Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
27-09-2011 10:20
 
"РЕЛИГИЯ И ПРАВО": Мир, дружба, тандем. Церковные комментарии к прошедшим выборам президента

Мировоззрение отца Всеволода основано на вполне продуманных и важных для России идеях о поддержке традиционного уклада, образа жизни, религии, консерватизма в политике и неприятия западной демократии в полном ее объеме. Для Церкви естественно отстаивать самобытность и консерватизм. Однако в исторической перспективе яркие высказывания отца Всеволода вполне могут быть восприняты как символ некоторого цинизма и сервилизма РПЦ 2010-х годов, тогда, когда уже сама РПЦ активно вступила в политическую борьбу и нащупывает свое идейное пространство в конкурентной среде.

Церковь, безусловно, поддерживает тандем Путина и Медведева, как раньше, так и сейчас, а поэтому не было сомнений в том, что представители патриархии одобрят любое решение, которое будет принято наверху, в том числе и на съезде партии "Единая Россия" 24 сентября, где разрешилась интрига медведевского президентства, и оно досрочно стало путинским. Путин – будущий президент, а Медведев – глава партии и возможный будущий премьер – произошедшую передачу власти от одного к другому глава Синодального отдела РПЦ МП по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО МП) протоиерей Всеволод Чаплин назвал мирной и даже дружеской.

Самое интересное, что с этим не поспоришь – все, действительно, формально так и происходит, порядок и традиции последних 12 лет не нарушаются. Как отметил и сам Путин, "У нас в последние годы сложилась практика, согласно которой предвыборный список "Единой России" возглавляет президент. Считаю, что не нужно эту традицию нарушать".

Медведев же подчеркнул, что это "глубоко продуманное решение", которое, с его слов, было принято "еще в тот период, когда сформировался наш товарищеский союз". У кого после этого повернется язык сказать, что все прошло не по-дружески? Тем более, что в ближайшее время мы и не знаем, что творилось за кулисами.

Серьезность и пафосность оценок отца Всеволода Чаплина на фоне многочисленных комментариев в интернете и народных анекдотов про тандем даже несколько обескураживает. Однако все же невольно проникаешься доверием и почтением к остроумию того, кто придумал великий общероссийский дресс-код.

Перед историками протоиерей Всеволод Чаплин поставил важный вопрос: "Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике, пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая те, которые пытаются нас учить". Однако, можно в истории России вспомнить один подобный эпизод – на станции Дно в 1917 году, так же мирно и по-дружески, после некоторого обсуждения, подписал отречение император Николай II. Он сделал это ради страны. И это пример нравственности в политике.

Люди, жившие в советское время, могут позавидовать тому, что две политические фигуры меняются и не надо ждать смерти руководителя страны, чтобы он перестал быть главой – у него есть друзья, которые так же на время становятся руководителями.

Церковь в лице отца Всеволода Чаплина благословляет вертикальную систему управления страной, завязанную на одном человеке. В данном случае глава синодального отдела потворствует самым дремучим народным стереотипам о добром царе (царях) – "в стране, где от человека, возглавляющего вертикаль власти, зависят мир, благополучие и даже жизнь миллионов людей, передача власти должна быть максимально ответственной, должна исключать лобовые столкновения не просто личностей, а больших социальных групп, которые эти личности могут подтянуть на свою сторону".

При этом очевидно, что нравственное обоснование тандема представителем Церкви совсем не основано на каких-либо ценностях, вернее, не воспитывает никаких ценностей в гражданском обществе. Благословляется система, которая в перспективе ведет в никуда и не может продержаться к примеру более, чем 12 лет или 24 года. Рассуждения о нравственности напоминают гегелевскую фразу, которая в российском контексте, получается, звучит так: все действительное нравственно, но не наоборот.

Дискуссии автоматически становятся безнравственными в рамках такой конфигурации. Как отмечает отец Всеволод, "вместо ожесточенной борьбы за власть (которая имеет место даже в тех странах, которые пытаются учить нас "цивилизованной жизни") у нас действует дух мирного и нравственно обоснованного сотрудничества политиков, который всегда лучше конфликтов и противоречий".

Мировоззрение отца Всеволода основано на вполне продуманных и важных для России идеях о поддержке традиционного уклада, образа жизни, религии, консерватизма в политике и неприятия западной демократии в полном ее объеме. Для Церкви естественно остаивать самобытность и консерватизм. Однако в исторической перспективе яркие высказывания отца Всеволода вполне могут быть восприняты, как символ некоторого цинизма и сервилизма РПЦ 2010-х годов, тогда, когда уже сама РПЦ активно вступила в политическую борьбу и нащупывает свое идейное пространство в конкурентной среде. При этом яркие оценки и высказывания представителей Церкви формируют и усиливают ее публичный образ (гротескность этого образа - явление временное и проблема восприятия РПЦ со стороны самого общества), а также помогают играть политическую роль главной гражданской силы.

Изменятся ли в свете последних решений партии религиозная политика и государственно-церковные отношения? Неправославные смогут добиться ровно столько, сколько сил они применят для этого в публичном пространстве.

А вопрос о потенциальном изменении, возникновении даже каких-либо нюансов в отношениях государства и патриархии при будущем тандеме – скорее риторический. Все будет зависеть от политической ситуации, когда Путин может сыграть в медведевском амплуа в каких-то сферах, но вряд ли Медведев начнет играть в Путина.

Отличия в отношении Путина и Медведева к РПЦ существуют: первый использовал православие для укрепления государственной идеологии Русского мира, второй делал акцент на социальной роли Церкви и поддерживал почти все инициативы патриарха Кирилла. Стоит согласиться с Главой Ассоциации православных экспертов Кириллом Фроловым, что Церковь только выиграет от укрепления отношений и с тандемом, и что троица – Путин, Медведев и Кирилл – будут действовать более или менее сплоченно (вопрос о том, как они будут модернизировать Россию, пока фактически открыт).

И то, и другое более чем устраивает Церковь, которая стремится в том числе с помощью чиновничества укрепить свои позиции в обществе. Несмотря на свою информационную и законодательную активность в последние годы, Церковь остается традиционной консервативной структурой, которой в целом не нужны выборы, предвыборная борьба, бурная политическая конкуренция и демократия в ее практическом смысле. Во-первых, потому, что демократизация в обществе неизбежно затронет саму РПЦ (и это уже происходит), и высветит негативные стороны жизни Церкви или вообще отсутствие некоторых ее социальных функций. Во-вторых, идеология большинства священнослужителей, епископов и священников остается антидемократической, направленной на соблюдение традиций и обычаев, а не законов и демократических механизмов. Псевдомонархическое представление о России среди духовенства (о том, что это наше традиционное – чтобы во главе был царь, а мы в гармонии с ним идем строить Святую Русь с нашей самобытностью) действительно делает нравственно обоснованными игры тандема, какими бы жестокими внутри они ни были, куда бы они в концов не завели бы страну. Никому и ничего не докажешь, потому что во всем будет виновата либеральная интеллигенция.

Конечно, Россия никогда монархию более не воспримет, а к тандему относится совсем не как к Царю или к Царям, а с насмешкой, подозрением и интересом. Граждане следят за подковерной игрой наверху, как за актерами в масках в театре Кабуки – все масштабно, оригинально, и хочется мучительно понять,что же они хотят нам всем этим сказать. Все мирно, дружно и нравственно, но это не реальность, это только спектакль, который, похоже, будет длиться, пока не разрушится само здание театра.

Роман Лункин

"РЕЛИГИЯ И ПРАВО", 27 сентября 2011 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]