Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
14-08-2002 21:19
 
ПРЕСС-АРХИВ: Н.А. Струве. Современное Состояние Сектантства в Советской России ("Вестник РСХД", 1960 г.)

 Н.А. Струве.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕКТАНТСТВА
В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
*)


 
 Секты и сектантская идеология являются одной из излюбленных мишеней антирелигиозной пропаганды в Советской России (1). Объясняется это прежде всего несомненным ростом сектантских организаций — многие из них заметно увеличились по отношению к до-октябрьскому периоду, и появлением целого ряда новых сектантских группировок. Но главная причина кампании против сектантства заключается не столько в количественном составе сект — сектанты составляют незначительный процент по отношению к православному населению (2) — сколько в их настороженном, а часто и открыто-враждебном отношении к советской общественности.

 Сектантство — чрезвычайно сложный и многоликий мир. В него входят и старые русские секты — различные ответвления раскола, хлысты, скопцы, духоборы, молокане и т. д.; секты западного происхождения, появившиеся в России во второй половине 19-го века — баптисты, евангелисты, пятидесятники, меннониты и т. д. и секты новейшей формации, отколовшиеся по политическим причинам от православной церкви, или чисто местного характера.

 Одной из особенностей сектантства является непрерывное зарождение новых разновидностей сект: так в 1897 г. появились на территории России 9 новых сект, что по мнению известного философа Владимира Соловьева свидетельствовало о религиозной напряженности русского народа; сорок лет спустя, в 1939 г., в разгар религиозных преследований, на одной Украине образовалось 12 новых сект (3); то же явление наблюдается и сейчас. По имеющимся у нас сведениям, самая недавняя секта появилась в 1957 году в Крыму под названием "Основное звено Христа" (4).

 Изучение различных сектантских течений, чрезвычайно осложнено отсутствием конкретных данных. Большинство статей и брошюр ограничиваются общими сведениями и становятся крайне сбивчивыми в том, что касается численности, географического распределения и вероучения сект (5).

 Единственная "научная" работа по современному состоянию сектантства ограничивается несколькими районами Тамбовской области, так что выводы ее имеют строго местное значение и не могут распространяться на другие области (6). Целый ряд сект нам известны лишь по имени, без каких либо других уточнений.

А. СЕКТЫ РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, СУЩЕСТВОВАВШИЕ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

1. Старообрядческие секты

Старообрядческий раскол, возникший, как известно, в XVII в. на почве исправления богослужебных книг и обрядов, в скором времени остался без иерархической поддержки и распался на два основных течения:  половцев,  признающих  церковную  иерархию и беспоповцев, отрицающих ее, а заодно, с нею все церковные таинства (7). Половцы впоследствии раскололись на несколько течений: часть из них присоединилась к православной церкви (1801), другая, самая многочисленная, при содействии  бывшего Боснийского митрополита Амвросия образовала в  1846 г.  собственную церковную иерархию — т. н. Белокриницкую или австрийскую; наконец, третья часть, именуемая беглопоповцами, вербовала священнослужителей среди запрещенных или провинившихся попов Православной Церкви. Все эти направления, существуют и поныне. В состав Московской Патриархии входит несколько православных единоверческих  приходов.  Белокриннцкая иерархия  имеет  свой центр при Рогожском кладбище в Москве и возглавляется архиепископом Москвы и всея Руси Флавианом Слесаревым. Старообрядческая архиепископия издает календарь, богослужебные и иконописные книги, причем она является единственным в Сов. России юридическим лицом, имеющим свою собственную, не государственную, типографию. По  непроверенным данным  численность  старообрядцев австрийского толка достигает 3 миллионов (?) группирующихся вокруг 300 общин, обслуживаемых 200 .священниками. Старообрядцы по-прежнему сильны в местности называемой "В Лесах" (Горьковская область). В поселке Чуполейка 260 дворов, один коммунистический клуб и 15 скитов. В поселке Подлесовка  5 скитов и нет клуба. Озеро  Светлояр, на дне которого, согласно легенды, обретается святой  город  Китеж, является по-прежнему место многолюдных паломничеств. В Московской области старообрядцы насчитывают около 50.000 последователей (8).

 Часть беглопоповцев организовала в 1923 г. свою собственную иерархию при помощи некоего епископа Дистафия. Это направление именует себя Церковью древлеправославных христиан. Во главе ее стоит архиепископ Москвы и всея Руси Иоанн. В декабре 1948 года трое священнослужителей этой церкви присоединились к православию (9).

 Другая часть беглопоповцев имеет свой центр в городе Куйбышеве (бывш. Самара) (10).

Беспоповцы

Беспоповцы распались на большое количество различных толков и мелких сект. Основные сохранились и поныне. На Конференции всех церквей и религиозных объединений СССР в защиту мира во всем мире (Загорск, 9—12 мая 1952) были представлены следующие толки:

— Объединение старообрядцев старопоморов Преображенского толка.  Основное ответвление так называемых Феодосевцев (11), отвергающих брачную жизнь; центр его находится при Преображенском кладбище в Москве.

— Старообрядцы Гребенщики. Ответвление Феодосевцев, признавших в конце концов возможность брачной жизни для своих членов. Географически оно ограничивается Латышской республикой, где имеет около ста общин.

—  Литовские старообрядцы или поморцы. Имеют свой центр в Вильнюсе, где, 27 января 1952 г. состоялся конгресс старообрядцев в Защиту мира, на котором присутствовало-37 духовных руководителей (12).

 Помимо этих групп, имеются еще: — "филипповцы", "денисовцы", "кетовцы" и другие (13). Еще в 1939 году существовали такие крайние беспоповские секты, как "натовцы", "дырники", и "скрытники" (14).

 "В отличие от всех других сект, читаем мы в Спутнике Атеиста, старообрядчество не занимается активной пропагандой своего учения. Поэтому рост секты происходит в основном лишь за счет семей старообрядцев. Это ограничивает базу распространения секты, но вместе с тем затрудняет и возможности не только лекционной, но и индивидуальной атеистической работы среди членов секты". Антиобщественные взгляды старообрядцев выражаются пассивно. Согласно Спутнику Атеиста — "не выдвигая каких-либо политических целей, старообрядцы в настоящее время стремятся лишь к тому, чтобы оградить своих членов от влияния жизни. Руководители сект запрещают брить бороду, носить платье современного покроя, пить кофе... Некоторые даже не едят из посуды, к которой прикасался человек другой веры" (15).

2. Хлысты и Скопцы

Секта Хлыстов — одна из старейших русских сект, появившаяся одновременно с старообрядчеством. Происхождение ее до конца не выяснено. Хлысты именуют себя Божьими людьми и верят, что Христос может воплощаться в отдельных людях — христов, отсюда, вероятно, и наименование секты. Хлысты отвергают брак, но в своих экстатических танцах нередко доходят до оргий. Внебрачные дети именуются "христосиками". Сектанты делятся на "новый" и "старый" Израиль в зависимости от интенсивности их "радений". Деятельность секты запрещена советскими законами. Тем не менее она продолжает существовать. Сведения о ней крайне скудные. В гор. Рассказове (Тамбовской области) в 1959 г. имелось около 100 хлыстов. "Все они добывают средства продажей овощей, зерна, плодов. Почти все приусадебные участки хлыстов заняты под картофель, для продажи, т. к. сами хлысты не употребляют его в пищу, считая его "чертовым яблоком" (16).

Скопцы являются разновидностью хлыстовщины. Чтобы не погрешить против обета безбрачия они прибегают к оскоплению. Секта запрещена советскими законами и согласно Спутнику Атеиста перестала существовать (17). Тем не менее ее существование признается Большой Советской Энциклопедией 1947 г. и более недавно А. Еришевым (18).

3. Духоборы, Молокане, Прыгуны, Субботники

Секты духоборов и, молокан,  именующих  себя  "духовными христианами", имеют между собой много общего. Обе появились во второй половине XVIII в., не без влияния протестантизма, обе носят ярко выраженный рационалистический характер. Духоборы и молокане отрицают церковную иерархию, таинства и всю православную обрядность. Богослужения их состоят из пения псалмов, к которым молокане добавляют чтение и толкование Библии. Духоборы не признают за Библией значение высшего авторитета.
В отличие от хлыстов, духоборы и молокане стремятся на христианских началах перестроить общественную жизнь. В XIX веке они образовали богатейшие коммуны на реке Молочной. За отказ участвовать в государственной жизни, царское правительство выслало большинство духоборов и молокан в Закавказье.

В настоящее время духоборы, как будто продолжают существовать, но официально они  не признаются советской властью. В 1939 году в Грузии (район Богдановка) было еще много сел целиком населенных духоборами (19). Новейших данных о них не имеется. Возможно, что советская пресса избегает о них упоминать, ввиду присутствия в Канаде большого количества духоборов и ввиду шагов предпринятых к их репатриации.

Молокане, напротив, являются зарегистрированной организацией и были даже представлены на Конференции в Загорске в 1952 году. По словам их представителя, имеется несколько десятков тысяч: молокан в одной Азербайджанской республике, в частности в Бакинской области. Общины молокан существуют также и на Дальнем Востоке и в Молдавии (20). На Тамбовщине, родине Молокан, секта, как будто, вымирает (21).

В советской прессе нередко появляются статьи разоблачающие живучесть молоканской секты в Закавказье. "В Шемахинском районе, в поселках населенных молоканами, сектанты развили бурную деятельность... В селении Хильмили ни одна свадьба не обходится без религиозного обряда..." даже коммунисты соглашаются "итти через все село, держась за полотенце под гнусавое пение псалмов"... "духовные пастыри" опутывают своими сетями молодежь, и бывают случаи, что под их воздействием юноши и девушки порывают с комсомолом...." "...даже в новых социалистических городах Сумгаите и Мингечауре заезжие сектанты умудрились открыть молельни и сеют среди молодежи свои ядовитые семена... Количество молельных домов отнюдь не снижается, между тем в Азербайджане зарегистрирована только одна религиозная община, имеющая свой молельный дом в Баку. ..."Не превращается ли свобода вероисповедания, — спрашивает себя корреспондент Лит. Газеты — в свободу действий для дельцов от религии, а подчас и антисоветски настроенных элементов, которые несравненно спокойнее чувствуют себя в незарегистрированных нелегальных молельнях?" Молокане запрещают своим последователям ходить в театры, кино, клубы, читать газеты и светскую литературу.

 В начале XIX в. от молокан отделились секты Прыгунов и Субботников.

 Прыгуны, вероятно под влиянием хлыстов, устраивают на своих молельнях танцы со всевозможными прыжками. В их учение вкрались иудаистические мотивы (соблюдение Субботы, праздника Кущ и т.д.). Деятельность секты отмечается в Шемахинском районе Азербайджанской ССР, в частности в селах Фиолетово-Лермонтово, где проживает потомок основателя секты Максима Рудометкина, Давид Рудометкин. Прыгуны, как и молокане — убежденные единоличники, не вступают в колхозы и посылают детей только в начальную школу (22).

Субботники — секта с ярко выраженными элементами иудаизма. Они признают Христа лишь как пророка, отвергают Троицу и следуют ветхозаветной обрядности. Перед Второй Мировой Войной моление субботников отмечалось в Сибири (Старая Зима), на Кавказе (Ессентуки, Прохлодненск) и в Западном Казахстане (23). Имеются в небольшом количестве субботники и на Тамбовщине (30 в городе Рассказове, 15 в гор. Мичуринске) (24). Численность субботников была не велика и до Революции (37173 в конце XIX столетия).

Иоанниты

Секта Иоаннитов образовалась в начале ХХ-гo века среди неистовых поклонников Иоанна Кронштадтского, видевших в нем новое воплощение Христа. Иоанниты сохранились и по сей день.

Наука и Религия отмечает их деятельность в Черкасской области, в селе Оситняжка Златопольского района. Иоанниты проникли и в самый город Черкассы. Их руководитель. Митрофан Коваль был осужден за антиобщественные действия. Влияние его было столь сильно, что партийные органы сочли нужным выпустить специальную кинокартину "Конец науки", разоблачающую действия "отца Митрофана" (25).

Имяславцы

Ересь, возникшая в 1912 году среди русских монахов на Афоне, отожествлявших имя Божье с самой сущностью Бога.

Небольшие группы имяславцев сохранились и по сей день. Журнал Московской Патриархии упоминал о их существовании в Майкопе, где они именуют себя "соляновцами" (26).

Б. СЕКТЫ ИНОСТРАННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (27)

Секты иностранного происхождения — баптисты, адвентисты, евангелисты и т. д., появились в России во второй половине XIX в. и нашли в русском самобытном сектантстве благоприятную почву для своего развития (28). Позже, уже при Советском режиме распространились пятидесятники и иеговисты.

В настоящее время самыми распространенными и динамичными сектами являются евангельские-христиане, баптисты и адвентисты седьмого дня (29).

1.Евангельские христиане, баптисты

"Церковь" эта состоит из объединения трех сходных, но ранее существовавших отдельно, сект: баптистов, евангелистов (бывших Пашковцев, распространившихся в конце XIX в. среди русской аристократии) и евангельских христиан или пятидесятников. Первые две секты объединились в Москве в октябре 1944 г., третья присоединилась к ним год спустя, в августе 1945 г. Но многие евангельские общины, особенно пятидесятников, до сих пор не признают этого объединения и существуют отдельно.

Объединенные секты управляются Всесоюзным Советом Евангельских христиан-баптистов, состоящим из 12 членов под председательством баптиста Я. Жидкова. Совет издает с 1946 года ежемесячный журнал "Братский Вестник", на 70 страницах. В нем помещаются статьи исторического и вероучительного характера, а также обзоры религиозной жизни общины.

Помимо Вестника, баптистами были изданы Псалтирь, Библия и сборник Духовных песен. Под ведомством совета находятся 6.000 общин, входящие в инспекторские округи, под наблюдением старших пресвитеров. Имеются старшие пресвитеры, как по областям, так и по республикам.

Возглавляется община пресвитером, который избирается. Избранный утверждается старшим пресвитером по области. Рукоположение совершается не сразу, а после того, как избранный проявит свои качества. Большинство пресвитеров в течение одного года или двух остаются нерукоположенными.

Евангельские христианские баптистские общины распространены по всей территории СССР. Особенно активны баптисты на Украине и на Дальнем Востоке. В Тамбовской области роста баптизма не наблюдается. В Харьковской области в 1954 г. было 56 общин и 6.000 верующих, в Киевской 170 общин. В 1954 г. в Черниговской области насчитывается 72 общины (30).

Общее число крещеных евангельских христиан баптистов достигало в 1956 году 512.000 (31). В 1916 г. баптистов в России было 60.000.

Даже если присоединить к этому числу евангелистов, то получается, что баптистская секта возросла примерно в 6 или 7 раз по отношению к дооктябрьскому периоду.
Секта баптистов продолжает расти и развиваться. За один 1956 год было крещено свыше 15.000 взрослых людей. Следует уточнить, что баптисты принимают в секту лишь после длительного испытания (духовного перерождения). Крещение происходит не в купели, а в живой воде.

Сила баптизма, как и прочих сект западного происхождения, состоит "в обязанности каждого члена секты, активно распространять вероучение секты, приводить в год одного-двух неверующих ко Христу, активно выступать на молитвенных собраниях, следить за состоянием веры у других "братьев" и "сестер". При изменении места жительства, требуется обязательное подтверждение с места крещения.
Методы проповеди самые различные. Руководитель молельни в Йошкар-Ола записывает свои проповеди на магнитофоне и затем ходит по фабричным цехам, предлагая послушать слово Божье. (Советская Россия. 16 июня 1959 г.).

Особое внимание проповедники обращают на привлечение в секту молодежи. Для этого устраиваются так называемые "вечера любви", на которых под музыку разучиваются религиозные песнопения. На молитвенных собраниях в последнее время во многих общинах выступают также драматические кружки с представлениями на библейские темы.

Молитвенные собрания происходят обычно 3 раза в неделю, в среду, субботу и воскресенье. При общинах имеется "Буква", богоугодная касса взаимопомощи.
Советская пресса не скрывает, что среди баптистов много молодежи. "Как-то однажды зашла я, — пишет корреспондентка Советской Россiи (9 авг.1959 г.) — в молитвенный дом баптистов, чтобы ознакомиться с их деятельностью. И каково было мое удивление когда среди старушек и стариков я увидела десятка два юношей и девушек".
Почти все показания бывших баптистов, порвавших с сектой, исходят от совсем молодых людей.

"Куйбышевский молитвенный дом баптистов привлекает не только стариков и старух. Вместе с ними приходят и дети и учащаяся молодежь" (32).

Отношение к общественности у баптистов двоякое. Главари секты участвуют в движении Борьбы за мир, ездят в командировки заграницу, принимают у себя иностранных гостей и т. д.... Но в частной жизни баптисты предъявляют довольно строгие требования. Все, что выходит за рамки религиозной жизни общины, они считают "греховным", "суетным". Верующим рекомендуется избегать таких "соблазнов", как театры, кино, лекции, концерты, радиопередачи. Некоторые пресвитеры запрещают членам даже читать газеты, иметь дома радио, обучать детей в школе, общаться с инаковерующими и т. д. (33).

Евангельские христиане отличаются от баптистов внутренним устройством общины, которая управляется не пресвитером, а "братскими советами". Обе секты входят издавна во Всемирный союз баптистов.

Пятидесятники, при вступлении в союз с баптистами, отказались от своих мистических обрядов. Но фактически большинство пятидесятников продолжают их исполнять. В народе их обычно называют Трясунами. Речь о них будет ниже.

2. Адвентисты седьмого дня

После баптистов, адвентисты седьмого дня (в просторечии "субботники") — самая распространенная секта в Сов. России. От баптистов их отделяют празднование субботы  и учение о смертности души и о скором конце мира. До революции адвентисты были немногочисленны: в 1911 г. их насчитывалось не многим больше 13.000. Согласно заявлению представителя секты на Конференции в Загорске (1952), в настоящее время имеется в СССР 300 общин адвентистов. Рассказы бывших адвентистов, порвавших с сектой, показывают, что секта распространена, главным образом, в западных областях Украины (Львовская, Дрогобичская, Волынская, Закарпатская области (34). Но имеются общины и в других частях ССОР, напр., в Йошкар-Оле, Башкирский АССР (см. Сов. Россия, 16 июня 1958 г.). Основные запреты адвентистов: не есть свинины, по субботам не выходить на работу, не посещать общественные и культурные заведения, не встречаться с неверующими.

В Молдавии и западных областях Украины еще -встречается малочисленная секта адвентистов-реформистов, отколовшаяся от адвентистов-субботников в 1914 г. Реформисты требуют точного и безусловного исполнения обрядов, в частности — субботы; отказа от военной службы; запрещают носить нарядные платья, посещать зрелища, читать художественную литературу. Членам секты запрещено вступать в брак. Реформисты не имеют молитвенных домов и ведут, главным образом, индивидуальные беседы на рынках, в парках, столовых, магазинах. Они отказываются от службы в Советской армии, от участия в выборах, в общественной жизни (35).

3.Пятидесятники-трясуны

"Трясунами" — в просторечии называются те пятидесятники, которые сохранили на своих молениях экстатические способы молитвы. В частности пятидесятники "трясутся" и "пророчествуют" непонятными словами ("глоссолалия"). Этими обрядами они напоминают хлыстов и молокан-прыгунов.

В последнее время пятидесятники в СССР, основываясь на Библии, предсказывают весьма конкретно время второго пришествия Христа в 2000 году. Для отправления своих обрядов пятидесятники не имеют специальных зданий, а собираются у кого-либо на квартире, как правило небольшими группами (36). Летом их собрания имеют место и в лесах.

Пятидесятники-трясуны распространены по всей СССР: в Литве, на Украине, в Днепровской, Брянской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тульской, Казанской, Свердловской областях, в Башкирской АССР (где одно из гнезд секты в рабочем поселке Красногорск), в Сибири, на Дальнем Востоке, где город Находка стал своеобразной "Меккой" трясунов. Туда переселились целый ряд сектантских семей из Сибири в чаянии небесного ковчега, долженствующего спасти верующих от всемирной гибели (37).

Трясуны призывают своих членов не посещать театры, кино, клубы, собрания, не слушать радио, не читать газет, по мере возможности не служить в Советской Армии. Наиболее усердным трясунам присваиваются отличия и звания пророков с одним, двумя, тремя "венцами". Каждый сектант в течение определенного времени должен обратить в веру своих знакомых или соседей.

Собрания происходят крайне секретно, рядовые сектанты не должны знать много друг о друге. Согласно советской печати, трясуны имеют несомненный успех среди молодежи,  в частности, в рядах Советской Армии (38).

Деятельность пятидесятников-трясунов запрещена советскими государственными органами (39).

4.Меннониты

В настоящее время на территории СССР имеется около 50.000 меннонитов (столько же, сколько в конце XIX в.) — бывших немецких колонистов. Большинство из них находятся в Сибири. Представители советских меннонитов не смогли участвовать на Всемирном Конгрессе их секты, имевшем место в 1957 г. в Карлсруе, так как советская власть отказала им в выездных визах.

Следует отметить, что еще в 1928 г. советские меннониты разрешили своим членам отбывать воинскую повинность.

5. Иеговисты — Свидетели Иеговы

В России иеговизм имеет два направления: ильинское, русского происхождения, и руссельско-рутерфордовское, американского происхождения, которое и называется "свидетели Иеговы".

Иеговисты-ильинцы (по имени основателя штабс-капитана Н. Ильина), возникшие в 40-вых годах XIX века, проповедовали своего рода манихейство (борьбу между Иеговой-Христом и непокорным сыном Иеговы Люцифером). Упоминая об ильинском направлении, Спутник Атеиста ничего не говорит о современном состоянии этой секты (40).

За последнее время в советской печати появилось целый ряд статей, разоблачающих антисоветскую деятельность Свидетелей Иеговы.

Свидетели Иеговы возникли в США в результате раскола секты адвентистов в 1872 г.
Современный облик секта приобрела уже в XX стол., когда во главе ее, по смерти Русселя, стал Рутерфорд. Центр секты находится в Бруклине.

По своему учению Свидетели Иеговы имеют мало чего общего с христианством. Это своеобразная смесь апокалиптических и теократических чаяний. В результате всемирной войны Арма-Гедон, Бог — Иегова уничтожит с лица земли все существующие государства и создаст свою теократию, в которую войдут только последователи секты.

В Сов. Россию секта свидетелей Иеговы появилась во время второй Мировой Войны при присоединении к СССР западных областей, в частности, Молдавии и Латвии. Деятельность секты усилилась уже в послесталинское время, в связи с освобождением из лагерей большинства возглавителей секты.

Для секты характерны крайние антиобщественные убеждения. Иеговисты отказываются от всего, что укрепляет советский строй, не участвуют в выборах, не подписываются под воззваниями Всемирного Совета Мира, враждебно относятся к профсоюзам и т. д...
Секта, по словам "Спутника Атеиста", представляет собой чрезвычайно законспирированную организацию. Низовые ее ячейки-кружки, объединяющие 15-20 человек, составляют группы, группы объединяются в так называемые стрефы, стрефы подчиняются краевому бюро, который руководит работой всей организации в стране. Руководители называются "слугами Иеговы". Послушание руководству — одна из отличительных черт секты. Иеговистские собрания, специально посвященные воспитанию в послушании, называются "теократической школой".

За последние годы в советской печати стали появляться отчеты о процессах, учиненных свидетелям Иеговы за антисоветскую деятельность и сношения с американским центром. В 1957 г. состоялся процесс возглавителей сект в Казахстане, (подпольные ячейки существовали в Уст-Каменогорске, Текели, Караганде и других местах) (41) и в Молдавии (42). Совсем недавно, в Первомайске, Николаевской области УСССР, судились четверо "главарей иеговитского подполья". Обвинение основывалось на 7 и 9 статьях Закона от  25 декабря 1958 г. об уголовной ответственности за государственные преступления.

Сектантам вменялось в вину получение и распространение иеговистской литературы из Америки ("Башня Стражи", "Князь Мира", "Вартова башня"), и отказ от участия в общественной и политической жизни. Советская печать представляет иеговистов, как прислужников воинствующего милитаризма, как закамуфлированную политическую организацию, но все подсудимые выступали с заявлениями о строго-религиозном характере их секты (43).

Процессы иеговистов имели место и в других областях (в частности, в Томске). Секта распространена, главным образом, на Украине, в Молдавии, Сибири и на Севере. Есть сведения о наличии Свидетелей Иеговы в Мценске, (Орловская область), Краснодаре (Кубанская область) (44).

Иеговисты отличаются чрезвычайным усердием в распространении своего учения, особенно путем листовок. В Перми эти листовки вкладывались в почтовые ящики каждого дома. При аресте иеговистов были найдены пишущие машинки, ротаторы и т. д. Бывший иеговист свидетельствует, что у сектантов "к каждому свой подход, учитывающий его личную жизнь, умственное и физическое развитие" (45).

О численности Иеговистов не имеется никаких сведений. Секта эта имеет ограниченное распространение и на Западе, (226 тысяч в США, 62 тысячи в Германии, 42 тысячи в Великой Британии).

В. СЕКТЫ МЕСТНОГО ХАРАКТЕРА

 Среди многочисленных сект, чисто местного характера (46), выделяются своими ярко выраженным религиозным или общественно-политическим характером две: "иннокентьевцы" и "мурашковцы". "Спутник Атеиста" ошибочно рассматривает их, как отдельные направления пятидесятников (стр. 157).

1.Иннокентьевцы

Секта была основана иеромонахом Балтского монастыря Иннокентием Левизором. Иннокентьевцы проповедуют неминуемость светопреставления, отрицают брак и семейную жизнь, запрещают в случае болезни прибегать к медицинской помощи, воздают особое почитание Архангелу Михаилу. При проведении социалистических реформ в Молдавии, Иннокентьевцы отказывались вступать в колхозы, сдавать зерно государству и т. д. В 1945-46 г. в Бельцах создалась община иннокентьевцев с ярко-выраженным монархическим характером. Сектанты уверяли, что члены Царской семьи остались в живых. Двое сектантов выдавали себя за уцелевших царевича (Алексея и Великую княгиню Анастасию (47).

Согласно Спутнику Атеиста, "ряд судебных процессов последнего времени показал, что в целях усиления религиозного фанатизма, иннокентьевцы заживо погребали детей и даже убивали людей, которые могли бы разоблачить их дела. Так в тайных "комнатах смерти" в г. Бельцы было обнаружено девять трупов. Среди них, как показала судебная экспертиза, были и погребенные заживо. В тайниках были найдены также украденные и воспитанные в подземельях дети, которых убедили в том, что они прямо происходят от святого духа" (48). "Советская Молдавия" утверждала, что обнаружены еще далеко не все "тайники" секты (49).

2.Мурашковцы

Мурашковцы с большим правом могут быть названы ответвлением пятидесятников, так как основатель этой секты, уроженец дер. Размерки Брестской области, Иван Мурашко  — бывший пятидесятник. По мнению Спутника Атеиста, секта возникла в 20-х годах XX ст. "в результате влияния на пятидесятников хлыстовских обрядов". Особенностью ее учения является вера во второе крещение и чудесный выход в Палестину на гору Сион (50).

Л. Н. Митрохин в комментариях к показаниям бывших мурашковцев порвавших с религией, рисует несколько иную картину. Он утверждает, что секта является сочетанием "иудаизма, христианства и сохранившихся еще кое-где языческих обрядов", с ярко-выраженным социальным характером. Мурашковцы продали свое хозяйство и учредили своего рода коммуны "Сион", отцом кот. стал Мурашко. Впоследствии бывшая баптистка О. Ковальчук была объявлена "св. матерью Сиона" (51).

Спутник Атеиста дает несколько подробностей, относительно обрядов секты. "С тела каждого поступающего в секту снимается 7 печатей — надрезов в виде креста. Кровь из этих надрезов мурашковцы использовали для причащения, смешивая ее с вином. При вскрытии тайных мест для молений, находили десятки литров такого "вина". Молитвенные собрания проводятся по ночам в лесу, с танцами, которые нередко оканчиваются свальным грехом".

Секта "сильно возродившаяся после Второй Мировой Войны" (Л. Н. Митрохин, ук. ст.), распространена, главным образом в Белоруссии (Брестская, Пинская области) и в соседних областях Украины (Ровенская, Волынская и др.).

Если верить рассказу бывшего мурашковца, порвавшего с сектой, "под видом религиозных обрядов секта проводила подпольные собрания, велась разнузданная антисоветская пропаганда. Мурашковцы проповедовали неверие в построение коммунизма в СССР, пророчили неминуемую гибель Советской власти, всячески дискредитировали советские органы, призывали чинить препятствия всем мероприятиям Советской власти. Правила секты запрещают верующим служить в Сов. армии, работать в колхозе, посещать клубы, смотреть кино, читать советскую литературу.
При секте была создана "молодежная" организация под названием "воинство христово". Молодые члены воинства не могли общаться с детьми, не членов секты, должны носить нагрудные знаки.

За свою антисоветскую деятельность, мурашковцы подверглись в недавнее время административным репрессиям (52).

Г. СЕКТЫ НОВЕЙШЕЙ ФОРМАЦИИ

Коммунизм в России не только не прекратил существование сект, но создал благоприятные условия для их распространения. Преследование церкви, ломка всех жизненных устоев породило в 20 и 30 годах множество новых сект апокалиптического и противогосударственного характера, получивших в советской печати общее название "краснодраконовцы". "Краснодраконовцы" отождествляли Советское государство с Драконом "Откровения" и призывали своих последователей всячески — активно или пассивно — сопротивляться установленным властям.

Перед Второй Мировой Войной существовали следующие краснодраконовские секты:

Федоровцы (по имени создателя секты монаха Федора Рыбалкина) появились в 1923 г. в Донецком бассейне и быстро распространились по всей России. Главари секты были пойманы и казнены в 1930 г. в Воронеже (53).

—  Чернохристовцы. В 1939 г., действовали на Украине. Члены этой секты не прикасались к советским газетам ни к государственным деньгам.

—  Люди которые не знают числа, на Украине, отказывались от всякой планификации и употребления цифр (54).

—  Молчальники — молчали, чтобы не иметь никаких отношений с советской властью и теми, кто ее принимают (55).

Согласно Большой Советской Энциклопедии, краснодраконовские секты существовали и после войны (56).

Возникновение в 1949 г., в Ставропольской области, секты "Вознесенцев или белимовцев", показывает живучесть апокалиптических чаяний русского народа. В мае 1949 г., в колхозе "Рабочий" Кигаевского поселка, несколько колхозных семей, последователей некоего Белимова, бросили работать, продали свое имущество, сожгли все свои письма и фотографии и собрались на улице в ожидании "вознесения на третье небо", которое, согласно пророчеству Белимова, должно было произойти между 25 мая и 15 июня (57).

Истинно Православные Христиане (ИПХ) и
Истинно Православная Церковь (ИПЦ)

За последние два-три года в советской прессе появилось много материала, относительно двух новых религиозных групп, отколовшихся от официальной Православной Церкви "в тот период, когда она выступила за лояльное отношение к Советской власти" (тут имеется ввиду декларация митрополита Сергия 1928 года (58).
Приверженцы, как ИПХ, так и ИПЦ "не признают действующих церквей, патриарших церковнослужителей объявляют "слугами антихриста", а себя считают последователями патриарха Тихона и его направления. Сохраняя догматику и обряды православной церкви, они проповедуют скорую гибель мира и расценивают современную эпоху, как непосредственное преддверье конца света, когда в мире "царствует" антихрист. Для того, чтобы прельстить людей, антихрист "расставил свои сети, которых насчитывают до 77". Верующий должен тщательно избегать их и поэтому не должен работать в колхозе (таково непременное условие для вступления в ИПЦ и в ИПХ), не принимать участия в выборах и общественной работе, подписываться на заем, служить в Советской армии, учить детей.

Согласно этой характеристике, ИПЦ не является сектой в строгом смысле этого слова, во всяком случае по своему происхождению, а представляет собою оппозиционную, нелегальную церковь. К сожалению советские источники не договаривают, обладает ли ИПЦ своей церковной иерархией и священнослужителями... В Тамбовской области приверженцы ИПЦ и ИПХ совершают богослужения на "святых источниках", которых до последнего времени "было не мало". У родников и озер по большим церковным праздникам собирались "толпы верующих". "С раннего утра до темноты богомольцы пели песни, молились, а многие и купались в источниках. Там встречалось много всякого рода "юродивых", "калик", "странников", "пророков", выдававших себя за бывших церковных руководителей, пострадавших за веру и даже за уцелевших членов царской семьи (например, за вел. князя Михаила).

ИПХ носят более сектантский характер, чем ИПЦ. Они отвергают брак и чадорождение, на вопрос, кто вы? отвечают неизменно "раб Божий", а на вопрос — как звать? — "бог знает".

Живут крайне уединенно и замкнуто, некоторые из членов ИПХ ведут странническую жизнь. В советской прессе ИПХ расценивается обычно, как "контрреволюционная монархическая организация".

ИПЦ и ИПХ распространены, как будто по всей России (59).

Согласно Л. Н. Митрохину, наибольшая их  активность  приходится на 1948-1950  (т. е., разгар сталинского послевоенного террора) когда, "руководители этих групп стремились привить верующим людям антиобщественные взгляды, и вели работу по вовлечению новых членов".

Ныне же "эти группы, как организованные коллективы, фактически больше не существуют, многие, в том числе вожаки, отошли от своих прежних взглядов и деятельности" (60).

Следует добавить, что члены ИПХ и ИПЦ за последние годы подвергались неоднократно административным репрессиям (61).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш далеко неполный обзор сектантских группировок в СССР, позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Сектантский мир чрезвычайно сложен и многообразен. Трудно говорить о росте сектантства в абсолютном смысле. Поскольку мы можем судить, старообрядчество и вышедшие из него секты сохраняют свои позиции, благодаря замкнутой жизни. Старые русские секты продолжают существовать, но уже, как пережитки, так как их учение не соответствует современным проблемам. Зато наблюдается непрерывный рост сект западного происхождения: успех их обуславливается их проповедническими методами, (индивидуальная работа), опрощением догматического вероучения и упором на моральную жизнь человека.

Наконец возникло большое количество новых апокалиптических и противогосударственных сект; их деятельность особенно успешна в моменты внутреннего и международного напряжения.

2. Численность сектантов в целом — нам не известна. Вероятно она достигает нескольких миллионов (двух-трех), включая старообрядцев. Секты имеют распространение по всей России, но место их наибольшей активности являются Западные области (Украина и Белоруссия), Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток. Из брошюр, изданных местными издательствами в 1969 г. против сектантства, три приходятся на Дальний Восток, (Хабаровск, Владивосток, Приморское изд.), одна на Север (Сыктывкар), одна на Украину (Киев), две на Сибирь (Красноярск, Иркутск) и лишь одна на Европейскую Россию (Орел) (62).

3. Но значение сектантства не  определяется его  численностью.

В отличие от православной церкви, все сектантские группировки призывают своих членов — каждая по разному и в разной степени, в соответствии со своим религиозным учением — не принимать участия в тех или иных проявлениях советской жизни. В этом смысле сектантство, как целое, являет собой социальную оппозицию советской власти и насаждаемому ею строю. В учении сект советские люди и, в частности, молодежь находят не только утоление своих религиозных чувств, но и возможность "выразить оппозиционные настроения. Распространению сектантства способствует также ослабление православной церкви, отсутствие распространения православного учения путем печатного слова. До сего времени есть города и местности фактически не обслуживаемые Православною церковью. Вполне естественно, что именно там зарождаются сектантские общины, не нуждающиеся в иерархическом начале. К тому же, в глазах многих верующих Православная Церковь скомпрометировала себя своим сотрудничеством с советским правительством. Существуют еще и другие причины успеха сектантства: в православных церквах, верующий растворяется в анонимной массе прихожан, тогда как в сектантских общинах, советские люди находят дружную, тесно-сплоченную семью, которой так не хватает в советской жизни.

Наконец, за последние годы сектантство усилилось в связи с ослаблением террора и роспуском концентрационных лагерей. В показаниях сектантов, порвавших с религией, или же вновь судимых за нелегальные действия, часто встречаются упоминания о их пребывании в исправительных лагерях до амнистии 1953 года.

Все эти факторы способствовали тому, что сектантство в целом стало одним из самых значительных религиозных и социальных явлений в Советской России.

ПРИМЕЧАНИЯ.

*) Статья эта появилась в английском переводе в сборнике Religion in the USSR, Munich, july 1960, series 1. №59, изданном Мюнженским Институтом по изучению СССР.

1) В сборнике: Почему мы порвали с религией. (Москва, сент. 1959) сектантству уделяется свыше 100 страниц  - вдвое больше, чем православной церкви.

2) А. Еришев: Религиозное сектантство и его сущность, Киев, 1959, стр. 30.

3) Антирелигиозник, 5, 1939, стр. 22.

4) Крымская Правда, 7 сент. 1957 г.

5) "Знакомство с брошюрами о современном сектантстве, изданными в 1959 году показывают, что авторы некоторых из них еще не изучили основательно религиозную идеологию и верование отдельных сект". А. Волжанин. Наука и Религия, 3, 1960, стр. 95.

6) Л. Н. Митрохин. Изучение сектантства в Тамбовской области (по материалам экспедиции АН СССР). Вопросы Философии, 1, 1960. Следует отметить, что и в ней цифровые данные даются только тогда, когда они невыгодны сектантским общинам.

7) По мнению беспоповцев все существующие православные иерархии, русская, греческая, восточная и т. д... "соблазнились" и тем самым недействительны. Отрицание, как видно, направлено не против иерархического принципа, а против иерархии данного исторического момента.

8) См. Pierre Pascal. L'Eglise des Vieux-Croyants d'apres ses calendriers "Russie et Chretiente" — 1949. № 34. pp. 167-168. __ "Комсомольская Правда", 18-ХI-1953: "Irenikon", 2-1947.

9) Ж.М.П., VII, 1946, стр. 31; VI, 1950, стр. 40.

10) А. Еришев, op. cit., стр. 18.

11) По имени некоего Феодосия, основателя старообрядческой колонии в Польше, впоследствии отделившейся от поморцев.

12) Conference de toutes les eglises et associations religieuses en URSS pour  la defense de la paix dans le monde. Moscou, 1952, pp. 257, 225-230.

13) А. Еришев, op. cit., стр. 18.

14) Антирелигиозник,  7, 1939.

15) Спутник Атеиста, Москва,  1959, стр. 147-149.

16) Л. Н. Митрохин, цит. статья.

17) Спутник Атеиста, стр. 131.

18) А. Еришев. op. cit., стр. 51.

19) Антирелигиозник, 6 — 1939.

20) Литературная Газета, 30 окт. 1959 г.

21) Л. М. Митрохин, ук. статья.

22) Литературная Газета, дек. 1959 .

23) Антирелигиозник, 8, 1937; Б. Кандидов. Церковь и шпионаж. Москва, 1931.

24) Л. Н. Митрохин, цит. ст.

25) Наука и Религия, 6, 1960, стр. 85.

26) Ж. М. П., 7, 1947.

27) Поскольку эти секты хорошо известны на Западе, мы не излагаем здесь их вероучения.

28) Следует уточнить, что меннониты появились раньше, при колонизации немцами Поволжья (конец XVIII в.).

29) А. Еришев, op. cit., стр. 31. Спутник Атеиста, стр. 153-155.

30) Мы порвали с религией, passim..

31) Ж.М.П., V, 1956, стр. 61. Заявление секретаря Г. Карева. Если верить Спутнику Атеиста, на долю баптистов приходится более 2.000 общин и 250 тыс. верующих (op. cit.. стр. 153).

32) "Учительская Газета", 7 июня 1959.

33) Спутник Атеиста, стр. 154.

34) Почему мы порвали с религией, стр. 146-159.

35) Спутник Атеиста, стр. 160-161.

36) Ibid, стр. 159.

37) Литературная Газета, 14 марта 1959 г.

38) Почему мы порвали с религией, стр. 126-145.

39) Наука и Религия, 5, I960, стр. 84.

40) Стр. 161.

41) Казахстанская Правда, 1-9-1957.

42) Советская Молдавия, 1-3-1957.

43) Комсомольская Правда, 15-6-1959.

44)  Наука и Религия, 4, 1960, стр. 35-40.

45) Почему мы порвали с религией, стр. 183.

46) Есть целый ряд мелких сект, а которых мы не имеем точного представления. К таким принадлежат "Воронаевцы", которых "Спутник Атеиста" помешает в группу "Пятидесятников", и "Иовцы", "Уршанцы", "Иисусовцы", "Смородинцы", "Самосжигающие" и т. д.

47) Советская Молдавия, 3-7-1957.

48) Стр. 158.

49) 3-7-1957.

50)  Стр.  158.

51) Почему мы порвали с религией, стр. 163.

52) Там же, стр. 163-167.

53) А. Лунин. Федоровцы-крестоносцы, Москва, 1930.

54) Антирелигиозник, 5-1939, стр. 22.

55) Ibid, 1-1939, стр. 12.

56) В. С. Э., столбец 1785.

57) Лит. Газета, 31-IX-1949, "Китаевские Святоши".

58) Все сведения об ИПХ и ИПЦ взяты из работы Л. Н. Митрохина: Изучение сектантства в Тамбовской области, Вопросы Философии.  I-1960.

59) На Алтае имеются целые сектгнтские поселки ИПХ, см. Наука и Религия, 3. 1960, стр. 53-56.

60) Ср.: Наука и Религия, 3, 1960, статья А. Волжанина, стр. 95: "Что же касается "ИПХ" — этих закоренелых врагов всего советского и ярых сторонников "царствующего дома Романовых", — то кое-где сохранились от них лишь жалкие остатки.

61) См. Социалистический Донбас, 16-5-1957: Ворошиловоградская Правда, 29-9-1957, цит. А. Ерышевым.

62) Наука и Религия, 3, 1960, стр. 53.

Вестник РСХД, № 58-59, III-IV, 1960 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2017. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]
Где купить стеновые панели мдф Владивосток отделка панелями скидки оптом.