Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
17-02-2004 18:47
 
"СЕДМИЦА.РУ": О христианском отношении к смерти и православных погребальных традициях. Телепрограмма "Православная энциклопедия", 14 февраля 2004 г.

Ведущий священник Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире – "Православная энциклопедия". 14 февраля – Вселенская родительская суббота. В этот день наша Церковь поминает всех усопших и молится за них. В том числе, конечно, и за тех, кто погиб при взрыве в московском метро. Провожать своих родных в последний путь приходится почти каждому человеку, любовь к ним и добрая память побуждает похоронить их достойно, в согласии с нашими переживаниями и православными традициями. Но традиции эти за десятилетия советского времени были во многом утеряны. В больших городах теперь почти половину умерших кремируют, многих отпевают лишь заочно. В связи с этим возникает очень много вопросов. Сегодня я постараюсь на них ответить. Пожалуйста, звоните в студию и спрашивайте.

На минувшей неделе мы вспоминали годовщину гибели Александра Сергеевича Пушкина. Незадолго до своей смерти поэт написал стихотворение, а рядом с ним нарисовал рисунок – монаха, молящегося в своей келье. Это и есть вопрос нашей викторины: как называется стихотворение, к которому Пушкин нарисовал молящего монаха. Ждем ваших ответов на пейджер, а пока расскажем об одном из событий минувшей недели.

Сюжет: "Освящение храма на Киевском вокзале в Москве"

В четверг, 12 февраля, на Киевском вокзале в Москве встречали хлебом-солью архиепископа Калужского и Боровского Климента. Владыка прибыл, чтобы освятить новый храм-часовню в честь Киево-Печерской иконы Божией Матери. Часовня стала уже пятой, действующей на московских вокзалах. Также как и храмы на Павелецком, Ярославском, Рижском и Курском вокзалах, она приписана к Издательскому отделу Московской Патриархии. Его руководитель – протоиерей Владимир Силовьев – стал настоятелем храма. Работы по обустройству шли почти три года, поскольку было решено установить здесь не копии, а настоящие живописные иконы, которые были заказаны мастерам-иконописцам. Храм, украшенный фресками, разместился в угловой башне и на удивление гармонично вписался в величественный интерьер Киевского вокзала. Теперь на вокзале можно купить икону, духовную литературу, поставить свечу и помолиться перед отправлением в путь. В ближайших планах Московской Патриархии – работы по обустройству таких же часовен на Казанском, Савеловском и Белорусском вокзалах.

Священник Алексий Уминский: – Сегодня у нас программа необычная. О традициях похорон и православном отношении к смерти обычно спрашивают священника. Вот сегодня я и буду отвечать на ваши вопросы. Опережая звонки, затрону важную тему, которая волнует сейчас очень многих: можно ли православным людям кремировать своего родственника, как относится Православная Церковь к кремации? Об этом наш следующий сюжет.

Сюжет: "Можно ли православным кремировать усопших?"

Первый крематорий в нашей стране был построен в 1927 году в Москве, на знаменитом кладбище Донского монастыря. Новая безбожная власть под эти цели переоборудовала церковь преп. Серафима Саровского, и чтобы еще больнее ранить чувства верующих именовала новое ритуальное учреждение не иначе как "Кафедрой безбожия". В ту пору в России кремировать усопших было не принято, а потому к нововведению отнеслись как к очередному жестокому надругательству над верой и Русской Православной Церковью. Но время идет, и жизнь, точнее смерть, вносит свои коррективы. Бурный рост Москвы и других промышленных центров России привел к тому, что крематории становятся реальным решением проблемы дефицита земли. В столице сегодня 69 кладбищ, и на каждом из них ощущается острая нехватка земли под новые захоронения. С годами отношение к кремации в народе менялось, и сегодня 48% москвичей, провожая своих близких в последний путь, прибегают к кремации. Это и родственникам дешевле, и городу удобнее. Однако вопрос совместимости православной веры и крематория и сегодня стоит весьма остро.

Священник Александр Задорнов: – Конечно Церковь по снисхождению к своим чадам не лишает отпевания тех христиан, которые предаются кремации. Но такое отступление не должно становится нормой.

Мнения священников Русской Православной Церкви по данной проблеме не раз публиковались в прессе. Церковь не осуждает христиан, выбирающих по тем или иным причинам кремацию, которая не может повредить душе покойного, хотя данный обряд и не принят в Православии. В подтверждение этих слов вспоминают судьбу первых мучеников за веру, коих бросали на растерзание зверям, жгли кислотой, предавали огню. По учению Церкви, при втором пришествии Христовом все люди будут воскрешены в своих телах, даже те, чьи тела были полностью разрушены, так что и кремация не влияет на посмертную судьбу человека.

Священник Алексий Уминский: – Действительно способ погребения никаким образом не влияет на посмертное состояние души человека, но тем не менее он очень важен для нас, для живых. Именно православная традиция погребения подчеркивает бережное отношение к умершему. По учению Церкви, образ Божий – это не только душа, но и человеческое тело. В придании земле человеческого тела есть очень значимая для христианства символика зерна: тело опускают в землю подобно зерну, которое, умирая, рождается новым колосом. Это образ нашего всеобщего воскресения. Вопросы о жизни, смерти, посмертном существовании – это самые главные вопросы, на которые всегда ищут ответ. Некоторые вопросы, которые задали нам москвичи накануне родительской субботы, мы записали. Также мы ждем звонков наших телезрителей. Я слышу, у нас есть первый вопрос. Мы слушаем Вас, Вы в эфире.

Телезритель: – Здравствуйте. В нашей семье большая беда – моя мама покончила с собой. Хотелось бы знать, как в этом случае правильно поминать человека?

Священник Алексий Уминский: – Спасибо за Ваш вопрос. Я сочувствую Вашему горю. Известно, что Церковь своим строгим каноном запрещает поминовение людей, которые ушли из жизни таким образом. Но, тем не менее, Церковь одновременно допускает поминовение самоубийц, ушедших из жизни вследствие психических заболеваний или событий, которые нанесли повреждение человеческому рассудку, человеческой душе. Вам необходимо обратиться в епархиальное управление. Если Вы живете в Москве, это будет Московская Патриархия, если в другом городе – в Вашу епархию. Нужно написать прошение правящему епископу с просьбой о церковном отпевании Вашей мамы или любого родственника, который таким образом трагически ушел из жизни. После получения такого разрешения в церкви можно заочно отпеть покойного, и тогда уже молиться за него по всем правилам нашей Церкви, т.е. можно подавать записки и поминать его на родительских субботах. Спасибо Вам за Ваш вопрос. Мы готовы выслушать и другие Ваши вопросы по телефону и задавайте Ваши вопросы на пейджер.

Прохожий на улице: – Наша родственница завещала кремировать ее, у нас были сомнения, потому что это не по христиански, но мы не могли отказать воле близкого нам человека. Мы ее кремировали и захоронили на семейном кладбище. У меня такой вопрос: что же, собственно, в этом плохого?

Священник Алексий Уминский: – Поступив согласно завещанию усопшей, Вы поступили правильно. Но если бы Вы, нарушив завещание Вашей родственницы, похоронили ее по православной традиции, на Вас бы тоже не было греха.

Прохожий на улице: – Здравствуйте. Тело все равно и так, и так разрушается, только при естественном процессе оно медленно обращается в прах, а если мы кремируем умершего, то это происходит сразу, в этом есть некое уважение к телу, оно не разрушается, не тлеет. В чем же собственно разница, существует ли она?

Священник Алексий Уминский: – В том, что наше тело предается тлению, когда предается земле, нет никакого неуважения к самому телу. Если мы вспомним, в Священном Писании говорится, что Господь сотворил человека из земли, так что земля и становится землею в естественном процессе тления. Но не всякое тело тлеет. Известны многочисленные свидетельства нетленных мощей наших святых, и если бы Церковь прибегала к кремации усопших, мы были бы лишены столь великой святыни и не могли бы поклоняться святым мощам. Святые мощи – свидетельство того, что православная традиция погребения усопших верна.

Прохожий на улице: – Как правильно хоронить по православному обряду?

Священник Алексий Уминский: – Когда человек встречается со смертью, для него это всегда глубокое духовное переживание, иногда – сильный шок. Но, тем не менее, в этот момент необходимо прежде всего начать молиться за усопшего. Хорошо было бы, если бы мы не отдавали наших близких в морг, если есть такая возможность, а оставляли их у себя дома и начинали бы сразу читать Псалтирь по усопшим. После этого перед погребением тело человека ставится в церкви, и в течение ночи по усопшему тоже принято читать Псалтирь. Наутро служится заупокойная литургия, на которой родственники и близкие могли бы поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. После литургии совершается православное отпевание. Потом усопшего везут на кладбище, где предают его земле с молитвой и краткой панихидой, которая называется лития. В течении сорока дней мы особенно усердно молимся за наших усопших. На третий, девятый и сороковой день происходят сугубые поминовения. Третий день – день Воскресения Христа из мертвых. На девятый день Христос по Своем Воскресении явился ученикам, запертым в горнице, показал Фоме свои раны и уверил всех апостолов в Своем телесном Воскресении. В сороковой день Господь телесно вознесся на небо, указав всем христианам путь в Царство Небесное.

Телезритель: – Здравствуйте. Наш дедушка, участник войны, сейчас очень плохо себя чувствует. Он попросил нас похоронить его вместе с его наградами. Правильно ли удовлетворить его просьбу, или этого нельзя делать?

Священник Алексий Уминский: – Спасибо за Ваш вопрос. В просьбе Вашего дедушки нет ничего такого, что нарушало бы православную традицию. Вы вполне можете это сделать, похоронить его с его земными наградами. Еще я хотел бы сказать, что когда мы хороним усопших, мы кладем в гроб наши святыни: хороним их с нательным крестом и в руки влагаем крест или икону.

Прохожий на улице: – Можно ли помочь душе верующего человека, который умер, не успев причаститься?

Священник Алексий Уминский: – Без сомнения, всякой душе, отшедшей от нас мы можем помочь, поэтому Церковь молится за всех своих членов, которые отошли от временной жизни к Жизни Вечной. Каждый человек, отходящий от земли в Царствие Небесное, несовершенен, любой из нас несет на себе печать последствий наших земных грехов. Церковь молится за каждого, и мы можем очень много помочь усопшим нашей молитвой. В Церкви установлены специальные дни поминовения – родительские субботы, – в которые мы молимся не только за тех наших родственников, которых помним, но и за наших праотцев, имена которых нам неизвестны.

Прохожий на улице: – Один из моих родственников умер от тяжелой болезни некрещеным. Можно ли его поминать когда-нибудь, есть ли такой день?

Священник Алексий Уминский: – На церковной молитве, на молитве родительских суббот, на поминовении усопших, Церковь не молится за некрещеных. Записки о упокоении некрещеных не принято подавать ни на литургию, ни на панихиду. Но за некрещеных каждый человек может молится в своей собственной домашней молитве. Также в нашей Церкви есть замечательный святой – святой мученик Уар, которому Богом дано дерзновение молится за тех, кто умер некрещеным. Есть канон мученику Уару, который вы можете читать дома о некрещеных.

Прохожий на улице: – У меня не совсем обычный вопрос. Я пытаюсь представить, что такое Рай. Я слышал, что нельзя об этом говорить, употребляя наши земные понятия о пространстве, о времени. Но все-таки хочется узнать мнение Церкви на этот счет.

Священник Алексий Уминский: – Конечно представить себе, что такое Рай, невозможно. Апостол Павел, которому Господь явил Славу небесной жизни, после этого сказал, что око того не видело, ухо того не слышало и на сердце человеку то не приходило, что уготовал Господь любящим Его. Но, тем не менее, каждый из нас может еще на земле узнать, что такое Рай. Господь сказал, что Царство Небесное, т.е. Рай – внутри каждого человека. Думается, что когда человек испытал в жизни настоящее чувство любви – любви к родителям, любви к близким, любви к Родине, а самое главное – любви к Богу, тогда он опыт Рая в своей жизни имеет. По-моему, Рай – это непрекращающаяся, всенаполняющая человека, бесконечная любовь.

Прохожий на улице: – При всеобщем воскресении души всех людей соединятся с их телами, но если человек при жизни был инвалидом, неужели и по воскресении он опять будет инвалидом?

Священник Алексий Уминский: – Конечно нет. Каждому из нас суждено воскреснуть, каждому человеку – крещеному, некрещеному, праведному, неправедному – суждено воскреснуть к вечной жизни. Когда мы воскреснем, нам будет дано новое тело, тело духовное, обладающее особенными способностями. Это тело будет совершенным для тех людей, которые в этой жизни приобщились к жизни Божественной, оно будет полно Божественной славы, полно Божественной любви и Божественного сияния. Тело же грешников будет страшным свидетельством их греховной жизни, это одно из адовых состояний человека.

Телезритель: - Здравствуйте. Я хотела бы Вас спросить, как поминать усопших дома: надо ли ставить водку с кусочком хлеба, ставить прибор, посещать кладбище в определенные дни? Правильно ли это с православной точки зрения?

Священник Алексий Уминский: – То, о чем Вы сказали, к Церкви не имеет никакого отношения: тарелочки, приборы, завешенные зеркала, остановленные часы. Поминать усопших дома можно, прочитав после утренних и вечерних молитв молитву за упокой всех своих усопших родственников, перечислив их поименно. В церкви можно поминать усопших не только во время родительских суббот, но и во время любого богослужения, можно подать заупокойную записку на литургию, и всегда в храме, в особом месте, которое называется канон, можно поставить свечу и помолиться.

Телезритель: – Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как быть, если я не знаю, были ли крещены мои родители?

Священник Алексий Уминский: – Если Вы точно не знаете, были они крещены или нет, молитесь за них лучше как за крещеных. Господь Сам знает, как принять Вашу молитву.

Прохожий на улице: – Скажите, считается, что Господь будет судить человека по его земным делам, возможно ли, что молитва родственников об усопшем как-то поможет человеку в его жизни после жизни?

Священник Алексий Уминский: – Без всякого сомнения. Это не только возможно, но это так и происходит. По нашим молитвам те, кто от нас ушел, могут получить облегчение, прощение и спасение в вечной жизни. Таким же образом мы получаем помощь от наших усопших. Ведь не только мы молимся за них, но и они в Царствии Небесном молятся за нас и помогают нам в этой земной жизни избежать очень многих трудностей и проблем.

Надо сказать, что в разных христианских традициях погребения различаются, а в православных монастырях сохранилась древняя традиция погребения, совсем непохожая на мирские.

Сюжет: "Монастырское погребение на Афоне"

"Монастырская гробница показалась мне довольно большой комнатой, светлой и пустынной. По стенам – ряд полок, на них черепа, всего около семисот, и, наконец, самое грозное – правильными штабелями как погонные сожжения валежника сложены у стены чуть не до самого потолка мелкие кости. Сделано все это тщательно, с той глубокой серьезностью, которая присуща культу смерти. На стене же висит соответствующая надпись: "Помни всякий брат, что мы были как вы, и вы будете, как мы", – это удивительное свидетельство принадлежит известному русскому писателю-эмигранту Борису Зайцеву, побывавшему на Афоне в двадцатых годах прошлого столетия.

До сих пор паломники не перестают удивляться необычному способу, которым в обителях Афона погребают умерших монахов. Впрочем, обычай этот не собственно святогорский, а пришел сюда со Святой Земли. Ведь первыми отшельниками Святого Афона были палестинские монахи, искавшие в Византии спасения от арабских завоевателей. Расселившись по афонским ущельям, они сохранили ветхозаветные еще правила хоронить умерших не в гробах, а в естественных или искусственных пещерах, обернув тело тканью, наподобие кокона.

Вспомним Евангелие, именно так был погребен четверодневный Лазарь. Да и Самого Спасителя положили во "гроб новый", т.е. пещеру, где до этого не производилось захоронений. Правда, на Афоне почти нет естественных пещер, поэтому умершего брата зашивают в мантию, как в саван, и полагают в неглубокую могилу без гроба. При этом голову аккуратно обкладывают камнями. Настоятель сам возливает на тело освященный елей, и с этого дня весь монастырь неустанно молится о спасении души новопреставленного собрата. Первые сорок дней по нему круглосуточно читают Псалтирь. Каждый из обитателей монастыря, начиная с игумена, кладет в день по сто земных поклонов с просьбой, чтобы Господь простил все грехи покойного. По истечении трех лет могилу раскрывают. Афонский обычай гласит, что если тело истлело, то Господь простил усопшему все совершенные им при жизни прегрешения. Тогда череп и кости благоговейно вынимают из могилы, омывают оливковым маслом и вином и помещают в особую усыпальницу – костницу, там они остаются ждать архангельского гласа, призывающего всех на Страшный и праведный суд.

Это вовсе не означает, что афонские монахи отрицают благодатность нетленных мощей – в обителях Святой Горы немало святых мощей великих христианских подвижников. Но среди святых, просиявших на самой Афонской горе, нет ни одного, чьи останки сохранились бы нетленными. В этом одна из таин священного Афона.

Священник Алексий Уминский: – У нас было очень много вопросов от наших телезрителей, мы обязательно на них ответим на нашем интернет-сайте "Седмица.ru". А теперь подведем итоги нашей викторины. Как же называется стихотворение, к которому Пушкин нарисовал молящегося монаха. Первым на этот вопрос правильно ответила Сундукова Дарья, мы Вас поздравляем, Вы получаете наш приз – том "Православной энциклопедии". А теперь посмотрим подробный ответ.

Сюжет: "Рисунок Пушкина"
В июле 1836 года в своей тетради Пушкин записал стихотворение "Отцы пустынники, и жены непорочны …". В поэтическую форму он облек свою самую любимую молитву – покаянную молитву Ефрема Сирина, которая читается каждый день Великим постом. На полях Пушкин изобразил молящегося в келье монаха. Чей это образ? Остается только догадываться, что старец-инок – это преподобный Серафим Саровский, великий современник Пушкина. Встретиться с ним поэту так и не довелось, но Пушкин много размышлял о знаменитом старце и даже, по собственному признанию, видел его во сне. Пушкин всегда находил особую связь в датах и событиях своей жизни. Так случилось, что свои последние покаянные молитвы Пушкин произнес на смертном одре 28 января, в день, когда Церковь отмечает память св. Ефрема Сирина. Стихотворение-молитва "Отцы пустынники …" было напечатано уже после смерти поэта, в журнале "Современник", по особому распоряжению императора Николая I. Василий Жуковский тогда писал в редакцию журнала: "Государь желает, чтобы эта молитва была там факсимилированна, как есть, и обязательно с рисунком".

Священник Алексий Уминский: – Ну вот наша программа подошла к концу. Ее электронную версию вы сможете прочитать на нашем сайте "Седмица.Ru", а я прощаюсь с вами, до встречи через неделю.

Храни вас Господь, а всем нашим усопшим – вечная память!.

Прямой эфир на ТВЦ 14 февраля 2004 г.

Опубликовано на сайте "Седмица.Ру"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]