Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
26-10-2012 14:21
 
"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": В школе могут появиться завучи по духовности. Новую клерикализационную инициативу в России комментируют писатель Павел Проценко, эксперт Александр Верховский и религиовед Борис Фаликов

Комитет по культуре, спорту и молодёжной политике Самарской губернской думы одобрил 19 октября инициативу депутата Дмитрия Сивиркина о введении в самарских школах специальной должности завуча — духовного наставника. Эту должность должен занимать человек в сане священника, для того чтобы грамотно "учить детей православию".

Сивиркин внес на рассмотрение думы это предложение, так как в сентябре его об этом попросили атаманы и казаки Самарского окружного казачьего войска, а он, кстати, является их старшиной. Казаки, в свою очередь, вдохновились примером Чеченской республики. Там, по недавнему заявлению Рамзана Кадырова, предметы "История религии" и "Основы религии" в общеобразовательных школах  будут преподавать мусульманские духовники, нанятые в качестве завучей по воспитательной работе.

Казаки опасаются того, что без религиозных наставников можно вырастить поколение безбожников, "не имеющих ничего святого за душой, поколения людей, оторванных от Бога, от своего народа".

Инициативу Сивиркина поддержали семеро из восьми заседавших парламентариев и рекомендовали вынести вопрос на обсуждение общественной комиссии по образованию. От голосования воздержался лишь депутат Сергей Иванов, напомнивший коллегам о пункте Конституции, который гласит, что Россия — светское государство.

В Тамбовской области другая инициатива. Тамошнее управление образования и науки рекомендовало создавать в детских садах "уголки православной культуры", не предусмотренные ни законом об образовании, ни законом о религиозных объединениях.

Методист Елена Коровина сообщила xradio.su, что в уголках православной культуры будут находиться иконы, свечи, лампадки, мультфильмы, сказки на кассетах и духовная литература.  Кроме того, после согласования с родителями в группах могут проходить занятия духовно-нравственной направленности.

Атеисты возмутились постановлением образовательного управления, подозревая, что таким образом будет происходить навязывание религии детям и их родителям.

"Нетрудно догадаться, что в условиях тотального дефицита детских садов подход будет таков: "Не нравится – не отдавай ребенка в наш ДС, а ваше место с радостью займут другие", — поделился своими опасениями с информационным агентством "Росбалт" член центрального совета Союза воинствующих безбожников Андрей Кораблев.

Павел Проценко, писатель, публицист:

Пришла новость из Самарской области, где комитет по культуре региональной думы выдвинул инициативу о введении в местных школах должности завуча в духовном сане. Важно осознать, к какой области нашей исторической традиции относится эта придумка, из какого наследия пришло это послание в наше настоящее.

Конкретно за предложением стоит просьба местного казачьего войска, а войско вдохновилось примером Рамзана Кадырова, намеривающегося завести в школах Чеченской республики завучей из мусульманского духовного сословия. Казаков беспокоит, что молодые поколения вырастут безбожниками. Лично Димитрий Сивиркин глубоко почитает Рамзана Ахматовича за его нравственность. Он также считает, что если и представители других конфессий захотят иметь своего завуча, то на это нужно согласиться, даже если таких завучей будет десяток.

В Российской империи, где по закону не могло быть неверующих, до такой меры как-то не додумались. Были в гимназиях преподаватели Закона Божьего в духовном сане, но не более того. Законоучитель преподавал катехизис и следил за участием учеников в богослужениях. Он привлекался и в случае каких-то возникавших в учебном процессе недоразумений духовно-воспитательного характера, но как советчик, как рядовой педагог, а не как руководитель. Законоучителей контролировали попечительские советы, синодальные и министерства народного просвещения чиновники. Самарский же депутат предлагает должность завуча, т.е. такого лица, который сам должен контролировать духовное направление в воспитательной деятельности учебного заведения. (В противном случае зачем и должность отдельного "духовного" завуча?) При этом трудно представить, чтобы в нынешних школах был не один, а целый отдел преподавателей "Основ религиозных культур". Только недавно Дмитрий Медведев предупредил, что этот курс должны вести светские специалисты, желательно с высшим педагогическим образованием. И вот депутат своей инициативой фактически дезавуирует это заявление премьера. Ведь появление завуча в духовном сане в штате светской школы – это резко меняет всю государственную образовательную политику.

Да и что такое это самое желание грамотно "учить детей православию"? Это значит завести еще одну контрольную инстанцию над выполнением методических указаний разработанного и утвержденного курса "Основ". Не знаешь, чему удивляться: провинциальной прессе, транслирующей ерундистику из уст самарского думца Сивиркина, или местному комитету по культуре и спорту, который поддерживает такую нелепую инициативу. Можно ли обсуждать невежество на, так сказать, начальной стадии его проявления?

Опять же в Российской империи умонастроением и душеустройством граждан занимались долго и упорно, причем лица, не в пример самарскому депутату, ученые и преемственно духовные. Чем все это кончилось, известно. В частности, тем, что кадровое духовенство было уничтожено. И кто вместо них вырос взамен? Можем наблюдать повсеместно…

Предреволюционная передовая богословская мысль и церковно-учительная практика пришла к твердому выводу, что "учить детей православию" в том ключе, как того требует послесоветское казачье войско Самарское, есть дело, разрушающее веру. Это в Саудовской Аравии, к примеру, сейчас существует полиция нравов, которая твердо содействует добродетели в школах и борется в ее стенах с грехом. В царской же России пришли к выводу, что нужно не строгостью оценок за (не)знание катехизиса воспитывать детей, а исключить оценки за религиозные знания в принципе. Законоучитель должен давать добрый пример, дружески беседовать о Нагорной проповеди, быть старшим другом. Правда, начать осуществлять такой подход в общем порядке не успели. Власть взяли большевики. Фотография, помещенная в самарской газете, на которой большой священник экзаменует маленького гимназиста, это иллюстрация не к временам Серебряного века, а к эпохе Николая I.

Еще одна проблема, как ни странно, финансовая. Для маленькой Чеченской республики, где большая часть населения, мягко говоря, не роскошествует, завучи из духовенства – это, оказывается, решаемая проблема. Для самарского депутата ввести в штат школ "духовных" завучей – это тоже проблема десятая. А между прочим, российские школы существенно недофинансируются. Какая же логика движет депутатом? Не стоит ли за всеми этими казачьими инициативами и почитанием Кадырова древняя проблема, называемая распилом бюджета? В Российской империи, которая по уровню благочестия, была не чета нашей РФ, депутаты эту сторону не упускали из виду. В 1908 г. в Думе третьего созыва горячо обсуждали бюджет церковно-приходских школ. Парадоксальным образом депутаты из православных крестьян в большинстве своем голосовали против его утверждения. Почему? Крестьяне были недовольны качеством учебно-воспитательного дела в церковной школе. А кроме того, обвиняли священников, заведовавших этими школами, в корыстном использовании своего положения для устройства в них на учительские  должности своих детей и родственников. При этом мимо крестьянского внимания не проходил следующий факт, носивший массовый характер. Призывая крестьянских детей идти в церковно-приходские школы, своих детей священники, как правило, отдавали в земские начальные училища. (Гражданам РФ это многое что должно напомнить!) Подобная двойственность поведения "ревнителей" благочестия приводила к тому, что, например, бюджет по церковно-приходским школам утверждался Думой в сильно урезанном виде.

Что касается обеспокоенности Союза воинствующих безбожников из Тамбова введением в местных детских садах "уголков православной культуры", то мою, например, обеспокоенность вызывает наличие самого подобного Союза. Реанимация советского СВБ (а нынешняя организация объявила себя ее преемником) вещь более дикая, чем возникшие повсюду казачьи войска из числа бывших милиционеров, военных отставников и прочего подобного контингента. СВБ — одна из советских организаций, повинная в развязывании в стране массовой истерии нетерпимости к чужим убеждениям. Она прямо повинна в доносительстве, травле множества людей, в их гибели, в разрушении храмов. Несомненна связь ее с коммунистическим советским наследием. Беспокоиться о правах человека и состоять в рядах организации с подобным прошлым — нелепица и очевидное двурушничество.

Александр Верховский, ИАЦ СОВА:

То, что в Самаре является экзотической инициативой, в Чечне легко станет реальностью. Ну а потом, пожалуй, может стать реальностью и в Самаре.

Еще в 90-е годы сложился вполне разумный и конституционный компромисс: религия может допускаться в школу только в виде "знаний о религии" или в сугубо факультативном порядке, то есть как добровольные занятия после уроков. Иначе не получается: у нас очень секулярная Конституция. Она, среди прочего, не позволяет и дискриминировать священников в качестве людей, которые могут вести любые факультативные "кружки по интересам". С другой стороны, в школе (а также и в детском саду) не может быть "уголка", контролируемого какой-то одной религией, а люди в сане не могут быть штатными учителями (если выступают в этом качестве).

Конечно, на компромисс всегда покушались с разных сторон, но сейчас он в целом оказался под угрозой. Власть гораздо больше, чем раньше, заинтересована в поддержке со стороны больших религиозных организаций, а за поддержку надо платить. И доступ в школу — самая желанная плата. Сейчас, конечно, инициатива встретит сопротивление, но, скорее всего, в результате компромиссу будет нанесен явный урон.

Борис Фаликов, религиовед:

В том, что в Самарской думе одобрили идею о введении в школе должности завуча-батюшки, нет ничего удивительного. Ведь она пришла в голову местным казакам, а казаки нынче главные авторитеты в религиозно-культурной сфере. Выставку запретить или спектакль отменить для них плевое дело. Ну а батюшку в школе завучем поставить — кто же возразит? Казаков подстегнул пример Рамзана Кадырова, который выступил с аналогичной инициативой в Чечне. С той разницей, разумеется, что там завучем будет мулла, а не православный священник. Кадыров, конечно, не турецкий султан, но одной с ним веры, поэтому и ответ у казаков вышел, как положено, боевым и задорным. Им не привыкать сражаться с басурманами.

Возникает, однако, вопрос. То, что школы должны готовить будущих участников межрелигиозных конфликтов, вполне нормальная идея для казаков, но как она должна восприниматься обычными гражданами? В цивилизованном обществе давно уже принято считать, что школы служат для культурной интеграции людей, особенно в таком многонациональном и поликонфессиональном государстве, как Россия. То есть должны воспитывать не казачью воинственность, а миролюбие. Однако лидеры отечественных религий (и прежде всего православия) сделали все возможное, чтобы убедить государство в том, что в школах надо ввести основы религиозной культуры. И государство с этим в конце концов согласилось, подорвав светский характер образования и создав предпосылки для тех инициатив, которые последовали как на Северном Кавказе, так теперь и в Поволжье. Можно ожидать, что последуют и другие в подобном духе.

Вот только РПЦ они не принесут ничего хорошего. Не стоит забывать, что на Северном Кавказе родители сами выбрали для преподавания детям ислам, тогда как в Самарской области (как и в других российских регионах) большинство предпочло, чтобы детишки изучали светскую этику. Сколько бы ни радовались в РПЦ тому, что православные составляют 80% населения, о реальной приверженности вере говорит не эта триумфальная цифра, а то, чего "православные" родители желают для своих детей. А желают они вовсе не то, что исламские — для своих.

Присутствие муллы в школе вряд ли кардинально изменит отношение к исламу в Чечне, а вот насильственное водворение завуча-батюшки в Самарской губернии, а то и в других российских регионах не только не подстегнет интерес к православию, но, напротив, вызовет еще большее от него отторжение.

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ", 25 октября 2012 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]