Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
31-10-2015 10:45
 
БЛОГ ИЕРОДИАКОНА ПАВЛА (ЛИПИНА): "Лошадью ходи" или операция "Троянский конь". Синод РПЦЗ(А) никак не поделит свою северо-американскую паству

Говорят, утро добрым не бывает... особенно если оно начинается с информации о прошедшем в Одессе заседании Синода РПЦЗ. Зачастую это действительно так, даже если за последние годы ты уже привык не ждать решений со знаком "+" для Зарубежной Церкви от ее же собственных иерархов.

Неожиданностей не произошло и на этот раз. Наивным мечтам и искренним стремлениям северо-американской паствы, или же "американских индейцев", как именует их член Синода РПЦЗ "катакомбный" епископ Афанасий, увы, вновь не было суждено сбыться и никакого административного единства церковной жизни в Северной Америке мы вновь не дождались. Но повторюсь, что решение Синода относительно распределения приходов в Северной Америке между Первоиерархом РПЦЗ, носящим тутул Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского, но фактически проводящим в Америке лишь несколько недель в году, и Архиепископом Сиракузским и Свято-Никольским Андроником (мнение паствы при этом никакой существенной роли не играет) было вполне предсказуемым. Сам Митрополит Агафангел при своем последнем посещении Америки признавал неправильность "совместного управления" епархиями и говорил о необходимости "вернуться" к былому распределению власти. Но не потому ли и предпринималась попытка изменить "былое", к которому мы снова возвращаемся, как назад в будущее, что оно не устраивало американскую паству? Что тут скажешь, жираф большой, ему видней!

Очевидно, что наши архиереи совершенно сознательно предвидят то, что принятое ими решение не способно удовлетворить непокорных "индейцев", а прислушаться к мнению этих недочеловеков или недохристиан (один Бог знает, кем еще считают в просвещенной Одессе и одухотворенной Вологде православных русских людей, живущих в Америке), очевидно, просто не считается возможным. Похоже, что именно факт очевидной некомпетентности Синода (в числе которого лишь 2 из 7 архиереев хорошо знают жизнь за Атлантическим океаном) в решении американского вопроса и заставил пустить в ход троянского коня в лице о. Владимира (Петренко) из Сан-Паулу (Бразилия), назначенного администратором Нью-Йоркской и Восточно-Американской епархии при живом и здравствующем правящем архиерее, который, правда, не стремится проводить жизнь в пределах своей главной епархии, хотя с этой целью был даже специально приобретен т.н. "синодальный дом", за который нашей Церкви предстоит рассчитываться ближайшие 19 лет, выплачивая ежемесячно по кредитному договору порядка 1400$, не считая других текущих расходов на обслуживание и ремонт этого почти постоянно пустующего здания. Или он был приобретен не для этого? В таком случае прошу меня простить.

Теперь немного поразмышляем над тем, откуда взялся сам троянский конь? Каким образом протоиерей из Бразилии вдруг занимает такую высокую должность в США и, похоже, даже должен будет переехать на ПМЖ в Нью-Йорк, оставив два окормляемых им прихода в Сан-Пауло, в епархии, где, возможно, острее всего в нашей Церкви ощущается недостаток кадров священнослужителей! Откуда же растут ноги такой "жертвенности" ради блага Церкви и каков во всем этом личный интерес участников вышеозначенного решения?

Начнем "по чину Мелхиседекову" со старшего по сану. Что получает Митрополит Агафангел с назначением наместника (администратора) в Нью-Йорк? Во-первых, он сохраняет свою власть и влияние в Северной Америке. Во-вторых, он, практически до нуля утратив собственный кредит доверия среди американской паствы, будет надежно прикрыт высоким авторитетом достойного священнослужителя, воспитанника русского зарубежья и духовной школы РПЦЗ. В третьих, он выступает в роли "благодетеля" для самого о. Владимира, делая его своим заложником или соучастником, называйте, как хотите.

Здесь мы собственно переходим к рассмотрению хорошо известных широкому кругу людей в Нью-Йорке мотивов о. Владимира, который приехал на погребение усопшего настоятеля Свято-Троицкого прихода в Астории, не скрывая своего стремления занять его место, но столкнулся с сопротивлением самого прихода в лице приходского совета, единогласно проголосовавшего за хиротонию в священника воспитанника о. Всеволода и его многолетнего помощника протодиакона Димитрия Добронравова. Было подано соответствующее прошение правящему архиерею, встретившее его полное одобрение и поддержку, вскоре после чего при всеобщей радости и состоялась хиротония о. Димитрия во пресвитера. Но радость, по правде сказать, все-таки не была всеобщей. Стали нагнетаться слухи о том, что только что рукоположенный о.Димитрий, не имея необходимых навыков и опыта служения и управления приходом, нуждается в помощи (сам он об этом не просил). Через несколько дней о. Владимир и Митрополит Агафангел отправились "в гости" к вл. Андронику, о чем-то беседовали с ним и вернулись в Асторию уже с указами о назначении о. Владимира временно настоятелем, а о. Димитрия - вторым священником. Интересно, что эти указы были напечатаны рукой самого владыки Митрополита.

Вскоре состоялось еще одно заседание приходского совета. Решение архиерея, принятое без согласования с приходским советом, вызвало законное недоумение и недовольство, но с целью умиротворения ситуации все же было принято советом, ограничив настоятельство о. Владимира годовым сроком. При этом сам он заверил в том, что будет лишь с периодичностью в 2-3 месяца посещать приход на пару недель, будучи сильно занят на своих приходах в Сан-Паулу.

Итак, что получается теперь, когда приход в Астории снова подчинен Синодом Митрополиту Агафангелу, а о. Владимир назначен администратором обретшей второе дыхание Нью-Йоркской епархии? Конечно, администратор, живущий за тридевять земель от епархии ничем не лучше живущего на примерно таком же от нее расстоянии архиерея! Значит о. Владимир все-таки переедет в Нью Йорк. Где же он будет жить в Нью-Йорке? Можно предположить, что в пустующем "синодальном доме". Но относительно служения в Астории, где он является хоть и временно, но все-таки настоятелем, это не самый удобный вариант. Также для служения в США ему потребуется специальная религиозная виза, а еще лучше грин карта. Никому, наверно, не нужно объяснять, что получение документов в США дело не простое, не быстрое, да и довольно накладное, учитывая, что хорошего стабильного дохода в первое время жизни в Нью Йорке о. Владимир иметь, скорее всего, не будет. Разве что добрые люди помогут или Синод?! Приходу в Астории, во всяком случае, его содержание точно не по карману. А ведь, наверно, за ним в Нью Йорк в обозримом будущем должны будут последовать и матушка с детьми. Но все это личные заботы о. Владимира, в конце концов, Бог поможет! Говоря же о бразильских приходах о. Владимира можно смело утверждать одно: его отъезд это горе и слезы осиротевших прихожан. Хотелось бы верить, что ему сумеют найти достойную замену, но зная о недостатке священников в Южной Америке, это будет непросто. К слову сказать, нынешний же Синод по ходатайству епископа Григория лишил священного одного из тех немногих... Я уверен, что на то была действительно основательная причина, потому что вл. Григорий не из тех, кто накладывает прещения или просит Синод о лишении сана, исходя из несложившихся личных отношений, но все-таки подобные известия не приносят радости.

Итак, продолжим. Если вариант проживания в синодальном доме не устроит о. Владимира, то остается, по сути, еще один вариант - попытаться подселиться в дом овдовевшей матушки Ирины (Дутиковой), но мне не кажется, что эта идея найдет поддержку распоряжающегося приходским имуществом приходского совета, не говоря уже о том, что одно дело гостить у матушки, а другое - жить с ней в одном доме постоянно. А выгонять всеми любимую матушку ради размещения временного (да пускай бы и постоянного) настоятеля, конечно же, никто не собирается. И сам о. Владимир твердо осуждал даже просто ходившие в приходе на этот счет сплетни.

Подводя итоги размышлений в слух, хочу сказать, что несмотря на то, что я рассуждаю об уже принятом Синодом решении, это решение отнюдь не носит догматического характера и вполне может быть отменено любым последующим заседанием Синода или Собора Архиереев РПЦЗ.

Ход конем сделан. Увидим, впустят ли мифического троянского коня в осажденный и героически противостоящий давлению превосходящих сил противника город его жители, ведь иногда история все-таки чему-то учит людей!

БЛОГ ИЕРОДИАКОНА ПАВЛА (ЛИПИНА), 30 октября 2015 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]