геннадием ЛЫСАКОМ:

- Геннадий Иванович, в Библии сказано: проще верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому - в Царство Небесное? Этот свод - попытка все же "пролезть"?

- Не без этого. Но начну с другого - вот у меня сейчас дома ремонт, все вычищаю, выбрасываю лишние вещи. Под рукой должно быть только самое необходимое. А "лишнее" как раз не пускает в Царство Небесное. Должна быть "золотая середина", ее и определяют в бизнесе определенные нравственные принципы. Без них дело хуже идет, а если идет, то совсем не на пользу самому человеку. Ведь еще Аристотель говорил "важно не иметь - важно управлять", а управлять эффективно можно лишь со светлой головой, спокойной душой, чистой совестью, вы согласны?

- Я-то да, а вот МАРКС... Понятно, что он безбожник, но его тезис запал в мою "пролетарскую душу" - нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради огромной прибыли...

- А с другой стороны, Адам СМИТ говорил: ни один лавочник, ни один мясник не будет работать исключительно для того, чтоб накормить другого, ему нужна прибыль, и это естественное состояние бизнесмена, человека "делающего". Только не надо это представлять примитивно: сотни пашут, а один на печи лежит и деньги отгребает, вовсе нет. Ведь кто по сути предприниматель - управленец, который помогает заработать другим людям, он их объединил, организовал процесс труда, создал условия... Вот и получается, прежде чем получить что-то самому, надо дать заработать другим, и чем больше под твоим руководством зарабатывающих, тем больше твоя выгода, по сути - твоя зарплата.

- То есть вы не видите противоречия между душой и маммоной?

- Если оно и есть, то диалектическое. Когда прибыль становится самоцелью, когда человек "делает деньги", а не дело - безусловно, возникает конфликт. Если же прибыль лишь средство, как решение каких-то других благих задач или проблем, то противоречие исчезает. Тут многое от внутренней культуры, от сознания зависит.

- Культура тоже с неба не падает. Наши "новые русские" порой смахивают на малых детей, не знающих, как с богатством справиться. А ответственности, "предназначения" своего не чувствуют пока.

- Согласен, многое связано с менталитетом. В последнее десятилетие произошел большой слом, нарушены определенные биоритмы общества - не каждый с этим справляется. Тут нужны "первые", вокруг которых формируются остальные, команда. И здесь многое зависит от духовного состояния общества... Вот почему, на мой взгляд, в Корее так быстро все развивается, в стране 50% активно верующих - католики и протестанты - а это направления, тесно привязанные к практике (даже грехи там отпускаются за деньги, индульгенции). Вот там больше тенденция к формированию командных групп как раз на основе духовной общности. А у нас православие не прагматично, с практицизмом слабо связано, в основном вся надежда на то, что Господь Бог пошлет... Тут сложнее гармонии достигнуть.

- Интересно, кто кого вперед воспитает - церковь наш дикий бизнес или наоборот?

- Я лишь один пример приведу, вот уже пять лет подряд наши работники ездят в Дивеевский монастырь, и я вижу, что их отношение к работе изменилось, и качество продукции наших хлебопеков значительно выросло. То ли тащить меньше стали... Но, скорее всего, состояние души сказалось. Ведь не зря говорят, "с душой сделано", "душу вложил" - когда речь о хлебе, вручную сделанном, "душа" пекаря в первую очередь на вкусе и качестве сказывается: если она задерганная, то и результат таким будет, а если спокойная, просветленная -хлеб "легким", отменным будет.

- Извините за приземленность, оттого ваш "душевный" хлеб столь дорог?

- Согласен, не дешев, но вы смотрите на качество, тут нас никто упрекнуть не может. И потом, давайте будем точны: если взять "дешевый" хабаровский хлеб, по размеру он уступает нашему и в пересчете оказывается дороже. Но мы понимаем проблему, сейчас, после принятия Правительством России мер, направленных на снижение цен на зерно, в Москве на торгах наши люди пытаются закупить дешевое зерно по 4,3-4,5 руб., чтобы сюда оно пришло по 6 руб. А ведь нам его уже предлагают и по 7 руб.! Это значит, в Приморье оно будет по 9. Нужно учитывать еще одно обстоятельство: сегодня во Владивостоке около 70% неучтенного хлеба, то есть это "серое" производство, полностью уходящее от налогов. Мы налоги все до единого платим, кто-то посчитал: на наши налоги можно год бесплатно кормить хлебом 50 тыс. владивостокцев. Назовите еще предприятие в городе, которое платит такие налоги.

- А если бы не налоги?

- Процентов на 30 хлеб был бы дешевле. Так что тут все "по-божески". А если вернуться к "Cводу", то в этих "заповедях" церковь как раз пытается конкретизировать нравственные правила ведения "дела", которые всегда были на Руси. Просто долгое время в России вообще не было "бизнеса", и теперь мы вынуждены эти азы открывать для себя заново. А Церковь пытается нас направить, осознав процессы, происходящие в обществе, пытается на них как-то воздействовать. Я уже обратился к нашим батюшкам, чтоб они провели ряд бесед в нашем коллективе, разъясняя вот эти "заповеди", и наша компания "Свод" обязательно подпишет. Более того, я сделаю все возможное, чтоб и другие предприятия подключились к соглашению.

- Пустое. Уж сколько журналисты ни подписывали всевозможные "кодексы", "правила", "меморандумы", как только дело до выборов доходит, все договоренности к черту летят...

- Все до единого? Уверен, что нет. И поверьте, работающие со мной люди так никогда не поступят. Да и предприниматели... Вот один из моих коллег съездил на Святую землю, покрестился, построил батюшке дом, а сейчас приступил к возведению Храма Казанской Божьей Матери в Находке...

- А в перерыве между святыми делами "наехал" на конкурента? Я не про вашего коллегу, но тот факт, что многие "авторитетнейшие" предприниматели между разборками строят у себя в огородах часовенки, как-то не успокаивает.

- Я понимаю, о чем вы. Согласен, не у всех репутация безупречна, а прошлое безоблачно. Но даже предприниматели с криминальным прошлым, создав себе какую-то базу, в конечном счете стараются как-то отойти от этого, стать законопослушными (не улыбайтесь) гражданами и даже стремятся к духовному - как умеют. И вряд ли стоит судить их за ту "часовенку", поверьте, для многих это не просто желание как-то откупиться. Люди пытаются жить по совести (не по понятиям!), и этому надо только радоваться, помогать надо.

- Бизнес - дело хлопотное, откуда время, чтобы подумать "о душе"?

- В Храме. Я в церковь за этим иду.

- Помнится, как-то вы говорили, что именно там вас порой осеняют удивительные бизнес-решения...

- Вот именно - осеняют! Хотя в церкви я стараюсь думать о другом, но и там случаются искушения, грешен.

- Богатство, деньги, успех, власть - искушения?

- Да я толком не знаю, есть ли вообще у меня сейчас деньги в кармане...

- Да кому ж интересен карман - интересны счета, активы...

- Человек в этот мир приходит ни с чем - ни с чем и уходит.

- А в промежутке между приходом-уходом?

- В промежутке - жизнь, и без искушений она не бывает. Другое дело, осознает ли это человек. Бедным, немощным надо давать. Церкви давать обязательно.

- Конкурентам?

- Конкурента надо беречь, потому как это стимул к развитию, обязательно должен быть кто-то рядом, кто бы дышал в спину. Подчеркну - дышал в спину, а не стрелял.

- А стреляли?

- Ну, у нас на "Владхлебе" было три поджога. ОХАПКИН - его потеря была невосполнимым ущербом, замены ему нет. Больше я исполнителя такого уровня не встречал.

- На ваш взгляд, услышит ли наше бизнес-собрание увещевания церкви?

- Хотелось бы... Я уже говорил Владыке нашему: приходите в Законодательное собрание, слушайте, обращайтесь к депутатам - я бы вообще каждое заседание депутатов начинал если не с молитвы, то с Гимна России, чтоб ответственность люди чувствовали.

Десять заповедей предпринимателя

1. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны;

2. Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа;

3. Культура деловых отношений, верность данному слову помогают стать лучше и человеку, и экономике;

4. Человек - не "постоянно работающий механизм". Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития;

5. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование - это социально ответственный вид деятельности;

6. Работа не должна убивать и калечить человека;

7. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым;

8. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе;

9. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты;

10. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.

Марина Лобода

"Золотой Рог" (Владивосток), #24, 30 марта 2004 г


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]