Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
15-02-2016 13:06
 
БЛОГ ПРОТОИЕРЕЯ ВСЕВОЛОДА ЧАПЛИНА: "Формулировки игнорируют, что мы с католиками не едины в вопросах веры". Комментарий к декларации Папы Франциска и Патриарха Кирилла (Гундяева)

Прочел-таки совместное заявление Патриарха Кирилла и Папы Франциска.

Вопреки предварительным объявлениям, что тема геноцида христиан на Ближнем Востоке будет чуть ли не главной, а сама ситуация там явилась основной причиной для встречи, этому вопросу посвящены лишь 4 пункта из 30, содержащихся в документе.

Вообще, «религиозных» пунктов в нем 18, а «общественных» - 12. Причем рискну предположить, что «религиозные» формулировки готовила по преимуществу католическая сторона (узнаю пиетистский ватиканский язык, особенно в начале документа), а «общественные» - наша (хотя наверняка в Ватикане их сильно смягчили, убрав значительную часть конкретики).

К сожалению, многие «религиозные» формулировки словно игнорируют то, что мы с католиками не едины в вопросах веры, духовной жизни и молитвенной практики. Папа и Патриарх именуются «братьями по христианской вере» (п. 1), предлагается «дать миру отчет в нашем уповании» - как будто уже вполне едином (п. 3), «объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии» - словно бы понимаемом уже совсем одинаково (п. 7). В развитие этой мысли утверждается, что «православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова» (п. 24). Более того, говорится: «В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям» (п. 13).

Я, например, уважаю нехристиан, но считаю многие элементы их учения о Боге неверными – то есть относящимися не к Истинному Богу, а к кому-то несуществующему или, мягко скажем, к кому-то, кто Богом вовсе не является.

Теперь про «общественные» пункты. В принципе они неплохие. Но вот конкретики, смелости, «профетизма» в них немного. Так, суждения по темам Украины и Ближнего Востока недалеко ушли от шуточных прогнозов Арона Шемайера. Ничего не сказано о том, что сегодня с международным терроризмом можно эффективно бороться только силой, и такая борьба для христиан – священный долг, долг защиты ближних. Умалчивать об этом – значит лицемерить и прятаться от ответственности.

По Украине вполне можно было бы предложить свой мирный план, с учетом интересов как прозападных греко-католиков, так и пророссийски настроенной части населения страны. Сделать это открыто, предложив Порошенко, Путину, Обаме и руководству ЕС собраться вокруг Предстоятелей Церквей для переговоров о реальном, справедливом разрешении конфликта. Почему открыто – чтобы не смогли отвертеться. Надо, наконец, вернуть духовную власть в систему принятия ключевых общественных решений.

Вот это воспринимаю очень позитивно: «Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни» (п. 15); «Растущее неравенство в распределении земных благ увеличивает чувство несправедливости насаждаемой системы международных отношений» (п. 17).

Продолжаю считать, что православно-католическое сотрудничество нужно – без измены Истине Православия, на основе соборного принятия решений в Русской Церкви и во всем православном мире с участием клира, монашествующих и мирян. Если сотрудничества не получится или оно окажется вялотекущим – надо переходить к православной миссии на Западе. Без нечестных методов прозелитима, но и без политкорректности.

Рад тому, что некоторые священнослужители сделали критический обзор этого документа – например, священник Георгий Максимов и диакон Владимир Василик.

Несколько слов о побудительных мотивах к встрече. Разговоры о том, что Патриарх поехал в Гавану «по указке Путина», - бред. Но вот интересную вещь сказал основатель влиятельной католической Общины святого Эгидия, профессор и бывший итальянский министр Андреа Риккарди: «29 ноября 2012 года Андреа Риккарди был приглашен на обед с Патриархом Московским, и, как выяснилось, тот был расположен встретиться с Бенедиктом XVI, но, по его словам, еще не получил согласия своих епископов. Кирилл предложил программу встречи в Милане, которая бы завершилась обращением Папы и Патриарха к Европе. Но Ватикан, к удивлению автора статьи, не торопился отвечать на предложение Кирилла». В тот раз встреча не произошла, потому что Бенедикт XVI (на мой взгляд, лучший Папа последних 50 лет) готовился к отставке. Тем не менее, если верить Риккарди (а это человек серьезный), именно из Москвы была проявлена инициатива «войти в историю». Теперь, в формальном смысле, – получилось. Будут ли реальные плоды и что еще будет сделано ради мировой телекартинки – посмотрим.

БЛОГ ПРОТОИЕРЕЯ ВСЕВОЛОДА ЧАПЛИНА, 14 февраля 2016 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]