Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
13-11-2012 17:54
 
"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Столичные атеисты митингуют, ходят в церковь и занимаются просвещением. Дело "Pussy Riot" сделало атеистические сообщества более популярными

Пока государство пытается защищать чувства верующих, неверующие объединяются в атеистические сообщества. "МН" поговорили с современными безбожниками и выяснили, зачем они это делают, чего добиваются и во что на самом деле верят.

Фонд "Здравомыслие"

"Дело даже не в атеизме. Мы выступаем не против христианства, а за то, чтобы государство было светским".

Фонд "Здравомыслие" был создан в 2010 году. Он возник в результате обсуждения в блогах и соцсетях развешанных по Москве билбордов с цитатами из Библии вроде "Я - Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня". Несколько активистов решили объединиться и на свои деньги изготовить и развесить билборды с цитатами из 14 статьи конституции: "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

Изначально в "Здравомыслие" входило 12 человек, за последний год количество людей увеличилось до 40 человек, среди них – несколько верующих. Среди присоединившихся много тех, кто недоволен введением в школах с сентября 2012 году новой дисциплины "Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ) и возмущен делом "Pussy Riot". "Наш человек – это хипстер. Ему около 30 лет, может, немного больше. У него неплохая зарплата и современный взгляд на вещи", — так описывает участников фонда его президент Артем Журавский. Журавскому 38 лет и он работает системным администратором.

— Во что вы верите?

— Я не верю ни в бога, ни в высшие силы. Нет судьбы кроме той, которую человек сам себе выбирает, и нет чудес кроме тех, которые делают люди. Я верю в это. И приятно самому иногда почувствовать себя дедом морозом. И если мне нужна помощь, то я обращусь к людям, а не к богу. Хотя не могу исключить возможности, что пойду в церковь, если там, например, хороший батюшка, который может помочь.

"Здравомыслие" выступает за "бытовой атеизм" — то есть за возможность "жить, не ставя во главу угла какую-то идеологию".

33-летняя Елена, секретарь "Здравомыслия" (фамилию она попросила не указывать), говорит, что "в первую очередь позиционирует cебя все-таки как трансгуманиста". "Трасгуманизм – это мировоззрение, имеющее научные основы, признающее необходимость и желательность совершенствования человека только с помощью достижений науки и технического прогресса, — объясняет она. — Скорее я атеист в том смысле, что я ничего не готова принимать на веру. Я предпочитаю все-таки знание".
Елена рассказывает, что одно время находилась в поиске, изучала разные религии, "но настал момент, когда я поняла, что определенные правила, которые навязываются религией, мне просто не подходят. Более того, они не подходят для жизни, не позволяют развиваться. Если мне нужны ответы, я должна получать их с помощью науки и научного мировоззрения".

— А бог есть?

— Атеизм не рассуждает о том, существует бог или нет. Он допускает возможность, что существует все. Отрицания существования бога в атеизме никогда не предполагалось. Это один из вариантов трактовки, который близок именно мне.

— Во что вы верите?

— Наверное, в бесконечное развитие человечества.

В конце ноября 2012 инициативная группа при поддержке "Здравомыслия" собирается провести в Москве международную конференцию, посвященную вопросам межконфессиональных отношений в светском государстве и "разбору коллизий, сложившихся на фоне событий 2012 года в России".

Атеистическое общество Москвы "АТОМ"

"Мы хотим создать антиклерикальную ассоциацию, объединить все атеистические общества. Пора уже заявлять о себе".

Общество "АТОМ" возникло в 2000 году. Первоначально, по словам его председателя, 48-летнего писателя Александра Никонова, это был клуб по интересам, вроде общества филателистов или другой "ерундистики". В "АТОМе" стабильно состояло порядка 70 человек, за последний год эта цифра выросла до 100. "К нам идут и старые и малые, портрет совершенно разнокалиберный, — говорит Никонов. — Но это люди с высшим образованием, потому что думающий человек обладает меньшей терпимостью к навязыванию религии".

— Наша задача — противостоять клерикализации общества и просвещать оное общество, показывая людям, что старые глупые сказки про Огромного колдуна, который с помощью своей волшебной силы сотворил вселенную, устарели, — говорит Никонов.

Общество издает журнал под названием "Новый безбожник". Очевидную перекличку с советским журналом, который назывался просто "Безбожник", Никонов объясняет так: "Поначалу журнал назывался "Безбожник", как в начале века. Но поскольку того журнала уже нет, а новые времена есть, я предложил название "Новый безбожник". Мне оно показалось более прикольным". В журнале объясняется, что такое "АТОМ" (помимо того, что это аббревиатура от полного названия общества): "Атом – это знак глубокой связи научного и технического прогресса с развитием атеистического, антирелигиозного мировоззрения".

В "Новом безбожнике", например, есть рубрики "Портрет атеиста", "Религия в законе", "Наука и религия", на последней обложке печатают антирелигиозные стихи классиков, а в статьях в глаза бросаются крупно набранные антирелигиозные цитаты из поэтов, писателей, философов. Например "Я не могу верить в бога, который на меня сердится за то, что я в него не верю" Сомерсета Моэма или "Религия – болезнь души" Свифта.

Никонов является одним из учредителей политической партии "Россия без мракобесия". Эта партия и "АТОМ" в октябре провели на Пушкинской площади антиклерикальный митинг. По мнению Никонова, дело "Pussy Riot" обозначило глубокую трещину между прошлым и будущим России. "Вместо того чтобы проигнорировать эту глупую выходку в Храме Христа Спасителя, власть решила, черт возьми, мы сейчас накажем, пускай и не по закону. И этим несправедливым наказанием власть добилась обратного – возмущенная несправедливостью молодежь стала осквернять храмы, начались эти крестоповалы. В ответ на это правительство обсуждает принятие идиотского закона о защите прав верующих, приближаясь к средневековью", — говорит Никонов.

Для самих участников "АТОМа" крестоповалы и граффити на стенах храмов — это вандализм. Воинствующими атеистами они себя не считают. Их арсенал — митинги, книги Никонова и интернет-пропаганда.

— Во что вы верите?

— Я атеист в чистом виде. Я не верю в бога, не верю в бабу ягу. В церковь я ходил разве что на экскурсию. Теоретически могу обратиться к богу, но обращаться ни к кому, это все равно, что обращаться к деду морозу. Единственное, во что я верю — это наука.

Со взглядами председателя некоторые члены общества не согласны. "Я чисто политический атеист, я за то, чтобы церковь не вмешивалась в дела государства. Но по культуре я православный. Много лет назад я работал в церкви чтецом", — говорит Лев Левинсон, один из старейших членов общества "АТОМ". Он рассказал, что на пасху и рождество ходит в церковь со своей семьей. "Верю ли я в Бога? Для меня этого вопроса не существует, я сам себе на него не могу ответить", — сказал Левинсон.

"Безбожники" в СССР

В 1924 году из читателей газеты "Безбожник", издававшейся с 1922 года, было создано общество ее "друзей". В апреле 1925 года на его основе было создано единое всесоюзное антирелигиозное общество. Сначала оно называлось "Союз безбожников", в 1929 году на II Съезде было переименовано в Союз воинствующих безбожников. На этом съезде с речами выступили Бухарин, Луначарский, Максим Горький, Демьян Бедный, Владимир Маяковский. Общество работало под девизом "Борьба с религией — борьба за социализм". Помимо газеты, общество издавало журнал "Безбожник" (некоторое время назывался "Безбожник у станка"). В 1941 году с началом войны атеистическая пропаганда стала ослабевать. Вышел последний номер газеты "Безбожник". В 1947 функции пропаганды научно-атеистических знаний были переданы вновь созданному Всесоюзному обществу "Знание". В 1964 года в СССР начал работу Институт научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС. Институт просуществовал до 1991 года.

Журнал "Скепсис"

"Отделять атеистические вопросы от социальных нельзя. Наша задача сейчас – просвещение, как во времена Вольтера"

"Скепсис" был создан в 2002 году атеистами, в том числе и теми, кто когда-то участвовал в создании "АТОМа". "Наши дороги с "АТОМом" разошлись, в частности, потому что мы принципиально считаем, что отрывать атеистические, антиклерикальные вопросы от социальных и политических нельзя", — говорит Соловьев. "Свобода начинается с сомнения" — гласит девиз журнала. "Скепсис" регулярно выходит в электронной версии. Разделы сайта — от политики и религии до социологии и естественных наук. Печатная версия появляется раз в год как альманах.

Над журналом работают 15 человек. В разделе "Кто мы такие?" на сайте говорится: "Мы - пока еще молодые люди: преподаватели и ученые, студенты и аспиранты, просто скептики; рационалисты; атеисты и антиклерикалы; готовы к дискуссии с любыми оппонентами". Главный редактор журнала – 33-летний Сергей Соловьев, кандидат философских наук, преподаватель отечественной истории, социологии и социальной философии в Московском городском психолого-педагогическом университете. Аудиторию журнала Соловьев характеризует как молодых интеллектуалов, "начиная со старшеклассников".

Коллектив журнала придерживается социалистических взглядов. "Речь не о ностальгии по СССР. С нашей точки зрения, социализма в СССР не было, мы коммунисты, социалисты, и при этом антисталинисты. Но это не означает, что в журнале не появляются статьи авторов, придерживающихся совершенно других политических взглядов", — объясняет Соловьев.

По мнению Соловьева, сейчас в обществе постепенно происходит изменение настроений: "Церковь растрачивает кредит доверия, полученный 20 лет назад, потому что РПЦ выбрала позицию обслуживания интересов власти и финансовой олигархии. В СССР существовала идеология КПСС, имевшая такое же отношение к Марксу и Ленину, как Христос к испанской инквизиции. Теперь эта идеологическая роль принадлежит РПЦ", — говорит Соловьев.

Приговор, вынесенный "Pussy Riot", по словам Соловьева, —безобразие, но поведение Pussy Riot только дискредитирует атеизм, играет на руку фундаменталистам в РПЦ. Ещё большим безобразием является подготовка закона о защите чувств верующих, который попросту отменяет 14 статью Конституции РФ. Тем не менее, эти события вовсе не свидетельствуют о том, что взаимосвязь между церковью и государством окрепла лишь в последнее время. "Процесс сращивания церкви и государства по образцу Российской империи начался еще с конца 80-х годов, и активно шел при Ельцине", — говорит Соловьев.

— Во что вы верите?

— Я атеист, вырос в семье атеистов, — говорит Соловьев. — В детстве я прочел библию с интересом, наравне с былинами и мифами Древней Греции. Я не верю ни в бога, ни в инопланетян, ни в "третий глаз" или другую муру. Не могу сказать, что я верю в науку, "верю" — это неправильное слово. Наука рациональна, она опирается на доказательства, а не на веру.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ:

"Любые гражданские организации в России имеют право на жизнь, у меня нет ничего против того, чтобы люди объединялись по своим идеологическим и философским взглядам. Но когда такие организации начинают повторять всякие Союзы воинствующих безбожников, клеветать на церковь, устраивать определенные провокации, за которыми проглядывают политические мотивы, это заканчивается большой кровью, как это было в 20-х годах. О тех атеистических организациях, которые выступают за отделение церкви от государства и выходят на митинги, я могу сказать одно: совок неистребим. Это совковое мировоззрение, которое до сих пор живо и не дает развиваться нашему обществу. Отцы представителей агрессивной части атеистов – это деятели советской власти, и методы их исключительно советские, и желание и цели исключительно советские. И если бы была у них возможность устроить какие-то гетто или лагеря, или издать законы, которые могли бы истреблять верующих, они бы этим с удовольствием воспользовались".

Протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношениям Церкви и общества:

"Я к атеистам нормально отношусь. Практически во все исторические эпохи имели место споры между верующими и неверующими людьми. Я в советское время сам участвовал в таких спорах. Когда это нормальная взаимоуважительная дискуссия, это естественные вещи, которые мне даже нравятся. Но я хотел бы, чтобы некоторые атеисты избегали оскорбления религиозных чувств. Еще можно понять, когда это происходят в пылу полемики. Но когда человек каждый день размещает в интернете похабные карикатуры с использованием иконографии, это уже отдает не честным спором, а политической провокацией. В споре нужно быть все-таки интеллектуально честными. Отделения церкви от государства вовсе не означает, что ее нужно исключить из образования, армейской жизни и общественного пространства в целом. У церкви сейчас нет властных полномочий, она и так от государства отделена".

Другие атеистические организации

— Портал atheism.ru. Продвигает идеи научного атеизма.

Российское трансгуманистическое движение. Идеи атеизма близки людям, входящим в эту организацию, многие одновременно состоят и в "АТОМе", и в "Здравомыслии". Тем не менее, главная цель движения – способствовать развитию новых технологий, с помощью которых человек смог бы усилить свои интеллектуальные и физические возможности.

Российское гуманистическое общество. В него входят люди, разделяющих принципы светского, гражданского гуманизма.

Союз воинствующих безбожников.

Наталья Беришвили, Наталья Коныгина,

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ", 12 ноября 2012 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]