Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
01-12-2009 13:55
 
"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": Рокировочка. Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) назначен директором Соловецкого музея-заповедника

Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) назначен директором Соловецкого музея-заповедника. Соответствующий приказ на днях подписал министр культуры России Александр Авдеев. Предыдущий директор Соловецкого музея-заповедника, Михаил Лопаткин, работавший с 1976 года, в середине октября был избран главой администрации Соловков.

Архимандрит Порфирий (Шутов) был назначен наместником Соловецкого монастыря решением Синода от 10 октября 2009 года. До этого он выполнял обязанности казначея Троице-Сергиевой лавры.

Соловецкий музей-заповедник — федеральное государственное учреждение культуры, один из крупнейших музеев России, культурный, образовательный и туристический центр международного значения — находится на территории монастыря. В управлении музея более тысячи объектов культурного наследия, некоторые датируются V тысячелетием до Рождества Христова. Кроме церковного имущества, которое было в своем время построено на средства церкви, здесь множество памятников не церковных, таких как памятники ГУЛАГа, доисторического периода, а также природные ландшафты, которые нуждаются в сохранении.

До последнего времени музей конфликтовал с монастырем, который требовал вывести музейные объекты за пределы обители. Более того, представители Московского патриархата открыто заявляют о своих претензиях на всю территорию Соловецкого архипелага. До сих пор Русская православная церковь при поддержке Общественной палаты добивалась лишь придания островам статуса "духовно-исторического места".

Теперь монастырь окончательно монополизировал рынок на Соловках. Интересно, можно ли будет отныне попасть в музей простым туристам или это станет прерогативой одних лишь "паломников", за что вот уже несколько лет паломнические церковные структуры отчаянно бъются с туриндустрией?

30 НОЯБРЯ 2009, 10:07 Роман Лункин, Институт Европы РАН:

Патриархия, естественно, стремится получить свои святыни не только в пользование, но и в собственность. Особенно это касается крупнейших в России монастырских комплексов. Церкви уже переданы комплексы Ипатьевского монастыря и в процессе фактического захвата руководством местной епархией находится музей-заповедник "Рязанский кремль", где обустраиваются покои рязанского архиерея. В обоих случаях музейные коллекции были выставлены на улицу, за исключением церковных ценностей. Несмотря на то, что музейным сотрудникам были обещаны новые здания, в Костроме музей в реальности на время прекратил свое существование, пока не получил помещения. В Рязани этот вопрос еще стоит, а сотрудники устраивают антиепархиальные демонстрации с плакатами и лозунгами. Единственный положительный пример взаимоуважительного сотрудничества музея и крупного богатого монастыря — это сосуществование музея и Троице-Сергиевой лавры. Это произошло только благодаря корректной и взвешенной позиции наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Феогноста, интеллектуала и дипломата.

Интеллектуалов, умеющих общаться с щепетильными музейными работниками, которые годами "чахли" над своими сокровищами, мало. Об этом говорят конфликты музеев и церковных властей, церкви и отдельных граждан на Соловках, на Валааме (откуда со скандалами выселяют людей), в Пскове, где епархия требует себе Мирожский монастырь, а за раскрытие подробностей жизни и хозяйственной деятельности насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря анафеме был предан журналист Олег Дементьев. Скандалы возникают вокруг икон, как, к примеру, вокруг возможного переноса "Троицы" Рублева в Сергиев Посад или, как сейчас, вокруг временной передачи Торопецкой иконы "Богоматерь Одигитрия" из Русского музея. Церковные деятели не желают слышать голос музейщиков, многие из которых — верующие православные люди. Новые русские игумены и архиереи почему-то обращаются с музейными хранителями как с большевиками, которые отбирали ценности у Церкви в 1920-х годах, и сами отбирают их примерно таким же образом.

30 НОЯБРЯ 2009, 00:16 Андрей Игнатьев, социолог:

На мой взгляд, назначение бывшего директора Соловецкого музея-заповедника (созданного, если кто не знает или забыл, взамен концлагеря, который некогда тоже был создан взамен имевшего тут место быть монастыря) главой местной администрации — событие, я бы сказал, символическое, ибо не есть ли и вся отечественная история череда очень похожих замен? Полагаю, соответствующую модель перемещения руководящих кадров стоило бы распространить на всю нашу страну, которую тоже, наверное, можно рассматривать как своеобразный музей-заповедник.

Тут, правда, возникают вопросы, на которые я, к сожалению, не могу ответить: является ли назначение архимандрита Порфирия на освободившуюся таким образом должность классической высылкой на периферию (как водится у православных, на Соловки), почетным избавлением от прежних весьма деликатных обязанностей или же новым ответственным заданием руководства? Не обещает ли оно, в частности, очередное превращение музея-заповедника в монастырь? И не окажется ли указанная трансформация процессом циклическим, а не линейным?

Тем не менее, очевидно, что бывший казначей Троице-Сергиевой лавры — фигура в достаточной степени примечательная: мало того, что ответственная в самом буквальном смысле этого слова, но и весьма компетентная, притом как раз в тех специфических вопросах, которыми по службе должен заниматься директор любого отечественного музея-заповедника. При таком анамнезе (или послужном списке), полагаю, можно и федеральным министром культуры стать, и даже претендовать на карьеру, так сказать, в мировом масштабе — скажем, по линии ЮНЕСКО.

Более того, данный конкретный случай обмена руководящими кадрами между РПЦ и Минкультом — достаточно удачный (хотя, конечно, не факт, что поддающийся сколько-нибудь широкому тиражированию) прецедент решения тех весьма сложных проблем (как организационных, так и чисто юридических), которые уже во множестве возникают в процессе реально происходящей и даже отчасти узаконенной реституции бывших церковных ценностей (прежде всего недвижимости и антиквариата), ныне имеющих статус памятников культуры. В конце концов, культура — тоже слишком серьезное дело, чтобы доверять его искусствоведам и прочей богеме.

30 ноября 2009 г.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]