Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
25-12-2012 13:55
 
"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Рождественское дежавю. РПЦ МП хочет быть в авангарде общества, но отстает от него на 13 дней

Сегодня многие христиане в мире празднуют Рождество. Есть устойчивое убеждение, что этот праздник 25 декабря, то есть по григорианскому календарю, отмечает исключительно Римско-католическая церковь. Ну и еще протестанты. В просторечии часто говорят "католическое Рождество", "западное Рождество". Получается, "их" дата противопоставляется "нашей", православной, которая выпадает на 7 января, что по юлианскому календарю получается все то же 25 декабря.

Между тем это заблуждение. Старого стиля в летоисчислении придерживаются далеко не все православные Церкви. Более того, православная Россия находится в меньшинстве. Среди православных "Церквей-старостильников" – Иерусалимская, Сербская, Грузинская и афонские монастыри. Прочие православные Церкви придерживаются так называемого новоюлианского календаря, который будет совпадать с григорианским вплоть до 2800 года.

Новости последних дней дают нам повод думать, что православные "братушки" на юге Европы "дрейфуют" в календарном смысле в сторону христианского большинства. Недавно вопрос перехода на новый календарь обсуждался в Болгарской православной церкви. Ранее некоторые приходы получили специальное патриаршее благословение, то есть разрешение, жить по старому, юлианскому календарю. Благословение было дано Болгарским Патриархом Максимом (Минковым), который скончался в ноябре с.г. Теперь же Синод Болгарской православной церкви намерен привести свои приходы к одному стилю. По мнению синодальных митрополитов, единый календарь – новоюлианский – мог бы сплотить болгарских верующих, которые нередко разделялись по календарному принципу. Переход на новоюлианский календарь в свое время привел к расколам среди верующих Элладской и Сербской православных церквей. Тогда православные консерваторы сочли новый календарь реверансом в сторону Римско-католической церкви или, что не лучше, уступкой секулярному миру. Тем не менее большинство членов этих Церквей приняли новые правила.

Православные Церкви, перешедшие на новый стиль, идут на уступку не католикам и прочим "схизматикам", а требованиям современной эпохи. Надо шагать в ногу со своими европейскими соседями и партнерами. Надо учитывать, что граждане развитых стран мира живут по григорианскому календарю, который уже давно в сознании большинства людей утратил свой сугубо церковный смысл. Нельзя быть современными людьми и вечно опаздывать на 13 дней!

В России православным верующим, все в большей степени приобщающимся к церковной жизни, приходится вести двойную жизнь. Одна ее часть сообразуется с григорианским календарем, вторая – с юлианским. Мы привыкли к абсурдному порядку: Рождество у нас наступает через семь дней после новогоднего оливье, а затем можно отметить еще и старый Новый год. Некоторые россияне, особенно молодежь, не прочь отметить также Рождество по григорианскому календарю.

Тем православным верующим, кто воцерковлен не напоказ, а по велению души, больно осознавать, что празднование Нового года, любимого с детства праздника, приходится на рождественский пост. В этом году, к примеру, 31 декабря выпало на понедельник и, согласно православным канонам рождественского поста, в этот день предписано употреблять горячую растительную пищу даже без растительного масла. Какое уж тут новогоднее застолье в сопровождении скоромного "Голубого огонька"!

От разделения календарей недалеко и до раздвоения личности. Все-таки социализированные россияне живут по гражданскому календарю. Но в последнее время Русская православная церковь все больше входит в общественную сферу, привнося свой стиль не только в жизнь сугубо верующих людей, но и в самые широкие слои номинально православных русских людей, да и всех остальных россиян. Духовная скрепа все-таки!

Кстати, в самой Церкви тоже происходит раздвоение сознания. Патриарх Кирилл поздравляет православных верующих не только 13 января (1 января по старому стилю), но и с привычным Новым годом. Так, в 2011 году 31 декабря Предстоятель РПЦ совершил в храме Христа Спасителя новогодний молебен о мире и благоденствии. На православных форумах по этому поводу разгорелся нешуточный спор: ведь "Новый год далеко не церковный праздник" и "в голове не укладывается, как можно сливать в одно духовное и земное". И в то же время другие верующие говорят о существовании гражданской традиции празднования Нового года, о том, что россияне, бывшие советские люди, привыкли отмечать этот праздник именно 31 декабря.

Волей-неволей Церкви тоже придется адаптироваться к привычному укладу жизни россиян, чтобы быть современной и понятной обществу. Кто знает, может быть, мы в скором времени станем свидетелями коренных изменений, когда русское православие встанет перед выбором между консерватизмом и социальными амбициями. Возможно, Московский Патриархат захочет догнать болгарских и прочих православных братьев, отказавшись от вечного отставания на две недели.

Лидия Орлова,

"НГ-РЕЛИГИИ", 25 декабря 2012 г.

Фото: Reuters


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]